16.3. Работа со списками или очередями
Очередь – это структура данных, работающая по принципу: первый вошел, первый вышел. Образно такую структуру можно представить в виде открытой с двух сторон трубку – c одной стороны мы можем закатывать шарики, а из другого конца их извлекать:
Списки могут быть односвязными, когда в элементе списка есть указатель на предыдущий элемент списка, или двухсвязными, когда в одном элементе есть указатель на предыдущий элемент списка и указатель на последующий элемент списка.
Для односвязного списка можно определить тип записи следующим образом:
Type TpL=^TL;
TL=Record
Inf:Tinf;
PL:TpL;
End;
Он в принципе ни чем не отличается от записи стека.
Для двухсвязного списка тип записи уже будет следующим:
Type TpL=^TL;
TL=Record
Inf:Tinf;
PL1,PL2:TpL;
End;
Здесь PL1 указывает на предшествующий элемент очереди, а PL2 – на стоящий за ним элемент очереди. Графически это можно представить следующим образом:
Рис.16.2. Структура очереди
Двухсвязный список очень легко позволяет продвигаться как вперед, так и назад по списку. Его легче редактировать. Рассмотрим несколько процедур работы с двухсвязными списками.
Процедура добавления нового элемента в виде строки в конец очереди:
Procedure Addl(var p:TPL; s:String);
Var Pt:TPL;
Begin
New(Pt); // Выделяем память под новый элемент
Pt^.inf:=s; // Записываем значение строки в новый элемент очереди
Pt^.PL2:=nil;// За последним элементом нет других элементов очереди
If p=nil then Pt^.PL1:=nil else Begin // Если это первый элемент очереди,
Pt^.PL1:=p; // то запоминаем указатель на предыдущий элемент очереди
P^.PL2:=Pt; // В предыдущем элементе записываем указатель на новый
End;
P:=Pt; // Возвращаем указатель на новый конец очереди
End;
Приведем теперь пример подпрограммы, которая удаляет из очереди элемент с заданным значением строки:
Procedure Dell(var p:TPL;var s:String);
// При выходе строка S должна быть пустой, если был удален элемент очереди
Var Pt:TPL;
Begin
Pt:=p; // Запоминаем конец очереди
While p<> nil do Begin // Открываем цикл прохода по очереди
If s=p^.inf then Begin // Нашли элемент для удаления
If p^.PL2=nil then Begin // Удаляем первый элемент с конца очереди
If p^.PL1<>nil then begin // Впереди есть элемент
// Следующий элемент очереди становится последним
p^.PL1^.PL2:=nil;
p:=p^.PL1; // Запоминаем указатель на новый последний элемент
end else p:=nil; // Удаляем единственный элемент очереди
dispose(pt); // Освобождаем память
s:=’’; // Очищаем строку поиска
P
Inf3
PL13
PL23=Nil
Inf2
PL12
PL22
Inf1
PL11=Nil
PL21
End else If p^.PL1=nil then Begin // Удалять нужно последний элемент
P^.PL2^.PL1:=nil;
// Второй элемент очереди теперь не должен иметь впереди стоящего
Dispose(P); // Освобождаем память
P:=pt; // Возвращаем указатель на конец очереди
S:=’’; // Строку поиска полагаем равной пустой строке
End else Begin // Удалять нужно средний элемент очереди
p^.PL2^.PL1:=p^.PL1; // В сзади стоящем элементе очереди записыва–
// ем указатель на впереди стоящий элемент
p^.PL1^.PL2:=p^.PL2; // Во впереди стоящем элементе записываем
// указатель на новый, сзади стоящий элемент очереди
dispose(p); // Освобождаем память
s:=’’; // Очищаем строку поиска
p:=pt; // Возвращаем указатель на конец очереди
end;
End; // Закончили блок удаления элемента очереди
// Выходим из процедуры, если был удален элемент очереди
If s:=’’ then exit;
P:=p^.PL1; // Переходим на просмотр впереди стоящего элемента очереди
End; // Конец цикла просмотра элементов очереди
End;
- Программирование в среде Delphi
- Программирование в среде Delphi
- 1. История развития вычислительной техники, системы счисления и единицы информации.................................................7
- 2. Структура персонального компьютера и операционные системы.........................................................................13
- 3. Основы алгоритмизации и работа в delphi..........................18
- 4. Базовые элементы delphi...................................................................26
- 5. Стандартные функции и подпрограммы................................30
- 6. Операторы delphi......................................................................................33
- 7. Операторы циклов....................................................................................35
- 18. Выделение памяти под объект и прародитель всех классов – tobject..........................................................................................84
- 19. Обработка исключительных ситуаций................................87
- 20. Основные классы и общие свойства компонентов...93
- 26. Технология com.....................................................................................129
- 1. История развития вычислительной техники, системы счисления и единицы информации
- 1.1. История развития вычислительной техники
- 1.2. Системы счисления
- 1.3. Единицы информации
- 2. Структура персонального компьютера и операционные системы
- 2.1. Структура персонального компьютера.
- 2.2. Операционные системы
- 3. Основы алгоритмизации и работа в delphi
- 3.1. Основы программирования
- 3.2. Программирование в среде Delphi
- 4. Базовые элементы delphi
- 4.1. Алфавит среды Delphi
- 4.2. Константы
- 4.3. Переменные
- 4.4. Основные типы переменных
- 4.5. Операции над переменными и константами
- 5. Стандартные функции и подпрограммы
- 5.1. Математические функции
- 5.2. Функции преобразования
- 5.3. Дополнительные системные подпрограммы и функции
- 6. Операторы delphi
- 6.1. Оператор присваивания
- 6.2. Оператор безусловной передачи управления
- 6.3. Условный оператор if
- 6.4. Оператор разветвления Case
- 6.5. Составной оператор
- 7. Операторы циклов
- 7.1. Оператор цикла For
- 7.2. Оператор цикла Repeat
- 7.3. Оператор цикла While
- 8. Работа с массивами
- 9. Работа со строками
- 9.1. Процедуры работы со строками
- 9.2. Функции работы со строками
- 10. Работа с записями
- 11. Процедуры и функции
- 12. Модуль unit
- 13. Работа со множествами
- 14. Работа с файлами
- 14.1. Текстовые файлы
- 14.2. Типированные файлы
- 14.3. Нетипированные файлы
- 15. Работа с файлами и каталогами
- 16. Динамические переменные и структуры данных
- 16.1. Динамические переменные
- 16.2. Работа со стеком
- 16.3. Работа со списками или очередями
- 16.4. Работа с деревьями
- 17. Основы объектно–ориентированного программирования
- 17.1. Объекты и классы
- 17.2. Области видимости класса
- 17.3. Свойства (Property) и инкапсуляция
- 17.4. Методы, наследование и полиморфизм
- 17.5. События (Events)
- 18. Выделение памяти под объект и прародитель всех классов – tobject
- 18.1. Выделение памяти под объект
- 18.2. Описание класса tObject
- 18.3. Операторы приведения типов классов
- 19. Обработка исключительных ситуаций
- 19.1. Два вида оператора Try
- 19.2. Программное создание исключительной ситуации
- 19.3. Основные исключительные ситуации
- 20. Основные классы и общие свойства компонентов
- 20.1. Класс tList
- 20.2. Класс tStrings
- 20.3. Общие свойства компонентов
- 21. Графические возможности delphi
- 21.1. Класс Tcanvas
- 21.2. Классы тGгарhic и тРicture
- 21.3. Классы tFont, tPen и tBrush
- 21.4. Работа с изображениями
- 22. Визуальные компоненты delphi
- 22.1. Компонент tBitBtn
- 22.2. Компоненты tDrawGrid и tStringGrid
- 22.3. Компонент tPageControl
- 22.4. Компонент tTimer
- 22.5. Компонент tGauge
- 22.6. Компонент tСolorGrid
- 23. Стандартные диалоговые окна и типовые диалоги
- 23.1. Стандартные диалоговые окна
- 23.2. Типовые диалоги
- 24. Форма, приложение и глобальные объекты
- 24.1. Форма и ее свойства
- 24.2. Объект Application
- 24.3. Глобальные объекты
- Объект ClipBoard
- Объект Screen
- Объект Printer
- 25. Межпрограммное взаимодействие
- 25.1. Обмен сообщениями
- 25.2. Динамический обмен данными
- 25.3. Совместное использование общей памяти
- 25.4. Каналы
- 25.5. Сокеты
- 26. Технология com
- 26.1. Интерфейс
- 27. Технология автоматизации
- 27.1. Основы ole Automation
- 27.2. Примеры использования серверов автоматизации
- 27.3. Компоненты ActiveX
- 28. Динамические библиотеки
- 28.1. Создание dll
- 28.2. Использование dll
- 28.3. Пример написания dll
- 29. Работа с базами данных
- 29.1. Основные определения
- 29.2. Взаимодействие приложения на Delphi с базами данных
- 29.3. Компоненты взаимодействия с базами данных
- If adoTable1.Locate(’fio,stag’,varArrayOf([’Иванов’,’10’]),[])Then …;
- 29.4. Работа с локальной базой данных
- 30. Основы языка sql
- 30.1. Составные части sql
- 30.2. Команда select
- 30.3. Пример использования запросов в Delphi
- 31. Создание собственных компонентов
- 32. Работа с реестром
- 33. Перспективы программирования в delphi
- Литература
- 220013, Минск, п.Бровки, 6