Введение
Актуальность. В настоящее время, приходится слышать самые разные оценки состояния ИТ-систем в банках. Мнения разнятся от "это самые передовые, продвинутые системы", до "в банках ситуация просто катастрофическая, системы спроектированы и поддерживаются непрофессионально"1. Если рассматривать весь рынок ИТ с точки зрения потребителя его услуг, то банки, безусловно, находятся в более выгодном положении с точки зрения информатизации, нежели другие предприятия. И, тем не менее, несмотря на то, что банки, наверное, как никто из предприятий финансовой сферы, используют наиболее современные ИТ, проблемы связанные с информатизацией существуют и здесь. Так что же происходит сегодня с автоматизацией в российских банках?
В последние годы банковская система нашей страны переживает бурное развитие. Несмотря на существующие недостатки российского законодательства, регулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему. Прошли времена, когда можно было легко зарабатывать на спекулятивных операциях с валютой и мошенничестве. Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих сотрудников и новые технологии.
Трудно представить себе более благодатную почву для внедрения новых компьютерных технологий, чем банковская деятельность. В принципе почти все задачи, которые возникают в ходе работы банка, достаточно легко поддаются автоматизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из главных задач любой крупной финансовой организации. В соответствии с этим очевидна необходимость обладания вычислительной сетью, позволяющей обрабатывать все возрастающие информационные потоки. Кроме того, именно банки обладают достаточными финансовыми возможностями для использования самой современной техники. Однако не следует считать, что средний банк готов тратить огромные суммы на компьютеризацию. Банк является прежде всего финансовой организацией, предназначенной для получения прибыли, поэтому затраты на модернизацию должны быть сопоставимы с предполагаемой пользой от ее проведения. В соответствии с общемировой практикой в среднем банке расходы на компьютеризацию составляют не менее 17% от общей сметы годовых расходов.
Интерес к развитию компьютеризированных банковских систем определяется не желанием извлечь сиюминутную выгоду, а, главным образом, стратегическими интересами. Как показывает практика, инвестиции в такие проекты начинают приносить прибыль лишь через определенный период времени, необходимый для обучения персонала и адаптации системы к конкретным условиям. Вкладывая средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и создание базы для перехода к новым вычислительным платформам, банки, в первую очередь, стремятся к удешевлению и ускорению своей рутинной работы и победе в конкурентной борьбе.
Новые технологии помогают банкам, инвестиционным фирмам и страховым компаниям изменить взаимоотношения с клиентами и найти новые средства для извлечения прибыли. Аналитики сходятся во мнении, что новые технологии наиболее активно внедряют инвестиционные фирмы, затем следуют банки, а самыми последними их принимают на вооружение страховые компании.
Задача, стоящая перед всеми финансовыми организациями, одинакова: интеграция унаследованных систем в распределенную архитектуру локальных сетей. Дэвид Стюарт, главный консультант по новым технологиям в Global Concepts, считает, что сегодня спрос на людей, понимающих в сетях, выше, чем когда-либо прежде. По его мнению, в наше время при устройстве на работу в банк предпочтение отдается программисту, а не кассиру.
Цель работы состоит в изучении основных направлений и принципов автоматизированной обработки банковской информации.
Цель работы предопределила последовательность решения следующих основных задач:
- проанализировать современные информационные технологии в банках;
- определить сущность автоматизация банковской деятельности;
- проанализировать феномен централизованной автоматизированной банковской системы как нового уровня банковской автоматизации;
- выявить особенности автоматизации иностранных банков в России;
- кратко рассмотреть автоматизацию расчетов с персоналом и автоматизацию кредитного процесса в банке.
Предмет исследования – автоматизация банковской деятельности.
Объект исследования - основные направления и принципы автоматизированной обработки банковской информации.
- Содержание
- Введение
- 1. Информационные технологии в банках вчера и сегодня
- 2. Автоматизация банковской деятельности
- 3. Централизованная автоматизированная банковская система как новый уровень банковской автоматизации
- 3.1. Предпосылки перехода к централизованной автоматизированной банковской системе
- 3.2. Сущность автоматизированной банковской системы
- 3.3. Преимущества банков с централизованной системой
- 3.4. Эффективность автоматизированной банковской системы
- 4. Особенности автоматизации Иностранных банков в России
- 5. Автоматизация расчетов с персоналом
- 6. Опыт автоматизации кредитного процесса в банке
- Заключение
- Список используемых источников