Проект № 4 Комплексный монтажный проект
Предполагается, что в подобном фильме монтаж подчинен адекватному отражению развития действия. Принципы монтажа ориентированы таким образом, чтобы показать драматически развивающееся действие или же создать лирическое настроение.
Монтажер учитывает передвижения объекта съемки и возможность его показа в различных ракурсах.
Делаются вставки (перебивки) между дополняющими друг друга кадрами. Осуществляется монтаж «внахлест», когда звук, сопровождавший предыдущий кадр, сопровождает и последующий.
Проявлено внимательное отношение к словесному, визуальному и музыкальному ритмам. Допускается использование вставок и пробных кадров. Присутствует подтекст. Существует тесное взаимодействие, своего рода контрапункт между словами и изображением. Используются выразительные потенции звука и изображения для создания таких категорий, как намек, аналогия, ирония, метафора, повтор. Есть музыка.
Некоторые из перечисленных моментов нуждаются в пояснении. Наложение звука, которое вы можете произвести при помощи простейшего видео оборудования, требует того, чтобы вы переносили самостоятельный (и только звуковой) пассаж как до, так и после переноса всего синхронизированного фрагмента. Так что я советую вырезать синхронизированный фрагмент в моменты паузы между словами и звуками: в противном случае, когда вы захотите добавить «хвостик», состоящий из сегмента с наложением звука, у вас будут проблемы с соблюдением нужной силы звука.
Создание контрапункта — тесного взаимодействия — между словами и изображением обычно предполагает использование заложенного в последнем метафорического смысла (а не просто иллюстративных возможностей). Так, голос молодого человека, сообщающего о том, что в прощании с домом была и радостная сторона, может интерпретироваться по-разному.
Подтекст фрагмента будет зависеть от того, звучит ли этот голос на фоне кадра с сидящей на подоконнике и глядящей на улицу кошкой или на фоне кадра с выкипающей кастрюлей. От вашего прикосновения к материалу зависит, станет ли он поэтическим или нет, и что он будет выражать.
Итак, что следует соблюдать:
- факты и ситуации тщательно проработаны;
- действия монтажера не нарушают порядка развития сюжета. Монтажер исходит из того, как двигаются персонажи;
- монтажер использует кадры с изображением одного и того же объекта, снятого в различных ракурсах;
- монтажер не допускает немотивированных пропусков в развитии действия.;
- в фильме используются наложения, причем звук предшествует синхронизированному изображению;
- успешно используется наложение кадров, когда звуковая дорожка, относящаяся к предыдущему кадру, захватывает и часть последующего;
- в фильме верно отражены речевые ритмы;
- в фильме верно отражены изобразительные ритмы;
- в фильме верно отражены музыкальные ритмы;
- характеры персонажей представлены в развитии;
- в фильме используются визуальные средства для создания настроения;
- между словами и изображением существует тесная взаимосвязь;
- смонтированные диалоги звучат естественно;
- выбор музыки оригинален и эффективен;
- хорошо продумана длина фильма;
- звуковые фонограммы сведены на разные дорожки в шахматном порядке;
- микширование (перезапись) проведено последовательно и эффективно;
- фильм производит цельное впечатление.
Если у вас есть возможность осуществить цифровой нелинейный монтаж, то вы сможете использовать то, что в кино называется оптическими возможностями. Это значит, что вы можете остановить кадр, замедлить или ускорить движение, применить цвет или оптическую фильтрацию, использовать наложение кадров, сделать кадр светлее или темнее. Все эти спецэффекты, если ими злоупотреблять, могут оказаться излишним и даже вызывать раздражение.
С другой стороны, подобные эффекты позволяют зрителю оторваться от прозаического реализма и создают то лирическое созерцательное настроение, которое и повергает в трепет. Монтажер не только объединяет части фильма в единое целое, он наделен еще и свободой в выборе средств: в его распоряжении находится масса разнообразных технических приемов. Эта свобода не является чем-то новым — в кино всегда умели делать подобные вещи, но раньше это дорого стоило и требовало огромных временных и энергетических затрат.
Теперь различные технические возможности могут быть использованы по вашему усмотрению прямо на рабочем месте. Ваша свобода ничем не ограничивается.
Повторение главного
Монтаж
На экране воссоздаются различные аспекты психологии человека, чтобы зрители могли разделить меняющиеся взгляды персонажа фильма или его рассказчика.
Привлекающие внимание несоответствия между звуком и изображением заставляют зрителя активно сопереживать тому, что происходит на экране.
Каждый раз, когда вы заставляете работать фантазию и интеллект аудитории, вы заявляете о вашем равенстве со зрителями и как бы приглашаете их участвовать в открытии. Структура фильма и его авторская интерпретация получают выражение в процессе монтажа. Монтажер должен быть терпеливым, организованным, дипломатичным и в то же время открытым для экспериментирования. Первоклассный монтажер документального фильма, по сути дела, является его вторым режиссером: он должен стремиться к тому, чтобы иметь свое собственное мнение.
Для того чтобы обеспечить в работе объективность, режиссеру следует оставить монтажера одного в его мастерской и дать ему возможность подумать над материалом.
- Роль монтажера и его обязанности
- Начало монтажа: просмотр кадрового материала
- Индексация кадрового материала
- Подбор фрагментов для черновой копии
- Почему структура имеет большое значение
- Временные и структурные варианты
- Структура фильма должна быть динамичной
- Окончательный вариант фильма на бумаге
- Видео: от пленки к цифровой технологии
- Оцифровка для нелинейного монтажа
- Черновой вариант фильма
- Возврат к неискушенности
- После первого просмотра: решение об оптимальной продолжительности
- Диагностические вопросы
- Что делать с неудовлетворительным материалом
- Создатель документального фильма как драматург
- Как сделать видимое существенным?
- Когда рассеялся туман, что же дальше?
- Проблема достижения плавности
- Как монтаж подражает восприятию
- Направление взгляда и изучение происходящего
- Монтаж и ритмические структуры: аналогия — музыка
- Практическое использование оттенения: объединение материала в единое целое
- Зрители как активные участники
- Наложение при монтаже: диалоговые сцены
- Монтаж с наложением: стыки между сценами
- Помогите! Не понимаю!
- Дикторский текст
- Дикторский текст как возможный элемент
- Отрицательные стороны дикторского текста и вызываемые им ассоциации
- Положительные стороны дикторского текста
- Два подхода к созданию закадрового текста
- Заранее написанный дикторский текст. Написание
- Проверка
- Корректировки порядка слов
- Вставки звуков
- Весомость каждого первого слова
- Ключевые слова
- Дополняйте, но не дублируйте
- Проверка: пробная запись
- Текст для диктора
- Выбор диктора и запись закадрового текста
- Пробы голосов
- Запись закадрового текста и указания диктору
- Создание импровизированного закадрового текста
- Запись звуков, создающих эффект присутствия
- Наложение закадрового текста
- Использование музыки
- Диагноз и составление общей схемы
- Первый просмотр
- Как пережить критику и извлечь из нее пользу
- Иногда лучше не спешить
- Пробуйте снова и снова
- Окончательный вариант
- Звуковое микширование
- Подготовка
- Структурная организация звуковой фонограммы
- Стратегия микширования
- Титры и слова благодарности
- Проект № 1 Интервью: различные размеры изображения
- Проект № 2 Беседа двух или более лиц
- Проект № 3 Монтаж с пропусками во времени
- Проект № 4 Комплексный монтажный проект
- Расшифровка материала на бумаге
- Сборка монтажного варианта на бумаге
- Первый монтажный вариант
- Черновой вариант
- Дикторский текст
- Беловой вариант
- Реакция зрителей на пробном просмотре
- Метод диагностики
- Озвучение и микширование
- Звуковое микширование (перезапись)
- Титры и выражение благодарности