Классификация методов и средств защиты информации
Все мероприятия по защите информации в общем плане должны обеспечить достижение следующих целей:
предупреждение появления угроз информации;
выявление возможных направлений и степени нарастания опасности нарушения безопасности информации;
обнаружение реальных фактов нарушения безопасности информации;
пресечение разглашения, утечки и несанкционированного доступа к информации, нарушения ее целостности и потери;
ликвидация или снижение уровня ущерба от нарушения безопасности информации и ее использования злоумышленниками.
Рассмотрим основные способы защиты информации (табл. 1.1). Препятствия физически преграждают злоумышленнику путь к защищаемой информации (т.е. на территорию и в помещения с аппаратурой, носителями информации и т.п.).
Управление доступом — способ защиты информации регулированием использования всех ресурсов систем (технических, программ средств, элементов баз данных). Предполагается, что в системе обработки данных установлены четкие и однозначные регламенты работы для пользователей, технического персонала программных средств, элементов баз данных и носителей информации.
В системе обработки данных должны быть регламентированы дни недели и время суток, в которые разрешена работа пользователям и персоналу системы.
В дни работы персонала должны быть определен перечень ресурсов системы, к которым разрешен доступны и порядок доступа к ним.
Необходимо иметь список лиц, которым предоставлено право на использование технических средств, программ и функциональных задач.
Для элементов баз данных указываются список пользователей, имеющих право доступа, и перечень процедур.
Для носителей информации строго определяются место постоянного хранения, список лиц, имеющих право получать их, перечень программ, имеющих право обращения к носителям.
Таблица 1.1. Способы защиты информации
-
Способы защиты информации
Препятствия
Управление доступом
Маскировка (кодирование)
Регламентация
Принуждение
Побуждение
Формальные
Неформальные
Физические
Аппаратные
Программные
Организационные
Законодательные
Морально-этические
Средства защиты информации
Собственно управление доступом включает следующие функции защиты:
идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы, причем под идентификацией понимается присвоение каждому названному выше объекту персонального идентификатора (имени, кода, пароля и т.п.) и опознание (установление подлинности) субъекта или объекта по предъявленному им идентификатору;
проверку полномочий, заключающуюся в проверке соответствия дня недели, времени суток, а также запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту;
разрешение и создание условий работы в пределах (и только в пределах) установленного регламента;
регистрацию (протоколирование) обращений к защищаемым ресурсам;
реагирование (задержка работ, отказ, отключение, сигнализация) при попытках несанкционированных действий.
Маскировка — способ защиты информации путем ее криптографического закрытия. Специалисты считают криптографическое закрытие весьма эффективным как с точки зрения собственно защиты, так и с точки зрения наглядности для пользователей. За рубежом этот вид защиты широко применяется при обработке и хранении информации. При передаче информации по линиям связи большой протяженности криптографическое закрытие является единственным способом надежной ее защиты.
Регламентация как способ защиты заключается в разработке и реализации в процессе функционирования систем обработки данных комплексов мероприятий, создающих такие условия автоматизированной обработки и хранения защищаемой информации, при которых возможности несанкционированного доступа к ней сводились бы к минимуму.
Специалисты утверждают [24, 49, 57], что для эффективной защиты необходимо строго регламентировать структурное построение (архитектура зданий, оборудование помещений, размещение аппаратуры и т.п.), технологические схемы автоматизированной обработки защищаемой информации, организацию и обеспечение работы всего персонала, занятого обработкой информации и т.п.
Принуждение — такой способ защиты, при котором пользователи и персонал систем обмена данными вынуждены соблюдать правила обработки и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности.
Рассмотренные способы защиты информации реализуются применением различных средств защиты. Различают технические, программные, организационные, законодательные и морально-этические средства (табл.1.1).
Техническими называются средства, которые реализуются в виде электрических, электромеханических, электронных устройств. Всю совокупность технических средств принято делить на аппаратные и физические. Под аппаратными техническими средствами защиты понимаются устройства, встраиваемые непосредственно в аппаратуру систем обработки данных, или устройства, которые сопрягаются с аппаратурой по стандартному интерфейсу. Наиболее известные аппаратные средства, используемые на первом этапе, — это схемы контроля информации по четности, схемы защиты полей памяти по ключу, специальные регистры (например, регистры границ поля запоминающих устройств) и т.п.
Физическими называются такие средства, которые реализуются в виде автономных устройств и систем (электронно-механическое оборудование охранной сигнализации и наблюдения, замки на дверях, решетки на окнах и т.п.).
Программные средства защиты образуют программы, специально предназначенные для выполнения функций, связанных с защитой информации.
Организационными средствами защиты называются организационно-технические и организационно-правовые мероприятия, осуществляемые в процессе создания и эксплуатации систем для обеспечения защиты информации. Организационные мероприятия охватывают все структурные элементы систем обработки данных на всех этапах их жизненного цикла: строительство помещений, проектирование системы, монтаж и наладка оборудования, испытания и проверки, эксплуатация.
К законодательным средствам защиты относятся законодательные акты, которыми регламентируются правила использования и обработки информации ограниченного доступа и устанавливаются меры ответственности за нарушение этих правил.
К морально-этическим средствам защиты относятся всевозможные нормы, которые сложились традиционно или складываются по мере распространения вычислительных средств в стране или обществе. Эти нормы большей частью не являются обязательными как законодательные меры, однако несоблюдение их ведет обычно к потере авторитета, престижа человека или группы лиц (организаций).
Морально-этические нормы бывают как «неписаные» (например, общепринятые нормы честности, патриотизма и т.п.), так и регламентированные в законодательном порядке, т.е. в виде свода правил и предписаний. Наиболее характерным примером таких норм является Кодекс профессионального поведения членов Ассоциации пользователей ЭВМ США [84, 85].
Все рассмотренные средства защиты делятся на формальные и неформальные. К первым относятся средства, выполняющие защитные функции строго по заранее предусмотренной процедуре и без непосредственного участия человека. К неформальным средствам отнесены такие, которые либо определяются целенаправленной деятельностью людей, либо регламентируют (непосредственно или косвенно) эту деятельность.
На первом этапе развития концепций защиты информации преимущественное развитие имели программные средства, второй этап характеризовался интенсивным развитием всех основных классов средств, на третьем этапе все определенней вырисовываются следующие тенденции:
аппаратная реализация основных функций защиты;
создание комплексных средств защиты, выполняющих несколько различных функций защиты;
унификация и стандартизация средств.
Лекция 2. Угрозы информационной
- Федеральное агентство по образованию
- Лекция 1. Информационная безопасность Предисловие
- Современная ситуация в области информационной безопасности
- Проблемы безопасности лвс
- Термины и определения
- Рис 1.3. Схема обеспечения безопасности информации
- Классификация методов и средств защиты информации
- Безопасности
- Классификация угроз безопасности
- Основные непреднамеренные искусственные угрозы
- Неформальная модель нарушителя в ас
- Причины возникновения угроз ас и последствия воздействий
- Лекция 3. Основные направления защиты информации Классификация мер обеспечения информационной безопасности
- Классификация мер обеспечения безопасности компьютерных систем
- Закон о коммерческой тайне предприятия
- Лекция 4. Пакет руководящих документов Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации
- Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации
- Документы Гостехкомиссии России о модели нарушителя в автоматизированной системе
- Классификация защищенности средств вычислительной техники. Классификация защищенности автоматизированных систем
- Показатели защищенности межсетевых экранов
- Общие положения:
- Лекция 5. Организационные меры защиты информации
- Организационная структура, основные функции службы компьютерной безопасности
- Перечень основных нормативных и организационно-распорядительных документов, необходимых для организации комплексной системы защиты информации от нсд
- Планирование восстановительных работ
- Лекция 6. Административный уровень информационной безопасности
- Политика безопасности
- Программа безопасности
- Синхронизация программы безопасности с жизненным циклом систем
- Лекция 7. Управление рисками
- Подготовительные этапы управления рисками
- Основные этапы управления рисками
- Управление рисками при проектировании систем безопасности. Анализ рисков
- Рис 7.1. Схема подходов к проведению анализа рисков Общая схема анализа рисков
- Основные подходы к анализу рисков
- Анализ рисков в информационных системах с повышенными требованиями к безопасности
- Определение ценности ресурсов
- Оценка характеристик факторов риска
- Ранжирование угроз
- Оценивание показателей частоты повторяемости и возможного ущерба от риска
- Оценивание уровней рисков
- Лекция 8. Процедурный уровень информационной безопасности Основные классы мер процедурного уровня
- Управление персоналом
- Физическая защита
- Поддержание работоспособности
- Реагирование на нарушения режима безопасности
- Планирование восстановительных работ
- Лекция 9. Аппаратно-программные средства защиты
- Основные механизмы защиты компьютерных систем от проникновения в целях дезорганизации их работы и нсд к информации
- Основные понятия программно-технического уровня информационной безопасности
- Идентификация и аутентификация
- Парольная аутентификация
- Одноразовые пароли
- Сервер аутентификации Kerberos
- Идентификация и аутентификация с помощью биометрических данных
- Управление доступом
- Ролевое управление доступом
- Модель безопасности БеллаЛа Падулы
- Р Нарушениесвойства Ограниченияис.9.4. Схема запрещенного взаимодействия конфиденциального объекта
- Системы разграничения доступа
- Диспетчер доступа. Сущность концепции диспетчера доступа состоит в том, что некоторый абстрактный механизм является посредником при всех обращениях субъектов к объектам (рис.9.5).
- Атрибутные схемы
- Лекция 10. Основные понятия криптологии, криптографии и криптоанализа
- Краткая история. Традиционные симметричные криптосистемы
- Симметричные системы с закрытым (секретным) ключом
- Алгоритмы des и Тройной des
- Алгоритм idea
- Алгоритм гост 28147-89
- Асимметричные системы с открытым ключом. Математические основы шифрования с открытым ключом
- Алгоритм rsa (Rivest, Shamir, Adleman)
- Алгоритм Эль Гамаля
- Лекция 11. Электронная цифровая подпись
- Контроль целостности
- Цифровые сертификаты
- Основные типы криптоаналитических атак
- Лекция 12. Управление механизмами защиты
- Система обеспечения иб рф, ее основные функции и организационные основы
- Общие методы обеспечения иб рф
- Особенности обеспечения иб рф в различных сферах жизни общества
- Организационные, физико-технические, информационные и программно-математические угрозы. Комплексные и глобальные угрозы иб деятельности человечества и обществ
- Источники угроз иб рф
- Организационное и правовое обеспечение
- Информационной безопасности рф. Правовое
- Регулирование информационных потоков
- В различных видах деятельности общества
- Международные и отечественные правовые и нормативные акты обеспечения иб процессов переработки информации
- Организационное регулирование защиты процессов переработки информации
- Категорирование объектов и защита информационной собственности
- Лекция 14. Методологические основы
- Обеспечения информационной безопасности
- Жизнедеятельности общества и его структур
- Современные подходы к обеспечению решения проблем иб деятельности общества
- Методология информационного противоборства.
- Информационно - манипулятивные технологии
- Технологии информационного противоборства в Интернете и их анализ
- Лекция 15. Всемирная паутина - World Wide Web (www)
- Поиск информации в Интернете с помощью браузера
- Примеры политик для поиска информации
- Веб-серверы
- Примеры политик веб-серверов
- Лекция 16. Электронная почта Использование электронной почты
- Основы e-mail
- Угрозы, связанные с электронной почтой
- Защита электронной почты
- Хранение электронных писем
- Приложения
- Законодательство Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной безопасности Основы законодательства России по вопросам защиты информации
- Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- Глава 23. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
- Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности
- Глава 25. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
- Глава 29. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
- Глава 28. Преступления в сфере компьютерной информации
- Глава 6. Общие положения:
- Глава 38. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
- Глава 45. Банковский счет:
- Глава 48. Страхование
- Важнейшие законодательные акты в области защиты информации
- 3.2.1. Закон рф «о государственной тайне»”
- Раздел VI, статья 20 Закона относит к органам, осуществляющим защиту государственной тайны на территории Российской Федерации, следующие организации:
- Закон рф “Об информации, информатизации и защите информации”
- Защита конфиденциальной информации