3.3. Преимущества банков с централизованной системой
Переход от распределенной к централизованной схеме обработки данных по существу означает переход количественных изменений в качественные. В общем случае все плюсы этого процесса можно разделить на две большие группы14:
-
открывающиеся принципиально новые возможности бизнеса;
-
снижение операционных затрат и общая экономия средств за счет более эффективного использования ранее имевшихся ресурсов.
Рассмотрим эти позитивные стороны централизованной схемы подробнее.
Новый уровень обслуживания клиентов. Поскольку для большинства кредитных учреждений обслуживание клиентов представляет собой наиболее значимую часть их бизнеса, задача привлечения новых клиентов и сохранения старых стоит достаточно остро. Каждый банк старается максимально расширить возможный перечень оказываемых услуг и повысить их качество, и в этом централизованная АБС может оказать существенную помощь. Ее работа строится на основе взаимодействия с единой базой данных в режиме реального времени, поэтому уже сама эта схема по определению позволяет устранить многие организационные ограничения; в частности, получив упрощенный доступ к актуальной информации о клиенте, банк может обслуживать его в любом своем филиале и при этом повысить оперативность предоставления услуг. Помимо сказанного несомненным достоинством централизованной АБС является возможность создания единой клиентской базы банка, за счет чего решается проблема дублирования информации и обеспечивается сопоставление сведений об операциях, проводимых клиентом в разных филиалах.
Снижение операционных затрат и экономия средств. Еще одно серьезное преимущество централизованной АБС — значительное снижение расходов на текущую работу кредитного учреждения.
Здесь в первую очередь стоит отметить, что работа в централизованной банковской системе потребует стандартизации технологий выполнения операций, которая, в свою очередь, окажет огромное положительное влияние на эффективность управления кредитным учреждением. Единые алгоритмы выполнения операций, единая нормативно-справочная информация, единая клиентская база, четкие схемы разграничения полномочий позволяют минимизировать нестыковки, защититься от ошибок в работе и снизить операционные риски. Кроме того, четкая регламентация действий по выполнению банковских операций может привести к существенному снижению квалификационных требований к операционным работникам и бухгалтерам, составляющим штат филиалов и дополнительных офисов, что также дает экономию. Но, безусловно, положительный эффект от стандартизации технологий можно получить лишь при условии грамотного подхода к созданию технологических инструкций на основе анализа и всестороннего учета особенностей каждого конкретного кредитного учреждения, а также изучения передового опыта решения подобных задач в других организациях.
С переходом на единую базу данных существенно упрощается выполнение ряда ранее особо трудоемких задач, таких как, например, формирование консолидированной отчетности. Очевидно, что строить консолидированную отчетность, используя централизованную базу данных, в которой содержится информация о деятельности всех подразделений, намного легче, чем сводить вместе подготовленные филиалами пакеты отчетов. А учитывая тот факт, что итоговая отчетность зачастую формируется итерационным методом (поскольку в исходные данные периодически требуется вносить соответствующие изменения), задача упрощается на порядок. Кроме того, консолидацию некоторых видов отчетности просто нереально осуществить простым суммированием, следовательно, первичную информацию нужно будет запрашивать из филиалов (в случае использования распределенной АБС). Если же в банке установлена централизованная автоматизированная банковская система, то все необходимые данные присутствуют в единой базе, и извлечение их для дальнейшей обработки и получения итоговой отчетности не представляет особого труда. Таким образом, средства банка экономятся, с одной стороны, потому что подготовка отчетности становится менее трудоемкой, а с другой — вследствие сокращения штатного состава филиалов и снижения квалификационных требований, предъявляемых к их сотрудникам, занимающимся отчетностью.
Существенно снижаются затраты кредитного учреждения и на поддержание работоспособности автоматизированной системы — за счет того, что вычислительные мощности переносятся из филиалов банка в головной офис. При этом как минимум устраняется требование наличия в филиалах квалифицированных технических специалистов, выполняющих администрирование СУБД и АБС и как максимум снижается общая трудоемкость администрирования АБС, поскольку все изменения (связанные, например, с поддержанием законодательной базы в актуальном состоянии) вносятся в систему централизованно и автоматически распространяются на всех пользователей, сколь далеко от головного офиса ни располагалось бы их место работы. Кроме того, сама собой решается задача унификации программного обеспечения — в первую очередь в части основной операционной работы. И вместе с тем снижаются затраты на поддержание АБС в работоспособном состоянии: сокращаются расходы на сопровождение системы и отпадает необходимость репликации актуальных данных между разными системами. Соответственно, нет нужды держать высокооплачиваемых специалистов для обслуживания разнообразного программного обеспечения.
Вполне логичным в рамках централизованной схемы обработки данных видится переход на безбумажную технологию. Современные средства криптографической защиты позволяют отказаться от обязательного использования бумажных носителей, что в итоге существенно упрощает и ускоряет документооборот. Появляется также возможность передачи значительных объемов данных на большие расстояния без риска несанкционированного перехвата информации или ее сознательного искажения, отпадает необходимость физической транспортировки первичных бумажных документов. И что характерно: во много раз сокращаются расходы банка на содержание архива документов, ведь электронные носители гораздо компактнее, менее требовательны к условиям хранения и проще в использовании.
- Содержание
- Введение
- 1. Информационные технологии в банках вчера и сегодня
- 2. Автоматизация банковской деятельности
- 3. Централизованная автоматизированная банковская система как новый уровень банковской автоматизации
- 3.1. Предпосылки перехода к централизованной автоматизированной банковской системе
- 3.2. Сущность автоматизированной банковской системы
- 3.3. Преимущества банков с централизованной системой
- 3.4. Эффективность автоматизированной банковской системы
- 4. Особенности автоматизации Иностранных банков в России
- 5. Автоматизация расчетов с персоналом
- 6. Опыт автоматизации кредитного процесса в банке
- Заключение
- Список используемых источников