Как пережить критику и извлечь из нее пользу
После просмотра спросите ваших зрителей, какое впечатление производит фильм в целом. Лучше четко формулировать вопросы, так как в противном случае предметом обсуждения станут материи, имеющие к вашим задачам лишь косвенное отношение.
Устанавливать контакт с аудиторией следует очень осторожно, иначе вся затея может оказаться бесплодной. С одной стороны, вы должны внимательно слушать, с другой — не забывать о своем собственном мнении о фильме в целом. Говорите как можно меньше и любой ценой избегайте того, чтобы объяснять то, что вы хотели сказать.
На этом этапе разъяснения неуместны, так как они мешают зрителям составить собственное мнение. Ведь судить будут только ваш фильм, и комментарии тут не нужны. Так что старайтесь думать лишь о том, что скажут ваши критики.
Нужно проявить немало мужества для того, чтобы спокойно сидеть и записывать то, что скажут. Многие люди очень страдают, когда приходится выслушивать критику. Приготовьтесь к тому, что вас не поймут и не оценят. Ниже приводятся вопросы (начиная с самых общих), которые уместно задать:
1) О чем этот фильм?
2) Какие в нем затрагиваются проблемы?
3) Не слишком ли длинным он кажется?
4) Что остается неясным или выглядит двусмысленным?
5) Какие фрагменты фильма выглядят затянутыми?
6) Какие фрагменты фильма оставили вас неравнодушным, какие показались хорошо сделанными?
7) Что вы думаете о ... (имя персонажа)?
8) Как бы вы поступили ... (ситуация или проблема)?
По сути дела, вы подвергаете проверке то, что вы сами написали в графе «значение эпизода» в вашей диагностической форме, а заодно и вашу концепцию фильма. Если зрители проявят терпение, вы сможете узнать их отношение к большей части фрагментов фильма. Если же они станут выражать неудовольствие, вам удастся обсудить только те стороны фильма, которые вызывают у вас наибольшие сомнения.
Записывайте все, что говорят о фильме, или же сделайте магнитную запись, которую вы сможете проработать позднее. Тогда вы сумеете взглянуть на картину глазами, например, тех троих из ваших зрителей, которые не поняли, что мальчик, о котором идет речь в фильме, был сыном «той женщины».
Конечно, скрытые указания на их родство уже содержатся в других фрагментах фильма, но теперь вы постараетесь включить кадры, где он называет ее «мама». И это решит проблему.
Раздраженному режиссеру частенько приходится выслушивать мнение критиков, которые говорят не о фильме, а исключительно о том, какой фильм сняли бы они сами (в киношколах именно так и происходит). В этом случае постарайтесь дипломатично перевести разговор на интересующую вас тему.
Способность воспринимать критику означает умение воспринимать разные мнения. Через какое-то время вы задумаетесь над тем, как же вам поступать со столь противоречивыми мнениями. Помните о том, что ваши критики пристрастны и субъективны. Поэтому не стремитесь учитывать все сказанное — задуматься стоит только в том случае, если на один и тот же недостаток укажут несколько человек. А если возникнут противоположные мнения, то вам, возможно, лучше вообще ничего не менять.
Не вносите изменений, не обдумав их хорошенько. Помните о том, что когда вы просите дать критический отзыв, люди, стремясь сделать полезный вклад в вашу работу, ищут то, что, по их мнению, нужно изменить. Никогда и ни при каких обстоятельствах вы не сможете угодить всем. Самое главное — не изменять замыслу. Вы не должны пересматривать его без серьезных на то причин. Если же их нет, вы должны принимать во внимание только те замечания, которые служат улучшению вашей собственной концепции.
Для документалиста, да и для любого художника, это трудное время. Очень просто оказаться сбитым с толку и усомниться в сути своей работы. Продолжайте слушать и не поддавайтесь искушению немедленно начать кромсать ленту. В такие минуты документалист, как правило, считает, что результатом его усилий является никому не нужный хлам, что он потерпел неудачу и что все его старания тщетны. Если вы чувствуете себя именно так, советую взять себя в руки. Учтите, что на первом просмотре ваш фильм неизбежно выглядит не лучшим образом. Зрителей страшно раздражают попадающиеся там и сям несоответствия звука и изображения, кадры, которые по ошибке остались не вырезанными, эпизоды, которые следует вставить в другой контекст.
Все эти недоработки снижают общее впечатление в глазах непрофессионального зрителя. Помните, что предстоящая вам шлифовка деталей окажет немалое влияние на зрительское восприятие фильма.
- Роль монтажера и его обязанности
- Начало монтажа: просмотр кадрового материала
- Индексация кадрового материала
- Подбор фрагментов для черновой копии
- Почему структура имеет большое значение
- Временные и структурные варианты
- Структура фильма должна быть динамичной
- Окончательный вариант фильма на бумаге
- Видео: от пленки к цифровой технологии
- Оцифровка для нелинейного монтажа
- Черновой вариант фильма
- Возврат к неискушенности
- После первого просмотра: решение об оптимальной продолжительности
- Диагностические вопросы
- Что делать с неудовлетворительным материалом
- Создатель документального фильма как драматург
- Как сделать видимое существенным?
- Когда рассеялся туман, что же дальше?
- Проблема достижения плавности
- Как монтаж подражает восприятию
- Направление взгляда и изучение происходящего
- Монтаж и ритмические структуры: аналогия — музыка
- Практическое использование оттенения: объединение материала в единое целое
- Зрители как активные участники
- Наложение при монтаже: диалоговые сцены
- Монтаж с наложением: стыки между сценами
- Помогите! Не понимаю!
- Дикторский текст
- Дикторский текст как возможный элемент
- Отрицательные стороны дикторского текста и вызываемые им ассоциации
- Положительные стороны дикторского текста
- Два подхода к созданию закадрового текста
- Заранее написанный дикторский текст. Написание
- Проверка
- Корректировки порядка слов
- Вставки звуков
- Весомость каждого первого слова
- Ключевые слова
- Дополняйте, но не дублируйте
- Проверка: пробная запись
- Текст для диктора
- Выбор диктора и запись закадрового текста
- Пробы голосов
- Запись закадрового текста и указания диктору
- Создание импровизированного закадрового текста
- Запись звуков, создающих эффект присутствия
- Наложение закадрового текста
- Использование музыки
- Диагноз и составление общей схемы
- Первый просмотр
- Как пережить критику и извлечь из нее пользу
- Иногда лучше не спешить
- Пробуйте снова и снова
- Окончательный вариант
- Звуковое микширование
- Подготовка
- Структурная организация звуковой фонограммы
- Стратегия микширования
- Титры и слова благодарности
- Проект № 1 Интервью: различные размеры изображения
- Проект № 2 Беседа двух или более лиц
- Проект № 3 Монтаж с пропусками во времени
- Проект № 4 Комплексный монтажный проект
- Расшифровка материала на бумаге
- Сборка монтажного варианта на бумаге
- Первый монтажный вариант
- Черновой вариант
- Дикторский текст
- Беловой вариант
- Реакция зрителей на пробном просмотре
- Метод диагностики
- Озвучение и микширование
- Звуковое микширование (перезапись)
- Титры и выражение благодарности