logo
Материалы для PDF / Информационная безопасность

В различных видах деятельности общества

Процессы регулирования информационно-пропагандистского сопровождения любого вида деятельности общества и его струк­тур на мировом и российском информационном пространстве являются обеспечивающей частью ИБ. Рассмотрение этой про­блематики необходимо по следующим причинам.

Во-первых, средства массовой коммуникации в настоящее время трансформировались из сферы профессиональной деятельности журналистов в фактор эффективного влияния и стали политиче­ским институтом. Однако область средств массовой коммуника­ции, информационного обмена и защиты процессов переработки информации является наименее кодифицированной в междуна­родном публичном праве и, соответственно, можно изучить пред­посылки их направленного влияния для формирования позиций в интересах проводимой Российской Федерацией информационной политики.

Во-вторых, вопросы законодательной базы в области средств массовой информации (СМИ), допустимого уровня иностранного присутствия на внутрироссийском информационном пространстве являются в России в настоящее время наиболее злободневными, так как это — предметы внимания постоянного мониторинга эк­спертов Совета Европы и ОБСЕ; они интенсивно обсуждаются в компетентных ведомствах и парламенте Российской Федерации.

В-третьих, за последние три года в Российской Федерации принято несколько важных документов доктринального характе­ра, которые влекут за собой существенные изменения и кодифи­кацию правового поля в сфере средств массовой коммуникации, информационных отношений, информационно-пропагандистского обеспечения внешнеполитической деятельности нашего государ­ства. Они могут существенно повлиять на постулируемую им по­зицию в данной области на международной арене.

В-четвертых, несмотря на то, что регулирование информаци­онных отношений (информация, средства и методы ее доведения для потребителя) является наименее разработанной областью права, как внутреннего, так и международного, за последние 13 лет в сфере внутреннего права массовой информации Россия значительно продвинулась на пути ликвидации отрыва, отделя­ющего ее от наиболее развитых в этом отношении стран мира, а в области международного права внесла значительный вклад в фор­мирование принципов и норм нарождающейся отрасли права в области ИБ.

Понятие информационного права возникло относительно не­давно, 15—20 лет назад, хотя сами понятия «информация» и «ин­формационные отношения» существовали издавна. Однако для человека любое явление существует лишь постольку, поскольку оно нашло свое место в иерархии понятий, описывающих окру­жающую человека и его мировосприятие действительность.

Правовой фактор приобретает особую роль и в связи с ростом значения информационно-пропагандистской деятельности и так называемой публичной дипломатии в условиях продолжающегося «информационного взрыва». Реалией сегодняшнего дня стало ис­пользование информации в качестве оружия, в том числе и ору­жия массового поражения. Угроза применения достижений в об­ласти информационных технологий в целях, не совместимых с задачами поддержания международного мира, например в каче­стве оружия терроризма, весьма реальна, что показали события, произошедшие 11 сентября 2001 г. в США. Это требует совместного принятия превентивных мер, в том числе и правового характера, для недопущения использования информационно-компьютерных технологий в целях ведения информационных войн, осуществле­ния террористических ударов.

В качестве инструмента регулирования этих процессов может быть принято международное право массовой информации.

Международное право массовой информации — это совокупность специальных международных принципов и норм, регулирующих права и обязанности субъектов международного права в процессе использования (или санкционирования использования) средств массовой информации.

Информация (особенно массовая) является важным средством формирования национального и международного общественного мнения, неотъемлемым компонентом внутригосударственной и внешней политики. Распространение массовой информации за пре­делы границ государства местонахождения ее источника предпола­гает и международно-правовые ограничения свободы информации.

Правомерно и даже более оправдано использование термина «массовые коммуникации», который включает в себя не только распространение информации, но и взаимные контакты между источниками информации и ее потребителями, т.е. обратную ин­формационную связь.

Нормы данной отрасли права регламентируют как технические аспекты распространения массовой информации, так и вопросы ее содержания.

К настоящему моменту сформулирован ряд главных принци­пов, регулирующих международное использование средств мас­совой информации:

1. Каждое государство имеет право на распространение массо­вой информации за пределами своих границ.

2. Все народы имеют право на свободный доступ к сведениям, распространяемым с помощью средств массовой информации.

3. Все государства имеют право развивать свои средства мас­совой информации и использовать их в трансграничном мас­штабе.

4. Государства обязаны воздерживаться от распространения и пресекать распространение ряда антидемократических, реакци­онных идей, таких как пропаганда войны, расовая дискримина­ция, апартеид, порнография и др.

5. Государства вправе противодействовать распространению че­рез средства массовой информации идей, противоречащих основ­ным принципам международного права.

6. Государства обязаны воздерживаться от использования и пре­секать использование национальных средств массовой информа­ции для вмешательства во внутренние дела государств, а также от клеветнических кампаний, оскорбительной или враждебной про­паганды в отношении других государств.

7. Государства обязаны поощрять распространение прогрессив­ных общедемократических идей.

8. Государства обязаны осуществлять контроль за деятельностью национальных органов массовой информации, распространяющих идеи и сведения за границей.

В формировании правовой базы информационного права ак­тивное участие принимает Организация Объединенных Наций (ООН), в том числе Генеральная Ассамблея (ГА) ООН. Активную роль в этом процессе играют Комитет ООН по информации и ЮНЕСКО. Принципы и нормы, которые становятся ее осно­вой, были зафиксированы во многих документах ООН. Однако ввиду того, что в настоящий момент происходит обособление этой отрасли международного права, его нормы и принципы рассредоточены по документам, регламентирующим смежные отрасли.

В проблеме международной информационной безопасности обозначились два различных подхода. США и поддерживающие их ряд стран НАТО пытаются свести общую проблему к частным направлениям информационной преступности и информационного терроризма. Возможность создания информационного оружия и угроза возникновения информационных войн отодвигаются ими на задний план. Отрицается, соответственно, и разоруженческий аспект проблемы. Подобный подход позволяет сохранить свободу для дальнейших военных разработок в этой сфере, создания новых видов информационного оружия. В таком подходе США и раз­вивающиеся страны (КНР, Индия, ЮАР, Египет, Пакистан) видят угрозу их изоляции от активного участия в решении про­блемы и, кроме того, попытку консервации их уязвимости от информационной агрессии (например, Ирак и Югославия).

В соответствии с рекомендациями резолюции ГА ООН «Дости­жения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» (2000 г.) в МИД России в каче­стве нового российского вклада в обсуждение этой темы в ООН был подготовлен проект документа «Общая оценка проблем ин­формационной безопасности. Угрозы международной информа­ционной безопасности». Данный документ передан в июне 2001 г. в Секретариат ООН и включен в доклад Генерального секретаря по данной теме на 56-й сессии ГА ООН.

Таким образом, Россия играет одну из ключевых ролей в обла­сти разработки правовых механизмов регулирования проблемати­ки информационного противоборства и, как следствие, между­народной ИБ. Осознание российским политическим руководством насущной необходимости выработки общемировых правил игры на информационном поле, политическая воля и активные дей­ствия, предпринимаемые им в данном направлении, служат га­рантией того, что нашей стране удастся улучшить свое нынешнее положение в данной сфере.

Распространение массовой информации с помощью электро­связи (радиовещание, международное телевизионное вещание через искусственные спутники Земли, компьютерные информа­ционные сети) не поддается контролю со стороны государства, на территории которого население получает информацию. Но для обеспечения международного сотрудничества в этой сфере важно обеспечить техническую совместимость передающей и принима­ющей аппаратуры, а также исключить взаимные помехи, что обус­ловливает важность такого сотрудничества.

О незаконченности процесса выделения рассматриваемой от­расли международного права говорит и тот факт, что еще не полу­чило никакого международно-правового осмысления появление сетей Интернет. Проблема правовой характеристики Интернета нуждается в специальном исследовании и соответствующем доку­ментально-правовом оформлении, которое бы отразило всю много­гранность его природы, так как данное образование не может рассматриваться только как средство массовой информации в силу своей многофункциональной структуры. По аналогии с теорией права можно выделить два подхода к проблеме правового регулирования в сети Интернет: первый про­пагандирует абсолютную свободу, второй — верховенство законо­дательства в сети. Первый подход базируется на сетевых традициях и имеет очень значительное число приверженцев среди сетевого сообщества, второй подход не так распространен, более того, он встречает резкое неприятие части пользователей сети и организо­ванный протест сторонников «Интернет-анархии» и «Интернет-фундаменталистов». Существует еще одна тенденция: большин­ство пользователей Интернета негативно относится к тому, что­бы государство контролировало содержание распространяемых материалов.

Россия входит в число стран-лидеров по объему информаци­онного законодательства. Кроме положений Конституции РФ и инкорпорированных во внутреннее право норм международного характера одной из особенностей российской правовой системы является наличие в ней законов, содержащих право массовой ин­формации в чистом виде (Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 № 24-ФЗ, «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.96 № 85-ФЗ).

Существует также большое количество законов, регулирующих разные стороны информационной деятельности применительно к конкретным явлениям: Закон РФ «О средствах массовой ин­формации» от 27.12.91 № 2124-1, Федеральные законы «О госу­дарственной поддержке средств массовой информации и книго­издания Российской Федерации» от 01.12.95 № 191-ФЗ, «О рекла­ме» от 18.07.95 № 108-ФЗ, Законы РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93 № 5352-1, «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.92 № 3523-1.

Имеется огромное количество указов Президента РФ и поста­новлений Правительства РФ, принято также значительное коли­чество документов по вопросам телевидения и радиовещания, отдельным средствам массовой информации.

Концепция государственной информационной политики 1998 г., одобренная Государственной думой и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического кон­сультативного совета при Президенте РФ, в разд. 2.6 «Информа­ционное право» предусматривает формирование правовой базы информационных отношений. Концепции развития законодатель­ства, осуществляемые с 1995 г., активно влияют на законопроект­ный процесс в данной области. Формируется законодательная основа регулирования отношений в области информатики, что подразумевает и активное участие страны в формировании между­народных норм в этой сфере.