7.7. Протоколы взаимодействия клиента и сервера
Основным протоколом взаимодействия WWW-клиента и WWW-сервера является протокол HTTP (Hypertext Transfer Protocol). Этот протокол обычно использует в качестве средства доставки своих сообщений транспортный протокол TCP.
Следует отметить, что спецификацией HTTP предусмотрено использование любого транспортного протокола, обеспечивающего гарантированную доставку
Протокол предполагает, что передаваемая информация представляется исключительно в виде текста в формате ASCII. Это оказывается не удобным для передачи данных различного вида - текста, написанного с помощью нелатинских букв, графических, звуковых, виде файлов и т.п. Для решения этой проблемы используются методы кодирования MIME, позволяющие преобразовать данные любого вида к тексту ASCII.
Принцип взаимодействия WWW-клиента и WWW-сервера на основе протокола HTTP предполагает следующую последовательность действий:
• клиент формирует сообщение-запрос и передает серверу;
• сервер получает сообщение, анализирует и обрабатывает запрос, формирует сообщение-ответ и направляет его клиенту.
В сообщениях-запросах в текстовом виде указывается строка запроса, содержащая команду, которую должен выполнить HTTP-сервер, а также параметры запроса, например URL, определяющий объект, над которым выполняются действия. Команды протокола позволяют клиенту:
• запросить у сервера ресурс (например, Web-документ, графический файл и тип) или проверить возможность доступа к ресурсу;
• передать данные серверу (например, содержимое заполненных полей формы);
• удалить ресурс на сервере;
• установить или отменить связь ресурса с другими ресурсами.
Как правило, для того, чтобы получить и представить пользователю запрашиваемый Web-документ, клиенту требуется выполнить несколько запросов. Это объясняется тем, что Web-документ, в общем случае представляется целом набором файлов, а для получения каждого файла требуется выполнить отдельный запрос.
Сообщения-ответы содержат в себе строку состояния, определяющую результат выполнения сервером команды клиента . Эта строка состоит из двух частей - числового кода и текстового описания результата. Например, строка сообщает клиенту о том, что запрашиваемый ресурс не найден.
Поскольку протокол предполагает передачу данных в текстовом виде (ASCII), то заголовок представляет последовательность строк.
В полях заголовка передается информация, необходимая для корректного получения и правильной интерпретации Web-документов и других ресурсов, которые передаются с помощью протокола:
• данные о клиенте, например, название, версия, поддерживаемые кодировки и т.п. и о сервере;
• данные о пользователе (при необходимости), который запрашивает ресурсы, например, информация для аутентификации и адрес электронной почты;
• информация о передаваемом ресурсе, например, тип содержимого (текст, графика и т.п.), язык, размер данных, дата обновления и т.п.;
• информация о способе кодирования данных при передаче, например, версия MIME и использование алгоритмов сжатия данных.
Состав заголовка HTTP-сообщения зависит от того, является ли сообщение запросом клиента или ответом сервера, а также от типа запроса или ответа.
- Федеральное агентство по образованию
- Введение
- Глава 1. Протоколы и сервисы internet
- 1.1. Понятие сервиса Internet
- 1.2. Протоколы сервисов Internet
- Методические указания
- Глава 2. Сервис dns – система доменных имен
- 2.1. Назначение сервиса dns
- 2.2. Организация пространства имен
- 2.3. База данных сервера dns
- 2.4. Разрешение имен
- 2.5. Порядок регистрации доменных имен
- Методические указания
- Глава 3. Сервис telnet – управление удаленными компьютерами в терминальном режиме
- 3.1. Назначение сервиса Telnet
- 3.2. Организация работы сервиса Telnet
- Методические указания
- Глава 4. Сервис ftp – система файловых архивов
- 4.1. Назначение сервиса ftp
- 4.2. Организация работы сервиса ftp
- Методические указания
- Глава 5. Сервис usenet – система телеконференций
- 5.1. Назначение сервиса Usenet
- 5.2. Организация подписки на конференции
- 5.3. Организация работы сервиса Usenet
- Методические указания
- Глава 6. Сервис e-mail – электронная почта
- 6.1. Назначение сервиса e-mail
- 6.2. Стандартные функции почтовых клиентов
- 6.2.1. Прием сообщений
- 6.2.2. Локальное хранение сообщений
- 6.2.3. Создание и отправка сообщений
- 6.2.4. Работа с почтовыми вложениями
- 6.2.5. Создание ответных сообщений
- Методические указания
- Глава 7. Сервис www – гипертекстовая система интеграции сетевых ресурсов в единое информационное пространство
- 7.1. Назначение сервиса www
- 7.2. Средства представления Web-документов
- 7.2.1. Язык html
- 7.2.2. Таблицы стилей
- 7.2.3. Сценарии
- 7.2.4. Язык Dynamic html
- 7.2.5. Java-апплеты
- 7.2.6. Технология ActiveX
- 7.2.7. Язык xml
- 7.3. Унифицированные указатели ресурса
- 7.3.1. Схемы и механизмы доступа к ресурсу
- 7.3.2. Схема "mailto:"
- 7.3.3. Схема "ftp:"
- 7.3.4. Схемы "http:" и "https:"
- 7.4. Клиентское программное обеспечение
- 7.5. Стандартные функции Web-клиентов
- 7.5.1. Доступ к различным информационным ресурсам
- 7.5.2. Работа с объектами различного типа
- 7.5.3. Обеспечение навигации
- 7.5.4. Кэширование и управление загрузкой объектов
- 7.6. Дополнительные функции Web-клиентов
- 7.6.1. Поддержка маркеров "cookie"
- 7.6.2. Поддержка Java-апплетов и технологии ActiveX
- 7.7. Протоколы взаимодействия клиента и сервера
- Методические указания
- Глава 8. Сервис se – поисковые системы
- 8.2. Критерии ранжирования документов
- 8.3. Организация поиска документов
- 8.3.1. Основные поисковые системы
- 8.3.2. Поисковая система Яndex
- 8.3.3. Поисковая система Google
- 8.3.4. Поисковая система Rambler
- Методические указания
- Глава 9. Сервис irc – телеконференции реального времени
- 9.1. Назначение сервиса irc
- 9.2. Подключение и настройка mIrc
- 9.3. Команды irc и mIrc
- 9.3.1. Список команд irc и mIrc
- 9.3.2. Работа с никами
- 9.3.3. Работа с каналами
- 9.3.4. Отправка текста
- 9.3.5. Управление каналом
- Методические указания
- Глава 10. Сервис rtvc – видеоконференции реального времени
- 10.1. Назначение сервиса rtvc
- 10.2. Организация видеоконференций
- 10.2.1. Протоколы семейства h.32x
- 10.2.2. Базовая архитектура стандарта h.323
- Контроллер зоны (рис. 34) - это рекомендуемое, но не обязательное устройство, обеспечивающее сетевое управление и исполняющее роль виртуальной телефонной станции.
- 10.2.3. Тенденции развития рекомендаций h.323
- Методические указания
- Литература
- Технологии сети Интернет: протоколы и сервисы