27. Мультимедиа технологии.
Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Например, в одном объекте-контейнере может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней. Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD — compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.
Мультимедиа технологии - это совокупность современных средств аудио, видео, теле визуальных и виртуальных коммуникаций.
В настоящее время мультимедиа-технологии являются бурно развивающейся областью информационных технологий. Работает значительное число крупных и мелких фирм (IBM, Apple, Motorola, Philips, Sony, Intel и др.). Области использования многообразны: интерактивные обучающие и информационные системы, САПР, развлечения и др.
Основными характерными особенностями этих технологий являются:
объединение многокомпонентной информационной среды (текста, звука, графики, фото, видео) в однородном цифровом представлении;
обеспечение надежного (отсутствие искажений при копировании) и долговечного хранения (гарантийный срок хранения - десятки лет) больших объемов информации;
простота переработки информации (от рутинных до творческих операций).
Достигнутый технологический базис основан на использовании стандарта оптического носителя DVD (Digital Versalite/Video Disk), имеющего емкость порядка единиц и десятков гигабайт и заменяющего все предыдущие: CD-ROM, Video-CD, CD-audio. Использование DVD позволило реализовать концепцию однородности цифровой информации. Одно устройство заменяет аудиоплейер, видеомагнитофон, CD-ROM, дисковод и др. В плане представления информации оптический носитель DVD приближает ее к уровню виртуальной реальности.
Многокомпонентную мультимедиа-среду целесообразно разделить на 3 группы: аудиоряд, видеоряд, текстовая информация.
Аудиоряд может включать речь, музыку, эффекты (звуки типа шума, грома, скрипа и т.д., объединяемые обозначением WAVE (волна)). Главной проблемой при использовании этой группы мультисреды является информационная емкость. Для записи одной минуты WAVE-звука высшего качества необходима память порядка 10 Мбайт, поэтому стандартный объем CD (до 640 Мбайт) позволяет записать не более часа WAVE. Для решения этой проблемы используются методы компрессии звуковой информации.
Другим направлением является использование в мультисреде звуков (одноголосая и многоголосая музыка, вплоть до оркестра, звуковые эффекты) MIDI (Musical Instrument Digitale Interface). В данном случае звуки музыкальных инструментов, звуковые эффекты синтезируются программно-управляемыми электронными синтезаторами. Коррекция и цифровая запись MIDI-звуков осуществляется с помощью музыкальных редакторов. Главным преимуществом MIDI является малый объем требуемой памяти - 1 минута MIDI-звука занимает в среднем 10 Кбайт.
Видеоряд по сравнению с аудиорядом характеризуется большим числом элементов. Выделяют статический и динамический видеоряды. Статический видеоряд включает графику (рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме) и фото (фотографии и сканированные изображения). Динамический видеоряд представляет собой последовательность статических элементов (кадров). Можно выделить 3 типовых группы:
обычное видео (life video) - последовательность фотографий (около 24 кадров в секунду);
квазивидео - разреженная последовательность фотографий (6-12 кадров в секунду);
анимация - последовательность рисованных изображений.
Первая проблема при реализации видеорядов - разрешающая способность экрана и число цветов. Выделяют три направления:
стандарт VGA дает разрешение 640х480 пикселей (точек) на экране при 16 цветах или 320х200 пикселей при 256 цветах;
стандарт SVGA (видеопамять 512 Кбайт, 8 бит/пиксель) дает разрешение 640 х 480 пикселей при 256 цветах;
24-битные видеоадаптеры (видеопамять 2 Мбайт, 24 бит/пиксель) позволяют использовать 16 млн цветов.
Вторая проблема - объем памяти. Для статических изображений один полный экран требует следующие объемы памяти:
в режиме 640 х 480, 16 цветов - 150 кбайт;
в режиме 320 х 200, 256 цветов - 62,5 Кбайт;
в режиме 640 х 480, 256 цветов - 300 Кбайт.
Такие значительные объемы при реализации аудио- и видеорядов определяют высокие требования к носителю информации, видеопамяти и скорости передачи информации.
Основные направления использования мультимедиа-технологий:
электронные издания для целей образования, развлечения и др.
в телекоммуникациях со спектром возможных применении от просмотра заказной телепередачи и выбора нужной книги до участия в мультимедиа-конференциях. Такие разработки получили название Information Highway;
мультимедийные информационные системы («мультимедиа-киоски»), выдающие по запросу пользователя наглядную информацию.
С точки зрения технических средств на рынке представлены как полностью укомплектованные мультимедиа-компьютеры, так и отдельные комплектующие и подсистемы (Multimedia Upgrade Kit), включающие в себя звуковые карты, приводы компакт-дисков, джойстики, микрофоны, акустические системы. Для персональных компьютеров класса IBM PC утвержден специальный стандарт МРС, определяющий минимальную конфигурацию аппаратных средств для воспроизведения мультимедиа-продуктов. Для оптических дисков CD-ROM разработан международный стандарт (ISO 9660).
- 1. Теория множеств и булева алгебра.
- 2. Основы дискретной математики.
- 3. Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.
- 4. Свойства информации, энтропия и информационные свойства непрерывных источников.
- 5. Моделирование: основные понятия и определения.
- 2) Видов моделирования:
- 6. Дисперсионный и регрессионный анализ.
- 7. Основы теории управления.
- 8. Численные методы.
- 9. Структурное программирование.
- 10. Проектирование программного обеспечения.
- 11. Основы электроники и микросхемотехники.
- 12. Основные цифровые элементы, триггеры, регистры, счетчики, мультиплексоры, шифраторы.
- 13. Обобщенная структура эвм, архитектура Фон-Неймана.
- 14. Персональный компьютер и его основные элементы.
- 16. Устройства хранения и передачи данных.
- Flash-карта
- Оптические cd,dvd,bd
- 17. Периферийные устройства.
- 18. Многопроцессорные системы и серверы баз данных.
- 19. Аппаратное устройство сетевого оборудования.
- 20. Технологии компьютерных сетей.
- 21. Объектно-ориентированное программирование.
- 22. Системное программное обеспечение.
- 23. Операционные системы.
- 24. Базы данных.
- 25. Информационные сети.
- 26. Протоколы стека tcp/ip.
- 27. Мультимедиа технологии.
- 28. Системы искусственного интеллекта.
- 30. Вычислительные системы.