15. Работа с файлами и каталогами
Для работы с файловой системой используются следующие функции и процедуры:
Function DiskSize(Drive: Byte): Int64; – получение размера диска в байтах. Параметр Drive определяет номер дисковода: 0 – текущий дисковод, 1 – A, 2 – B и т.д.;
Function DiskFree(Drive: Byte): Int64; – получение размера свободной области на диске;
Procedure ChDir(const S: string);overload; – смена текущей директории, например ChDir(’C:\My\’);
Procedure RmDir(const S: string);overload; – удаление пустой директории;
Procedure MkDir(const S: string); overload; – создание новой поддиректории;
Procedure GetDir(D: Byte; var S: string); – получение текущей директории на устройстве D;
Procedure Rename(var F; Newname: string); – переименование файла, связанного с файловой переменной F, в файл с именем Newname;
Procedure Erase(var F); – удаление закрытого файла, связанного с переменной F;
Function DirectoryExists(const Directory: string): Boolean; – проверка существования директории. Если она есть, то функция возвращает – True;
Function FileExists(const FileName: string): Boolean; – проверка наличия на диске файла с именем FileName;
Function FileGetAttr(const FileName: string): Integer; – получение атрибутов файла FileName;
Function FileAge(const FileName: string): Integer; – получение в сжатом виде даты создания файла для файла FileName;
Function FileDateToDateTime(FileDate: Integer): TDateTime; – перевод сжатой информации о дате создания файла в стандартный формат даты–времени. Для перевода его в строку следует использовать функцию DateToStr;
Function FileSearch(const Name, DirList: string): string; – поиск файла Name в списке каталогов DirList;
Function FindFirst(const Path: string; Attr: Integer; var F: TSearchRec): Integer; – функция первого поиска файла в заданной директории и с заданным атрибутом, результат поиска помещается в запись F, она возвращает 0, если файл найден, иначе – код ошибки;
Function FindNext(var F: TSearchRec): Integer; – функция последующего поиска файла, удовлетворяющая условиям поиска в функции FindFirst, она возвращает 0, если файл найден;
Procedure FindClose(var F: TSearchRec); – освобождение памяти, выделенной ранее функцией FindFirst.
Рассмотрим пример применения этих трех функций. На форме должны быть помещены следующие компоненты:
Edit1 – для задания образа искомого файла, например, ’*.pas’ – для поиска всех файлов с расширением pas;
CheckBox1 – для задания атрибутов искомых файлов;
StringGrid1 – для вывода имен и длин найденных файлов;
Button1 – для запуска процесса поиска файлов.
Тогда обработчик события нажатия кнопки будет выглядеть следующим образом:
Procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
Var sr: TSearchRec; // Запись для параметров найденного файла
FileAttrs: Integer; // Переменная для задания атрибута искомых файлов
begin
StringGrid1.RowCount := 1; // Задаем одну строку для вывода имен файлов
if CheckBox1.Checked then // Определяем атрибут только для чтения файла
FileAttrs := faReadOnly
Else FileAttrs := 0;
if CheckBox2.Checked then
FileAttrs := FileAttrs + faHidden; // Определяем атрибут для скрытых файлов
if CheckBox3.Checked then
// Определяем атрибут для системных файлов
FileAttrs:=FileAttrs+faSysFile;
if CheckBox4.Checked then
FileAttrs := FileAttrs + faVolumeID;// Атрибут метки тома
if CheckBox5.Checked then
FileAttrs := FileAttrs + faDirectory; // Атрибут для каталога
if CheckBox6.Checked then
FileAttrs := FileAttrs + faArchive; // Атрибут для архивных файлов
if CheckBox7.Checked then
FileAttrs := FileAttrs + faAnyFile; // Атрибут для любых файлов
with StringGrid1 do
begin
RowCount := 0; ColCount:=2; // Ищем первый файл
if FindFirst(Edit1.Text, FileAttrs, sr) = 0 then
begin
repeat // Открываем цикл поиска всех остальных файлов
if (sr.Attr and FileAttrs) = sr.Attr then
begin
// Увеличиваем счетчик найденных файлов на 1
RowCount := RowCount + 1;
Cells[0,RowCount-1] := sr.Name; // В первую колонку пишем имя файла
Cells[1,RowCount-1] := IntToStr(sr.Size); // Во вторую – размер файла
end;
until FindNext(sr) <> 0; // Ищем следующий файл
FindClose(sr); // Освобождаем память
end;
end;
end;
- Программирование в среде Delphi
- Программирование в среде Delphi
- 1. История развития вычислительной техники, системы счисления и единицы информации.................................................7
- 2. Структура персонального компьютера и операционные системы.........................................................................13
- 3. Основы алгоритмизации и работа в delphi..........................18
- 4. Базовые элементы delphi...................................................................26
- 5. Стандартные функции и подпрограммы................................30
- 6. Операторы delphi......................................................................................33
- 7. Операторы циклов....................................................................................35
- 18. Выделение памяти под объект и прародитель всех классов – tobject..........................................................................................84
- 19. Обработка исключительных ситуаций................................87
- 20. Основные классы и общие свойства компонентов...93
- 26. Технология com.....................................................................................129
- 1. История развития вычислительной техники, системы счисления и единицы информации
- 1.1. История развития вычислительной техники
- 1.2. Системы счисления
- 1.3. Единицы информации
- 2. Структура персонального компьютера и операционные системы
- 2.1. Структура персонального компьютера.
- 2.2. Операционные системы
- 3. Основы алгоритмизации и работа в delphi
- 3.1. Основы программирования
- 3.2. Программирование в среде Delphi
- 4. Базовые элементы delphi
- 4.1. Алфавит среды Delphi
- 4.2. Константы
- 4.3. Переменные
- 4.4. Основные типы переменных
- 4.5. Операции над переменными и константами
- 5. Стандартные функции и подпрограммы
- 5.1. Математические функции
- 5.2. Функции преобразования
- 5.3. Дополнительные системные подпрограммы и функции
- 6. Операторы delphi
- 6.1. Оператор присваивания
- 6.2. Оператор безусловной передачи управления
- 6.3. Условный оператор if
- 6.4. Оператор разветвления Case
- 6.5. Составной оператор
- 7. Операторы циклов
- 7.1. Оператор цикла For
- 7.2. Оператор цикла Repeat
- 7.3. Оператор цикла While
- 8. Работа с массивами
- 9. Работа со строками
- 9.1. Процедуры работы со строками
- 9.2. Функции работы со строками
- 10. Работа с записями
- 11. Процедуры и функции
- 12. Модуль unit
- 13. Работа со множествами
- 14. Работа с файлами
- 14.1. Текстовые файлы
- 14.2. Типированные файлы
- 14.3. Нетипированные файлы
- 15. Работа с файлами и каталогами
- 16. Динамические переменные и структуры данных
- 16.1. Динамические переменные
- 16.2. Работа со стеком
- 16.3. Работа со списками или очередями
- 16.4. Работа с деревьями
- 17. Основы объектно–ориентированного программирования
- 17.1. Объекты и классы
- 17.2. Области видимости класса
- 17.3. Свойства (Property) и инкапсуляция
- 17.4. Методы, наследование и полиморфизм
- 17.5. События (Events)
- 18. Выделение памяти под объект и прародитель всех классов – tobject
- 18.1. Выделение памяти под объект
- 18.2. Описание класса tObject
- 18.3. Операторы приведения типов классов
- 19. Обработка исключительных ситуаций
- 19.1. Два вида оператора Try
- 19.2. Программное создание исключительной ситуации
- 19.3. Основные исключительные ситуации
- 20. Основные классы и общие свойства компонентов
- 20.1. Класс tList
- 20.2. Класс tStrings
- 20.3. Общие свойства компонентов
- 21. Графические возможности delphi
- 21.1. Класс Tcanvas
- 21.2. Классы тGгарhic и тРicture
- 21.3. Классы tFont, tPen и tBrush
- 21.4. Работа с изображениями
- 22. Визуальные компоненты delphi
- 22.1. Компонент tBitBtn
- 22.2. Компоненты tDrawGrid и tStringGrid
- 22.3. Компонент tPageControl
- 22.4. Компонент tTimer
- 22.5. Компонент tGauge
- 22.6. Компонент tСolorGrid
- 23. Стандартные диалоговые окна и типовые диалоги
- 23.1. Стандартные диалоговые окна
- 23.2. Типовые диалоги
- 24. Форма, приложение и глобальные объекты
- 24.1. Форма и ее свойства
- 24.2. Объект Application
- 24.3. Глобальные объекты
- Объект ClipBoard
- Объект Screen
- Объект Printer
- 25. Межпрограммное взаимодействие
- 25.1. Обмен сообщениями
- 25.2. Динамический обмен данными
- 25.3. Совместное использование общей памяти
- 25.4. Каналы
- 25.5. Сокеты
- 26. Технология com
- 26.1. Интерфейс
- 27. Технология автоматизации
- 27.1. Основы ole Automation
- 27.2. Примеры использования серверов автоматизации
- 27.3. Компоненты ActiveX
- 28. Динамические библиотеки
- 28.1. Создание dll
- 28.2. Использование dll
- 28.3. Пример написания dll
- 29. Работа с базами данных
- 29.1. Основные определения
- 29.2. Взаимодействие приложения на Delphi с базами данных
- 29.3. Компоненты взаимодействия с базами данных
- If adoTable1.Locate(’fio,stag’,varArrayOf([’Иванов’,’10’]),[])Then …;
- 29.4. Работа с локальной базой данных
- 30. Основы языка sql
- 30.1. Составные части sql
- 30.2. Команда select
- 30.3. Пример использования запросов в Delphi
- 31. Создание собственных компонентов
- 32. Работа с реестром
- 33. Перспективы программирования в delphi
- Литература
- 220013, Минск, п.Бровки, 6