Диагноз и составление общей схемы
Для того чтобы лучше что-то понять, очень полезно бывает попытаться придать интересующему нас объекту другую форму. Социологи, например, знают, что смысл, заложенный в цифрах, становится очевидным при их графической передаче в виде схемы или диаграммы. Мы же имеем дело с чарующей реальностью кино, когда происходящее на экране захватывает нас до такой степени, что нам бывает трудно оценить фильм в целом.
Общая схема фильма как раз и дает возможность взглянуть на свою работу со стороны. Приведенная ниже монтажная диагностическая форма позволяет оценить сильные и слабые стороны фильма.
Для использования этой формы необходимо просмотреть фильм, делая паузы после каждого эпизода.
В пустые клеточки формы вписать краткое определение содержания каждого эпизода.
Эпизод может отражать: фактическую информацию, характеристику или появление нового персонажа, новую ситуацию или новую сюжетную линию, аллюзию, которая получит позднее дальнейшее развитие, особое настроение или чувство.
Вам следует рядом с каждой клеткой записать значение, которое данный эпизод имеет для фильма в целом.
Добавить расчет времени (только при необходимости: это полезно в тех случаях, когда вам нужно что-то сокращать).
Дать оценку выразительности каждого эпизода так, чтобы лучшие из них получили бы пять звездочек (хотя эта процедура и необязательна, она может оказаться полезной, если вам придется отказываться от какого-то материала).
То, что описывает американский режиссер, по нашим понятиям как раз является работой над немым вариантом фильма — т. е. до записи диктора, музыки и шумов.
Монтажная диагностическая форма
Название фильма ......................................................................
Длительность фильма ..........................
Монтажер ...............................................
Дата .........................................................
Название эпизода ......................................................................
Длительность эпизода ...............................................................
Значение эпизода для фильма в целом .....................................
Выразительность эпизода ..........................................................
Что же может показать схема? Как и при просмотре первого чернового варианта фильма, вы, скорее всего, столкнетесь со следующим:
1) Недостаточно выразительная или растянутая экспозиция: действие начинает развиваться слишком поздно (что абсолютно недопустимо в телефильмах).
2) Повторы и избыток пояснений.
3) Нехватка необходимой информации. Нарушения в изображении последовательности событий.
4) Неодинаковая художественная достоверность различных эпизодов (что выражается в толчкообразном развитии действия).
5) Изображение того же самого различными способами, отберите лучшие варианты и уберите (или используйте как-то иначе) остальные.
6) Несоответствие одного или нескольких эпизодов общей концепции фильма. Проявите мужество и удалите их. Иногда приходится расставаться с самым дорогим.
7) Идея фильма становится понятной слишком быстро, так что оставшаяся часть фильма сводится к простому повторению уже сказанного.
8) У ленты несколько концовок (вплоть до трех)...
Для каждой из этих болезней есть свое собственное лекарство. Попробуйте его применить, и вы увидите, насколько улучшится результат, даже если вы не будете точно осознавать, как вам это удалось. Невозможно перечислить все те соблазны, которым подвергается создатель киноленты. После внесения существенных изменений вы столкнетесь с новыми проблемами.
Весьма разумно будет сделать еще одну схему фильма, это поможет выявить новые дефекты. Со временем многое из того, чего вы добьетесь при помощи вашей схемы, войдет в привычку, и вы будете замечать недостатки своей работы на более ранних стадиях монтажа. Тем не менее, даже опытные документалисты не отказываются от формального анализа.
- Роль монтажера и его обязанности
- Начало монтажа: просмотр кадрового материала
- Индексация кадрового материала
- Подбор фрагментов для черновой копии
- Почему структура имеет большое значение
- Временные и структурные варианты
- Структура фильма должна быть динамичной
- Окончательный вариант фильма на бумаге
- Видео: от пленки к цифровой технологии
- Оцифровка для нелинейного монтажа
- Черновой вариант фильма
- Возврат к неискушенности
- После первого просмотра: решение об оптимальной продолжительности
- Диагностические вопросы
- Что делать с неудовлетворительным материалом
- Создатель документального фильма как драматург
- Как сделать видимое существенным?
- Когда рассеялся туман, что же дальше?
- Проблема достижения плавности
- Как монтаж подражает восприятию
- Направление взгляда и изучение происходящего
- Монтаж и ритмические структуры: аналогия — музыка
- Практическое использование оттенения: объединение материала в единое целое
- Зрители как активные участники
- Наложение при монтаже: диалоговые сцены
- Монтаж с наложением: стыки между сценами
- Помогите! Не понимаю!
- Дикторский текст
- Дикторский текст как возможный элемент
- Отрицательные стороны дикторского текста и вызываемые им ассоциации
- Положительные стороны дикторского текста
- Два подхода к созданию закадрового текста
- Заранее написанный дикторский текст. Написание
- Проверка
- Корректировки порядка слов
- Вставки звуков
- Весомость каждого первого слова
- Ключевые слова
- Дополняйте, но не дублируйте
- Проверка: пробная запись
- Текст для диктора
- Выбор диктора и запись закадрового текста
- Пробы голосов
- Запись закадрового текста и указания диктору
- Создание импровизированного закадрового текста
- Запись звуков, создающих эффект присутствия
- Наложение закадрового текста
- Использование музыки
- Диагноз и составление общей схемы
- Первый просмотр
- Как пережить критику и извлечь из нее пользу
- Иногда лучше не спешить
- Пробуйте снова и снова
- Окончательный вариант
- Звуковое микширование
- Подготовка
- Структурная организация звуковой фонограммы
- Стратегия микширования
- Титры и слова благодарности
- Проект № 1 Интервью: различные размеры изображения
- Проект № 2 Беседа двух или более лиц
- Проект № 3 Монтаж с пропусками во времени
- Проект № 4 Комплексный монтажный проект
- Расшифровка материала на бумаге
- Сборка монтажного варианта на бумаге
- Первый монтажный вариант
- Черновой вариант
- Дикторский текст
- Беловой вариант
- Реакция зрителей на пробном просмотре
- Метод диагностики
- Озвучение и микширование
- Звуковое микширование (перезапись)
- Титры и выражение благодарности