25.5. Сокеты
Сокеты отличаются от каналов тем, что поддерживают работу всех протоколов глобальной сети Internet. Общепринятой и стандартизованной на международном уровне является семиуровневая модель структуры протоколов связи под названием модель взаимодействия открытых систем (Open System Interface – OSI). На каждом из уровней, от первого – физического до высших уровней, решается свой круг задач и используются свои инструменты. Роль каждого уровня – предоставлять определенный интерфейс протоколам следующего уровня. Перечислим эти уровни:
1) физический – на нем происходят преобразование бит в электромагнитный сигнал при передаче данных и обратное преобразование при приеме. Здесь все реализуется аппаратно, программные интерфейсы и протоколы отсутствуют;
2) канальный – обеспечивает связь между физическими устройствами в рамках одной сети;
3) сетевой – это уровень межсетевого общения;
4) транспортный – это уровень поддержки интернет–протоколов (IP). Основу этих протоколов составляют TCP (Transmission Control Protocol) и UDP (User Datagram Protocol);
5) cессионный – обеспечивает управление диалогом двух взаимодействующих сторон;
6) представлений – на нем решается задача приведения форматов данных к форматам, понятным приложениям высшего уровня.
7) приложений – на нем приложения обмениваются данными по глобальной сети.
Сокеты находятся над транспортным уровнем, а над ними – протоколы сеансового уровня, которые ориентированы на решение конкретных задач или сервисов Интернета. Например:
• FTP – сервис передачи файлов,
• HTTP – сервис передачи гипертекстовых страничек (Интернет–страниц),
• SMTP и POP3 – сервисы электронной почты и т.д.
Сокеты позволяют, не вдаваясь в детали передачи информации, обеспечивать решение большого круга задач, используя Интернет. Сокеты представляют собой модель одного конца сетевого соединения.
В Delphi имеется огромный выбор средств для работы на уровне сокетов. Во–первых, можно впрямую использовать Windows API. Все процедуры и функции для этого даны в модуле WinSock.pas. Исторически первыми компонентами для работы с сокетами были TClientSocket и TServerSocket. Их описание дано в модуле ScktComp.pas. Но в последних версиях Delphi появились более универсальные компоненты TTCPClient, TTCPServer и TUDPSocket (модуль Sockets.pas). Одновременно в палитре компонентов Delphi появились целые страницы компонентов Indy (Internet Direct).
Механизм соединения при помощи сокетов следующий. На клиентском конце создается сокет, для инициализации связи ему задается путь к серверному сокету, с которым мы хотим установить соединение. В сетях TCP/IP путь задается двумя параметрами: адресом или равноценным ему именем хоста и номером порта. Хост – это система, в которой запущено приложение, содержащее сокет. Адрес хоста задается в виде четырех цифр в диапазоне от 0 до 255, разделенных точками. Вместо адреса можно задать имя хоста согласно правилам UNC (Universal Naming Convention), например http://bsuir.unibel.by. Соответствие адреса и имени хоста поддерживается специальным сервисом DNS (Domain Naming System). У компонента клиента адрес сервера задается двумя свойствами: Address и Port. На стороне сервера запускается свой сокет, который прослушивает (listening) состояние порта связи. После получения запроса от клиента устанавливается связь. Одновременно на сервере создается новый сокет для продолжения прослушивания.
В заключение можно сделать вывод, что сокеты – это основа создания Интернет–приложений или Web–служб.
- Программирование в среде Delphi
- Программирование в среде Delphi
- 1. История развития вычислительной техники, системы счисления и единицы информации.................................................7
- 2. Структура персонального компьютера и операционные системы.........................................................................13
- 3. Основы алгоритмизации и работа в delphi..........................18
- 4. Базовые элементы delphi...................................................................26
- 5. Стандартные функции и подпрограммы................................30
- 6. Операторы delphi......................................................................................33
- 7. Операторы циклов....................................................................................35
- 18. Выделение памяти под объект и прародитель всех классов – tobject..........................................................................................84
- 19. Обработка исключительных ситуаций................................87
- 20. Основные классы и общие свойства компонентов...93
- 26. Технология com.....................................................................................129
- 1. История развития вычислительной техники, системы счисления и единицы информации
- 1.1. История развития вычислительной техники
- 1.2. Системы счисления
- 1.3. Единицы информации
- 2. Структура персонального компьютера и операционные системы
- 2.1. Структура персонального компьютера.
- 2.2. Операционные системы
- 3. Основы алгоритмизации и работа в delphi
- 3.1. Основы программирования
- 3.2. Программирование в среде Delphi
- 4. Базовые элементы delphi
- 4.1. Алфавит среды Delphi
- 4.2. Константы
- 4.3. Переменные
- 4.4. Основные типы переменных
- 4.5. Операции над переменными и константами
- 5. Стандартные функции и подпрограммы
- 5.1. Математические функции
- 5.2. Функции преобразования
- 5.3. Дополнительные системные подпрограммы и функции
- 6. Операторы delphi
- 6.1. Оператор присваивания
- 6.2. Оператор безусловной передачи управления
- 6.3. Условный оператор if
- 6.4. Оператор разветвления Case
- 6.5. Составной оператор
- 7. Операторы циклов
- 7.1. Оператор цикла For
- 7.2. Оператор цикла Repeat
- 7.3. Оператор цикла While
- 8. Работа с массивами
- 9. Работа со строками
- 9.1. Процедуры работы со строками
- 9.2. Функции работы со строками
- 10. Работа с записями
- 11. Процедуры и функции
- 12. Модуль unit
- 13. Работа со множествами
- 14. Работа с файлами
- 14.1. Текстовые файлы
- 14.2. Типированные файлы
- 14.3. Нетипированные файлы
- 15. Работа с файлами и каталогами
- 16. Динамические переменные и структуры данных
- 16.1. Динамические переменные
- 16.2. Работа со стеком
- 16.3. Работа со списками или очередями
- 16.4. Работа с деревьями
- 17. Основы объектно–ориентированного программирования
- 17.1. Объекты и классы
- 17.2. Области видимости класса
- 17.3. Свойства (Property) и инкапсуляция
- 17.4. Методы, наследование и полиморфизм
- 17.5. События (Events)
- 18. Выделение памяти под объект и прародитель всех классов – tobject
- 18.1. Выделение памяти под объект
- 18.2. Описание класса tObject
- 18.3. Операторы приведения типов классов
- 19. Обработка исключительных ситуаций
- 19.1. Два вида оператора Try
- 19.2. Программное создание исключительной ситуации
- 19.3. Основные исключительные ситуации
- 20. Основные классы и общие свойства компонентов
- 20.1. Класс tList
- 20.2. Класс tStrings
- 20.3. Общие свойства компонентов
- 21. Графические возможности delphi
- 21.1. Класс Tcanvas
- 21.2. Классы тGгарhic и тРicture
- 21.3. Классы tFont, tPen и tBrush
- 21.4. Работа с изображениями
- 22. Визуальные компоненты delphi
- 22.1. Компонент tBitBtn
- 22.2. Компоненты tDrawGrid и tStringGrid
- 22.3. Компонент tPageControl
- 22.4. Компонент tTimer
- 22.5. Компонент tGauge
- 22.6. Компонент tСolorGrid
- 23. Стандартные диалоговые окна и типовые диалоги
- 23.1. Стандартные диалоговые окна
- 23.2. Типовые диалоги
- 24. Форма, приложение и глобальные объекты
- 24.1. Форма и ее свойства
- 24.2. Объект Application
- 24.3. Глобальные объекты
- Объект ClipBoard
- Объект Screen
- Объект Printer
- 25. Межпрограммное взаимодействие
- 25.1. Обмен сообщениями
- 25.2. Динамический обмен данными
- 25.3. Совместное использование общей памяти
- 25.4. Каналы
- 25.5. Сокеты
- 26. Технология com
- 26.1. Интерфейс
- 27. Технология автоматизации
- 27.1. Основы ole Automation
- 27.2. Примеры использования серверов автоматизации
- 27.3. Компоненты ActiveX
- 28. Динамические библиотеки
- 28.1. Создание dll
- 28.2. Использование dll
- 28.3. Пример написания dll
- 29. Работа с базами данных
- 29.1. Основные определения
- 29.2. Взаимодействие приложения на Delphi с базами данных
- 29.3. Компоненты взаимодействия с базами данных
- If adoTable1.Locate(’fio,stag’,varArrayOf([’Иванов’,’10’]),[])Then …;
- 29.4. Работа с локальной базой данных
- 30. Основы языка sql
- 30.1. Составные части sql
- 30.2. Команда select
- 30.3. Пример использования запросов в Delphi
- 31. Создание собственных компонентов
- 32. Работа с реестром
- 33. Перспективы программирования в delphi
- Литература
- 220013, Минск, п.Бровки, 6