logo
Avtomatizaciya bankovskoy deyatel'nosti - kurso

3.1. Предпосылки перехода к централизованной автоматизированной банковской системе

Без всякого преувеличения можно утверждать, что современный коммерческий банк относится к наиболее сложному типу организационно-экономических и социальных систем. С одной стороны, это кредитно-финансовое учреждение, для которого характерна присущая только ему специфика работы и которое постоянно обновляет используемые информационные технологии, что необходимо для повышения качества предлагаемых им на рынке банковских услуг. С другой стороны, банк обладает основными признаками производственной системы, ориентированной на массовое обслуживание клиентов. В этой системе серьезное значение имеет не только качество услуг, которое благодаря передовым технологиям можно сделать очень высоким, но также трудоемкость и себестоимость их выполнения. От качества функционирования этой системы зависят финансовые результаты деятельности банка.

На нынешнем этапе развития банковского дела в России значительную роль играет чрезвычайно высокая внутренняя конкуренция, и чтобы удержать и упрочнить свое положение на рынке, кредитным учреждениям необходимо постоянно проводить анализ своей работы, осваивать новые виды услуг и минимизировать собственные издержки. Одним из способов, позволяющих банку выйти на качественно более высокий уровень развития, является его укрупнение: открывая новые точки (дополнительные офисы и филиалы), он расширяет свое географическое присутствие и увеличивает охват населения, способного стать клиентами банка. Однако здесь наряду с конкурентными преимуществами, которые дает расширение кредитного учреждения, есть и другая сторона медали — его негативные последствия. В частности, имеющаяся система управления оказывается не в силах справиться с возросшей нагрузкой — она начинает давать сбои, в работе начинают возникать проблемы (обусловленные, например, расположением филиалов в разных часовых поясах), которых прежде не существовало. Разумеется, менеджмент банка принимает надлежащие меры, направленные на минимизацию отрицательных последствий укрупнения: пересматриваются бизнес-процессы, усложняется система управления банка, у подразделений появляются качественно новые функции13.

Немаловажную, если не ключевую роль при этом играют вопросы автоматизации труда сотрудников. Возможностями АБС в первую очередь определяется тот спектр услуг, которые банк в состоянии оказать своим клиентам. Маломощный и слаборазвитый программный продукт накладывает определенные ограничения на стремление кредитного учреждения к качественному, всестороннему и гибкому обслуживанию клиентов. В отличие от систем низкого класса максимально развитая современная АБС предлагает принципиально новое понимание организации бизнес-процессов, повышая статус банка, выстраивая правильные и эффективные схемы взаимодействия и даже страхуя от ошибок и злоупотреблений.