logo
Монтаж

Диагноз и составление общей схемы

Для того чтобы лучше что-то понять, очень полезно бывает попытаться придать интересующему нас объекту другую форму. Социологи, например, знают, что смысл, заложенный в цифрах, становится очевидным при их графической передаче в виде схемы или диаграммы. Мы же имеем дело с чарующей реальностью кино, когда происходящее на экране захватывает нас до такой степени, что нам бывает трудно оценить фильм в целом.

Общая схема фильма как раз и дает возможность взглянуть на свою работу со стороны. Приведенная ниже монтажная диагностическая форма позволяет оценить сильные и слабые стороны фильма.

Для использования этой формы необходимо просмотреть фильм, делая паузы после каждого эпизода.

В пустые клеточки формы вписать краткое определение содержания каждого эпизода.

Эпизод может отражать: фактическую информацию, характеристику или появление нового персонажа, новую ситуацию или новую сюжетную линию, аллюзию, которая получит позднее дальнейшее развитие, особое настроение или чувство.

Вам следует рядом с каждой клеткой записать значение, которое данный эпизод имеет для фильма в целом.

Добавить расчет времени (только при необходимости: это полезно в тех случаях, когда вам нужно что-то сокращать).

Дать оценку выразительности каждого эпизода так, чтобы лучшие из них получили бы пять звездочек (хотя эта процедура и необязательна, она может оказаться полезной, если вам придется отказываться от какого-то материала).

То, что описывает американский режиссер, по нашим понятиям как раз является работой над немым вариантом фильма — т. е. до записи диктора, музыки и шумов.

Монтажная диагностическая форма

Название фильма ......................................................................

Длительность фильма ..........................

Монтажер ...............................................

Дата .........................................................

Название эпизода ......................................................................

Длительность эпизода ...............................................................

Значение эпизода для фильма в целом .....................................

Выразительность эпизода ..........................................................

Что же может показать схема? Как и при просмотре первого чернового варианта фильма, вы, скорее всего, столкнетесь со следующим:

1) Недостаточно выразительная или растянутая экспозиция: действие начинает развиваться слишком поздно (что абсолютно недопустимо в телефильмах).

2) Повторы и избыток пояснений.

3) Нехватка необходимой информации. Нарушения в изображении последовательности событий.

4) Неодинаковая художественная достоверность различных эпизодов (что выражается в толчкообразном развитии действия).

5) Изображение того же самого различными способами, отберите лучшие варианты и уберите (или используйте как-то иначе) остальные.

6) Несоответствие одного или нескольких эпизодов общей концепции фильма. Проявите мужество и удалите их. Иногда приходится расставаться с самым дорогим.

7) Идея фильма становится понятной слишком быстро, так что оставшаяся часть фильма сводится к простому повторению уже сказанного.

8) У ленты несколько концовок (вплоть до трех)...

Для каждой из этих болезней есть свое собственное лекарство. Попробуйте его применить, и вы увидите, насколько улучшится результат, даже если вы не будете точно осознавать, как вам это удалось. Невозможно перечислить все те соблазны, которым подвергается создатель киноленты. После внесения существенных изменений вы столкнетесь с новыми проблемами.

Весьма разумно будет сделать еще одну схему фильма, это поможет выявить новые дефекты. Со временем многое из того, чего вы добьетесь при помощи вашей схемы, войдет в привычку, и вы будете замечать недостатки своей работы на более ранних стадиях монтажа. Тем не менее, даже опытные документалисты не отказываются от формального анализа.