5.3.4. Системы управления базами данных
База данных - это последовательная совокупность данных, отображающая состояние объектов и их отношения в рассматриваемой предметной области и хранящаяся с минимальной избыточностью.
Система управления базами данных (СУБД) - совокупность языковых и программных средств, предназначенных для создания и ведения базы данных. СУБД располагается между собственно физической базой данных и пользователями системы.
Основная функция СУБД - предоставление пользователю базы данных возможности работать с ней, не вникая в детали на уровне аппаратного обеспечения. Другие функции СУБД - реализация транзакций, обеспечение безопасности данных и т. п.
По типу поддержки модели данных различают несколько классов СУБД:
реляционные СУБД;
объектные СУБД;
логические СУБД.
Значительно менее популярными в настоящее время являются СУБД, поддерживающие модели данных: иерархическую, сетевую, плоский файл, реляционную с вложенностью, семантическую и многомерную.
Заметим, что в большинстве случаев при проектировании базы данных сначала строится инфологическая модель предметной области, не зависящая от конкретной модели представления информации (и, следовательно, СУБД). Для ее создания обычно используются два источника информации:
предметная область (в которой проводятся исследование, абстрагирование, поиск);
информационные потребности пользователя (на основе которых выполняются описания).
Дейт [Дейт 2000] утверждает, что "и с экономической, и с теоретической точки зрения можно сказать, что реляционный подход наиболее важный (и это положение дел, по-видимому, не изменится в обозримом будущем)". Вот некоторые наиболее известные реляционные СУБД:
DB2 (компании IBM (http://www-4.ibm.com/software/data/));
Oracle (компании Oracle (http://www.oracle.com/));
Access (компании Microsoft (http://www.microsoft.com/)).
Две следующие разработки относятся к классу расширяемых реляционных СУБД, позволяющих высококвалифицированным пользователям настроить систему заданным образом (например, определить собственные типы данных, структуры-хранения, функции и т. п.).
POSTGRES (создана в университете Беркли (http://db.cs.berkeley.edu/));
Starburst (компании IBM (http://www.research.ibm.com/)).
- 5. Системы программирования
- 5.1. Введение в системы программирования
- 5.1.1. Основные понятия и определения
- 5.1.2. История и эволюция
- 5.1.2.1. Некоторые важные даты
- 5.1.2.2. Основные этапы в формировании состава систем программирования
- 5.1.2.3. История развития системы программирования компании Borland Inc. На базе языка Pascal
- 5.1.3. Классификация
- 5.1.3.1. Классификация по ориентации на поддержку процессов
- 5.1.3.2. Функциональная классификация
- 5.1.3.3. Классификация по категориям
- 5.1.3.4. Классификация по предоставляемому интерфейсу
- 5.1.4. Проблемы и перспективы развития
- 5.1.5. Рекомендации по литературе
- 5.2. Процесс-ориентированный инструментарий
- 5.2.1. Возникновение и исследование идеи
- 5.2.2. Управление
- 5.2.2.1. Системы управления проектами
- 5.2.2.2. Организационные средства
- 5.2.2.3. Средства оценки качества
- 5.2.3. Анализ требований и проектирование
- 5.2.3.1. Системы на основе структурной методологии
- 5.2.3.2. Системы на основе объектно-ориентированной методологии
- 5.2.4. Программирование (реализация)
- 5.2.4.1. Трансляторы
- 5.2.4.2. Компиляторы
- 5.2.4.3. Системы генерации трансляторов
- 5.2.4.4. Системы анализа корректности программного кода
- 5.2.4.5. Интерпретаторы
- 5.2.4.6. Декомпиляторы
- 5.2.4.7. Усложнители декомпиляции (шифраторы, обфускаторы)
- 5.2.4.8. Системы управления компиляцией и построением программ
- 5.2.5. Тестирование и отладка
- 5.2.5.1. Тестовые мониторы
- 5.2.5.2. Средства отслеживания тестового покрытия
- 5.2.5.3. Средства динамического построения профиля программы
- 5.2.5.4. Системы построения срезов программы
- 5.2.5.5. Отладчики
- 5.2.5.6. Системы отслеживания проблем (ошибок)
- 5.2.6. Ввод в действие
- 5.2.7. Сопровождение
- 5.2.8. Завершение эксплуатации
- 5.3. Универсальный инструментарий
- 5.3.1. Инструменты работы с текстом
- 5.3.1.1. Средства, базирующиеся на регулярных выражениях
- 5.3.1.2. Средства поиска различий
- 5.3.1.3. Средства поиска на основе шаблонов
- 5.3.1.4. Обозреватели и базы данных программ
- 5.3.1.5. Средства обнаружения плагиата
- 5.3.1.6. Текстовые редакторы
- 5.3.1.7. Синтаксически-ориентированные редакторы
- 5.3.1.8. Гипертекстовые средства
- 5.3.2. Системы документирования
- 5.3.3. Системы разработки интерфейсов
- 5.3.4. Системы управления базами данных
- 5.3.5. Системы управления базами знаний и экспертные системы
- 5.3.5.1. Системы искусственного интеллекта
- 5.3.5.2. Механизмы выводов на знаниях
- 5.3.5.3. Неточный вывод на знаниях
- 5.3.6. Электронные библиотеки и инструментарий Интернета
- 5.3.6.1. Парадигма усиления информации
- 5.3.6.2. Профессиональный поиск информации
- 5.3.6.3. Проблемы работы с информационными ресурсами Интернета
- 5.3.6.4. Коллекции информационных ресурсов в Интернете
- 5.3.6.5. Базы данных в Интернете
- 5.3.6.6. Краткая история поисковых средств Интернета
- 5.3.6.7. Искусственный интеллект и задача поиска в Интернете
- 5.4. Инструментарий поддержки процессов некоторых технологических подходов
- 5.4.1. Системы формального преобразования и верификации программ
- 5.4.2. Средства сборочного программирования
- 5.5. Инструментальные системы
- 5.5.1. Инструментальные среды программирования
- 5.5.2. Средства автоматизации разработки программ (case-средства)
- 5.5.3. Интегрированные среды
- 5.5.4. Репозитории проекта
- 5.6. Средства поддержки коллективной разработки
- 5.6.1. Системы разделения файлов
- 5.6.1.1. Система управления версиями файлов
- 5.6.1.2. Система управления пространствами
- 5.6.1.3. Система синхронизации удаленных пространств
- 5.6.2. Системы поддержки работы виртуальных групп
- 5.7. Естественно-языковый интерфейс
- 5.7.1. Диалоговые системы
- 5.7.2. Вопросно-ответные системы
- 5.7.3. Автоматизированные обучающие системы и системы контроля знаний
- 5.7.4. Системы искусственного интеллекта