Основные понятия программно-технического уровня информационной безопасности
Программно-технические меры, то есть меры, направленные на контроль компьютерных сущностей — оборудования, программ и/или данных, образуют последний и самый важный рубеж информационной безопасности. Напомним, что ущерб наносят в основном действия легальных пользователей, по отношению к которым процедурные регуляторы малоэффективны. Главные враги — некомпетентность и неаккуратность при выполнении служебных обязанностей, и только программно-технические меры способны им противостоять.
Компьютеры помогли автоматизировать многие области человеческой деятельности. Вполне естественным представляется желание возложить на них и обеспечение собственной безопасности. Даже физическую защиту все чаще поручают не охранникам, а интегрированным компьютерным системам, что позволяет одновременно отслеживать перемещения сотрудников и по организации, и по информационному пространству.
Следует, однако, учитывать, что быстрое развитие информационных технологий не только предоставляет обороняющимся новые возможности, но и объективно затрудняет обеспечение надежной защиты, если опираться исключительно на меры программно-технического уровня. Причин тому несколько:
повышение быстродействия микросхем, развитие архитектур с высокой степенью параллелизма позволяет методом грубой силы преодолевать барьеры (прежде всего, криптографические), ранее казавшиеся неприступными;
развитие сетей и сетевых технологий, увеличение числа связей между информационными системами, рост пропускной способности каналов расширяют круг злоумышленников, имеющих техническую возможность организовывать атаки;
появление новых информационных сервисов ведет и к образованию новых уязвимых мест как «внутри» сервисов, так и на их стыках;
конкуренция среди производителей программного обеспечения заставляет сокращать сроки разработки, что приводит к снижению качества тестирования и выпуску продуктов с дефектами защиты;
навязываемая потребителям парадигма постоянного наращивания мощности аппаратного и программного обеспечения не позволяет долго оставаться в рамках надежных, апробированных конфигураций и, кроме того, вступает в конфликт с бюджетными ограничениями, из-за чего снижается доля ассигнований на безопасность.
Перечисленные соображения лишний раз подчеркивают важность комплексного подхода к информационной безопасности, а также необходимость гибкой позиции при выборе и сопровождении программно-технических регуляторов.
Центральным для программно-технического уровня является понятие сервиса безопасности.
Следуя объектно-ориентированному подходу, при рассмотрении информационной системы с единичным уровнем детализации мы увидим совокупность предоставляемых ею информационных сервисов. Назовем их основными. Чтобы они могли функционировать и обладали требуемыми свойствами, необходимо несколько уровней дополнительных (вспомогательных) сервисов — от СУБД и мониторов транзакций до ядра операционной системы и оборудования.
К вспомогательным относятся сервисы безопасности (мы уже сталкивались с ними при рассмотрении стандартов и спецификаций в области ИБ); среди них нас в первую очередь будут интересовать универсальные, высокоуровневые, допускающие использование различными основными и вспомогательными сервисами. Далее мы рассмотрим следующие сервисы:
идентификация и аутентификация;
управление доступом;
протоколирование и аудит;
шифрование;
контроль целостности;
экранирование;
анализ защищенности;
обеспечение отказоустойчивости;
обеспечение безопасного восстановления;
туннелирование;
управление.
- Федеральное агентство по образованию
- Лекция 1. Информационная безопасность Предисловие
- Современная ситуация в области информационной безопасности
- Проблемы безопасности лвс
- Термины и определения
- Рис 1.3. Схема обеспечения безопасности информации
- Классификация методов и средств защиты информации
- Безопасности
- Классификация угроз безопасности
- Основные непреднамеренные искусственные угрозы
- Неформальная модель нарушителя в ас
- Причины возникновения угроз ас и последствия воздействий
- Лекция 3. Основные направления защиты информации Классификация мер обеспечения информационной безопасности
- Классификация мер обеспечения безопасности компьютерных систем
- Закон о коммерческой тайне предприятия
- Лекция 4. Пакет руководящих документов Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации
- Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации
- Документы Гостехкомиссии России о модели нарушителя в автоматизированной системе
- Классификация защищенности средств вычислительной техники. Классификация защищенности автоматизированных систем
- Показатели защищенности межсетевых экранов
- Общие положения:
- Лекция 5. Организационные меры защиты информации
- Организационная структура, основные функции службы компьютерной безопасности
- Перечень основных нормативных и организационно-распорядительных документов, необходимых для организации комплексной системы защиты информации от нсд
- Планирование восстановительных работ
- Лекция 6. Административный уровень информационной безопасности
- Политика безопасности
- Программа безопасности
- Синхронизация программы безопасности с жизненным циклом систем
- Лекция 7. Управление рисками
- Подготовительные этапы управления рисками
- Основные этапы управления рисками
- Управление рисками при проектировании систем безопасности. Анализ рисков
- Рис 7.1. Схема подходов к проведению анализа рисков Общая схема анализа рисков
- Основные подходы к анализу рисков
- Анализ рисков в информационных системах с повышенными требованиями к безопасности
- Определение ценности ресурсов
- Оценка характеристик факторов риска
- Ранжирование угроз
- Оценивание показателей частоты повторяемости и возможного ущерба от риска
- Оценивание уровней рисков
- Лекция 8. Процедурный уровень информационной безопасности Основные классы мер процедурного уровня
- Управление персоналом
- Физическая защита
- Поддержание работоспособности
- Реагирование на нарушения режима безопасности
- Планирование восстановительных работ
- Лекция 9. Аппаратно-программные средства защиты
- Основные механизмы защиты компьютерных систем от проникновения в целях дезорганизации их работы и нсд к информации
- Основные понятия программно-технического уровня информационной безопасности
- Идентификация и аутентификация
- Парольная аутентификация
- Одноразовые пароли
- Сервер аутентификации Kerberos
- Идентификация и аутентификация с помощью биометрических данных
- Управление доступом
- Ролевое управление доступом
- Модель безопасности БеллаЛа Падулы
- Р Нарушениесвойства Ограниченияис.9.4. Схема запрещенного взаимодействия конфиденциального объекта
- Системы разграничения доступа
- Диспетчер доступа. Сущность концепции диспетчера доступа состоит в том, что некоторый абстрактный механизм является посредником при всех обращениях субъектов к объектам (рис.9.5).
- Атрибутные схемы
- Лекция 10. Основные понятия криптологии, криптографии и криптоанализа
- Краткая история. Традиционные симметричные криптосистемы
- Симметричные системы с закрытым (секретным) ключом
- Алгоритмы des и Тройной des
- Алгоритм idea
- Алгоритм гост 28147-89
- Асимметричные системы с открытым ключом. Математические основы шифрования с открытым ключом
- Алгоритм rsa (Rivest, Shamir, Adleman)
- Алгоритм Эль Гамаля
- Лекция 11. Электронная цифровая подпись
- Контроль целостности
- Цифровые сертификаты
- Основные типы криптоаналитических атак
- Лекция 12. Управление механизмами защиты
- Система обеспечения иб рф, ее основные функции и организационные основы
- Общие методы обеспечения иб рф
- Особенности обеспечения иб рф в различных сферах жизни общества
- Организационные, физико-технические, информационные и программно-математические угрозы. Комплексные и глобальные угрозы иб деятельности человечества и обществ
- Источники угроз иб рф
- Организационное и правовое обеспечение
- Информационной безопасности рф. Правовое
- Регулирование информационных потоков
- В различных видах деятельности общества
- Международные и отечественные правовые и нормативные акты обеспечения иб процессов переработки информации
- Организационное регулирование защиты процессов переработки информации
- Категорирование объектов и защита информационной собственности
- Лекция 14. Методологические основы
- Обеспечения информационной безопасности
- Жизнедеятельности общества и его структур
- Современные подходы к обеспечению решения проблем иб деятельности общества
- Методология информационного противоборства.
- Информационно - манипулятивные технологии
- Технологии информационного противоборства в Интернете и их анализ
- Лекция 15. Всемирная паутина - World Wide Web (www)
- Поиск информации в Интернете с помощью браузера
- Примеры политик для поиска информации
- Веб-серверы
- Примеры политик веб-серверов
- Лекция 16. Электронная почта Использование электронной почты
- Основы e-mail
- Угрозы, связанные с электронной почтой
- Защита электронной почты
- Хранение электронных писем
- Приложения
- Законодательство Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной безопасности Основы законодательства России по вопросам защиты информации
- Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- Глава 23. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
- Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности
- Глава 25. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
- Глава 29. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
- Глава 28. Преступления в сфере компьютерной информации
- Глава 6. Общие положения:
- Глава 38. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
- Глава 45. Банковский счет:
- Глава 48. Страхование
- Важнейшие законодательные акты в области защиты информации
- 3.2.1. Закон рф «о государственной тайне»”
- Раздел VI, статья 20 Закона относит к органам, осуществляющим защиту государственной тайны на территории Российской Федерации, следующие организации:
- Закон рф “Об информации, информатизации и защите информации”
- Защита конфиденциальной информации