3.4.1. Растровый формат gif
Файловый растровый формат GIF (Graphics Image Format) был предложен фирмой CompuServe Inc. для протокола передачи цветных изображений в глобальных сетях. С его помощью организуется обмен графическими и содержащими элементы графики файлами. Этот формат используется для хранения нескольких растровых изображений в одном файле и применяется для обмена растровыми данными между платформами и системами.
GIF - один из немногих форматов, использующих эффективный алгоритм сжатия, почти не уступающий программам-архиваторам. Иными словами, GIF-файлы не нужно архивировать, так как это редко дает ощутимый выигрыш в объеме.
Поэтому формат GIF, главным достоинством которого является минимальный размер файлов, до сих пор сохраняет свое значение основного графического формата World Wide Web.
Еще одна особенность формата GIF состоит в том, что разработчики изменили порядок следования данных в файле. За счет этого передаваемое изображение рисуется сверху вниз с изменением четкости и детальности. То есть изображение становится четче и детальнее по мере поступления информации из сети. Для этого файл изображения формируется при записи так, чтобы сначала шли все строки пикселов с номерами, кратными восьми (первый проход), затем четырем (второй проход), потом двум, и, наконец, последний проход - все оставшиеся строки с нечетными номерами. Во время приема и декодирования такого файла каждый следующий проход заполняет «пропуски» в предыдущих, постепенно приближая изображение к исходному состоянию.
В настоящее время формат GIF поддерживает обмен не только графикой, но и различными мультимедийными данными. В первую очередь это объясняется его способностью хранить большое количество изображений - кадров. Поэтому формат GIF можно рассматривать как анимационный. Для сжатия информации использован алгоритм LZW.
GIF в отличие от многих растровых форматов для хранения использует блоки данных и дополнительную протокольную информацию. Блоки данных содержат подблоки и информационные поля. Каждый подблок данных начинается с однобайтового счетчика, который, принимая значения в диапазоне от 1 до 255, указывает количество байтов данных, следующих за байтом счетчика. Подблоки могут объединяться в непрерывные группы (байт счетчика, байты данных, байт счетчика, байты данных и т.д.). Последовательность из одного или нескольких подблоков данных завершается байтом счетчика, имеющим значение 0.
Формат GIF позволяет хранить растровые данные в пикселах с глубиной цвета от 1 до 8 бит. Изображения записываются с применением цветовой модели RGB и данных палитры. Формат позволяет хранить изображения размером до 64000 пикселов, выбирать 256 цветов в 64-миллионной палитре, обеспечивает быструю распаковку при просмотре, эффективное сжатие и аппаратную независимость. Формат позволяет хранить в одном файле несколько изображений, но эта возможность, как правило, используется при кодировании анимаций.
Существуют две спецификации GIF. Первая относится к формату GIF87а, в котором предусматривается запись множества изображений, вторая - к формату GIF89а, который ориентирован на хранение как текстовых, так и графических данных в одном файле.
Возможность записи чересстрочных файлов была введена во второй версии формата GIF (GIF89a), опубликованной в 1989 г. В этой же версии появились и другие важные усовершенствования, а именно: возможность указывать прозрачный цвет и записывать в один файл несколько самостоятельных картинок-кадров движущегося мультипликационного изображения.
К недостаткам рассматриваемого формата обычно относят ограниченное число используемых цветов (до 256) и необходимость заключения лицензионного соглашения с разработчиками формата.
- Компьютерные технологии в науке и образовании
- Часть 3 Гипертекстовые и мультимедийные инструментальные системы
- Содержание
- Лекция 1
- 3.1 Основные компоненты гипертекстовых и мультимедийных документов.
- 3.1.1.Текстовая информация
- 3.1.2 Полутоновые и цветные иллюстрации
- 3.1.3 Анимационная графика
- 3.1.4 Видеоинформация
- 3.1.5 Аудиоинформация
- Лекция 2
- 3.2 Технологии гипертекстовых систем.
- 3.2.1 Функции гипертекстовых электронных изданий
- 3.2.2 Принципы построения гипертекстовых документов
- 3.2.3 Математическая модель гипертекста
- 3.2.4 Гипертекстовые Web-документы
- 3.2.5 Подготовка публикаций в среде Adobe Acrobat
- 3.2.6 Технология Help-файлов
- 3.2.7 Средства доставки электронных изданий
- 3.2.8. Классификация и общие принципы оформления электронных изданий
- Лекция 3
- 3.3 Цифровое представление текстовой информации.
- 3.3.1. Стандарты кодирования символов ascii, ansi, кои-8 и unicode
- 3.3.2. Формат pdf
- 3.3.3 Формат разметки текста rtf
- Лекция 4
- 3.4 Графические форматы.
- 3.4.1. Растровый формат gif
- 3.4.2. Формат графических файлов png
- 3.4.3 Графический формат jpeg
- 3.4.4. Формат tiff
- 3.4.5. Программные средства преобразования форматов
- Лекция 5
- 3.5. Представление анимационной, видео- и звуковой информации
- 3.5.1. Семейство форматов mpeg
- 3. 5.1.1. Компрессия видеоданных в mpeg
- 3.5.1.2. Формат mpeg-1
- 3.5.1.3. Формат mpeg-2
- 3.5.1.5. Формат mpeg-7
- 3.5.2. Звуковые форматы
- 3.5.3. Анимационные файловые форматы fli, flc, cel
- Лекция 6
- 3.6 Программы просмотра Web-публикаций.
- 3. 6.1.Доступ к Web-странице в Internet
- 3.6.2.Программа просмотра ms Internet Explorer
- 3.6.3. Программа просмотра Netscape Navigator
- Лекция 7
- 3.7 Языки разметки гипертекста и программирования скриптов.
- 3.7.1 Язык разметки гипертекста нтмl
- 3.7.2 Расширенный язык разметки xml
- 3.7.3 Язык Java
- 3.7.4 Язык JavaScript
- 3.7.5 Язык программирования сценариев php
- 3.7.6 Язык Perl
- 3.7.7 Язык моделирования виртуальной реальности vrml
- Лекция 8
- 3.8 Программирование Web-страниц в языковой среде html.
- 3.8.1 Структура и форматирование html-документа
- 3.8.2 Таблицы
- 3.8.3 Изображения и навигационные карты
- 3.8.4 Формы
- 3.8.5 Фреймы
- 3.8.6 Фреймы и таблицы
- 3.8.7 Объекты
- 3.8.8 Гиперссылки
- 3.8.9 Таблицы стилей
- Лекция 9
- 3.9 Автоматизация создания Web-публикаций.
- 3.9.1 Назначение и функциональные возможности пакета
- 3.9.2 Структурная схема программного пакета
- 3.9.3 Интерфейс пользователя и принципы его организации
- 3.9.4 Некоторые типовые процедуры пакета Dreamweaver