logo
Avtomatizaciya bankovskoy deyatel'nosti - kurso

Заключение

До определенного времени банковское программное обеспечение практически полностью соответствовало состоянию большинства российских банков. Какие требования банк выдвигал к ПО в тот или иной период времени, такое ПО он и получал. Сегодня, ситуация изменилась. В настоящее время в банках идут процессы укрупнения, слияния. Банковский бизнес становится более разнообразным. А так как в основном модели банковского бизнеса во многом построены на западных моделях, то российское ПО действительно не всегда приемлемо, поскольку оно существенно уступает западным аналогам и по производительности, и по функциональности26.

И здесь можно сказать, что если российские разработчики в ближайшее время не изменят своей "производственной политики", то в ближайшем будущем сегмент крупнейших российских банков, первые 20 или 30, постепенно перейдут на западные решения. Помимо того, что западные решения более функциональные и производительные, архитектурно они более изящны и продуманы, как следствие, обладают более высокими техническими характеристиками, такими как надежность, масштабируемость и т.п.

Что касается вопроса цены, то в данном случае вряд ли он является определяющим, поскольку в целом для крупных российских банков западные решения они уже не являются столь дорогими и во многом еще нашим российским компаниям не хватает имиджа, скажем так. Гораздо проще банковскому менеджеру потратить 3-4-5 млн. долларов на закупку какой-то западной известной системы, чем обосновать покупку российской системы за 1-1,5 млн. долларов.

Если говорить об эффективности использования ИТ оборудования и если воспринимать этот вопрос не как чисто аппаратное оборудование, а комплексно (компьютеры плюс используемое программное обеспечение, связь, другая периферия), то бывают парадоксальные ситуации. Например, несколько лет назад один крупнейший российский банк приобрел дорогую западную систему для корпоративной деятельности и до сих пор ее не использует, положив коробку с дистрибутивами на полку, но при этом исправно платя за сопровождение. Была ли это дань моды? Вряд ли. Просто на тот момент так сложилось, что было принято решение о покупке, но потом по каким-то внутри политическим причинам от использования системы отказались.

Но это, как правило, исключение из практики. Все-таки, те инвестиции, которые вкладываются собственниками банка в инфраструктуру ИТ, как правило, осваиваются, и оборудование не простаивает. Другой вопрос – эффективность использования. Здесь не хотелось бы обобщать, т.к. это сложная для обсуждения тема, требующая взвешенного рассмотрения каждого отдельного проекта.

Безусловно, оценки развития ИТ в российских банках приходится слышать самые разные. Конечно же истина лежит где-то по середине - утверждение о том что ИТ для банков является самым передовым и продвинутыми также неверно, как и то, что в банках ситуация катастрофически плоха. В целом, положение с ИТ в банках можно оценить как среднее. Да, банковский рынок на протяжении 10-12 лет являлся одним из наиболее емких сегментов рынка ИТ, и поэтому инвестиции в ИТ в банках были гораздо выше, чем в других сегментах рынка.

В то же время, даже если рассматривать десятку самых крупных банков страны, то нельзя сказать, что ситуация с ИТ у каждого из них лучше чем у банков второго десятка или банков первой сотни. Это связано с тем, что далеко не всегда большие инвестиции в ИТ дают тот эффект, который ожидает банк. Более того, крупнейшие российские банки (к примеру, банки первой 20-ки) чаще испытывают проблемы с ИТ, нежели мелкие банки, поскольку в крупных банках задачи масштабнее и ИТ зачастую испытывает на себе воздействие от внутриполитических проблем. Одна из этих проблем - взаимодействие ИТ с бизнес-подразделениями.

Что касается развития ИТ в банках, то до недавнего времени банковские ИТ развивались довольно хаотично, вместе с собственно бизнесом банков, при этом зачастую без какой либо стратегии. Но это не вина специалистов по банковским ИТ, скорее это объективное отражение ситуации в нашей стране, когда бизнес не мог строить долговременных планов и развивался по ситуации.

Если говорить о технических оценках автоматизации, то можно сказать, что, как правило, в российских банках достаточно хорошо автоматизированы задачи, относящиеся к работе бэк офиса. Что касается автоматизации фронт-офиса, управления рисками и систем управленческой информации и анализа, то это задачи, для решения которых многим банкам ещё предстоит напряженно работать. Причины этому кроются в том, что данные задачи не так давно ставятся во многих российских банках даже на уровне методологии. Если же рассматривать текущий уровень автоматизации в разрезе направлений деятельности банков, то наиболее слабо автоматизированы инвестиционные процессы, поскольку и игроков на рынке ИТ, поставляющих инвестиционные решение очень мало, да и сами по себе эти процессы достаточно сложные.

Судя по всему, в ближайшее время темпы развития БС (особенно в нашей стране) будут стремительно расти. Практически все появляющиеся сетевые технологии будут быстро браться банками на вооружение. Неизбежны процессы интеграции банков в рамках национальных и мировых банковских сообществ. Это обеспечит постоянный рост качества банковских услуг, от которого выиграют в конечном счете все - и банки и их клиенты.