logo
Монтаж

Ключевые слова

До сих пор речь шла о тексте, добавляемом к изображению, но часто можно столкнуться с противоположной ситуацией. К уже имеющемуся закадровому тексту или диалогу надо добавить изображение.

Есть один малоизвестный ключ, позволяющий делать это хорошо: в любом речевом отрезке есть ударные места и безударные, в которых и должно сменяться изображение. Чтобы принять решение, внимательно прослушайте предложение. Говорящий обычно выделяет слова, несущие главный смысл высказывания, более сильным ударением.

Возьмем текст, который мать может адресовать непослушному подростку: «Я хочу, чтобы ты тут подождал, и не надо никуда уходить. Я поговорю с тобой потом».

Это можно произнести несколькими способами, создавая разный подтекст, но вполне вероятно, что так: «Яхочу, чтобы ты тутподождал, ине надо никуда уходить. Япоговорю с тобой потом».

Каждое выделенное ударением слово выражает ключевое коммуникативное намерение говорящего; их можно назвать ключевыми словами. Если бы нам надо было решить, как смонтировать этот текст с изображением, многополосный сценарий выглядел бы следующим образом: В этой схеме с каждого ключевого слова начинается новое изображение: непреклонность матери и упрямство мальчика усиливаются тем, что новое изображение каждый раз сопровождается несущим на себе ударение ключевым словом

Изображение Звук

ОП: женщина и сын «Я хочу, чтобы ты тут...

КП: непослушное лицо мальчика подождал, и

КП: ее рука у него на плече не надо никуда уходить... Я...

КП: непреклонное лицо матери поговорю с тобой потом».

Данный принцип, касающийся диалогов, применяется при умном монтаже и художественных, и документальных фильмов. Если вам вдруг понравится какая-то сцена, подробно изучите ее на своем видеомагнитофоне и выясните, какие идеи лежат в основе ее монтажа.

Такая работа может сильно улучшить понимание того, как надо осуществлять режиссуру и монтаж документального фильма...