logo
Монтаж

Положительные стороны дикторского текста

Несмотря на неблагоприятные ассоциации, которые может вызывать дикторский текст, он не обязательно должен оказаться снисходительным или навязчивым. К тому же, он может быть спасительным средством, может быстро и удачно представить новое действующее лицо, обобщить про исходящие события или кратко сообщить важные факты. А сбереженное время позволит включить дополнительный материал, особенно если фильм необходимо вогнать в жесткие временные рамки.

Приемлемый дикторский текст, как правило:

- ограничивается изложением полезной фактической информации;

- не манипулирует чувствами;

- избегает оценочных суждений, если только они не доказаны уже самим материалом;

- старается не создавать заранее какой-то определенный настрой у зрителя, но может оправданно привлекать внимание к тем аспектам материала — зрительным или звуковым — значимость которых может иначе остаться незамеченной;

- позволяет зрителю самому делать выводы.

Дикторский текст может также, следуя традициям баллады и поэзии, читаться стилизованным голосом.

Во многих фильмах в закадровом тексте есть специфические особенности, например: историческая перспектива, как в бесчисленных фильмах об иммиграции, войнах или рабстве. Нарочитая простота, как в случае с персонажем наивного репортера в фильме Майкла Мура «Роджер и я» (1989). Предположительность типа «что, если», как в фильме Алена Рене «Ночь и лиса» (1955). Поэтическое и музыкальное отождествление с предметом, как в фильме Бэзила Райта «Ночная почта». Сердитая ирония, как у Луиса Бюнюэля в «Земле без хлеба» (1932). Голос автора некоего текста, обращающийся от первого лица к его конкретному читателю, как в случае с письмами с войны в сериале Кена Бернса «Гражданская война». Голос дневника, как у Хэмфри Дженнингса в «Дневнике для Тимоти» (1946).