1.1. Понятие сервиса Internet
В глобальной сети Internet функционирует ряд программ и сетевых протоколов прикладного уровня, которые позволяют пользователю сети получать удаленный доступ к информационным ресурсам, вести активный диалог с другими удаленными пользователями, отправлять и получать почту.
Для организации работы пользователей сети с распределенными информационными ресурсами, необходимы следующие компоненты:
• программа, установленная на компьютере пользователя, которая может осуществлять сетевой запрос с целью получения информационного объекта, и предназначенная для его обработки;
• программа, установленная на компьютере, где расположен информационный объект, которая может осуществлять по сетевому запросу поиск и пересылку объекта, а также упорядочивание доступа к нему нескольких пользователей;
• сетевой протокол взаимодействия между этими программами.
Технология взаимодействия, в которой одна программа запрашивает выполнение какой-либо совокупности действий (услугу), а другая ее выполняет, называется технологией «клиент-сервер». Участники такого взаимодействия называются соответственно клиентом (client) и сервером (server). Достаточно часто клиентом или сервером называют компьютеры, на которых функционирует клиентское или серверное программное обеспечение.
Комплекс программ и протоколов прикладного уровня, обеспечивающий пользователю сети Internet возможность работы с распределенными информационными ресурсами, принято называть сервисами.
К числу основных сервисов сети Internet относятся:
• DNS ((Domain Name System). Система доменных имен, позволяющая использовать для адресации узлов сети мнемонические имена вместо числовых адресов.
• Telnet. Обеспечивает удаленный доступ к серверам сети Internet. С помощью программы-клиента Telnet можно войти в систему удаленного компьютера в качестве его терминала и осуществить исполнение команд программного обеспечения сервера (например, соединиться с другим сервером, получить доступ к данным).
• FTP (File Transfer Protocol). Передача файлов между соединенными посредством сети компьютерами. Этот сервис позволяет устанавливать логическую связь с удаленным узлом, осуществлять поиск необходимого файла в каталогах, выполнять прием и передачу файлов, создавать собственные файлы и каталоги и удалять их.
• Usenet. Телеконференции по Internet. Это система организации публичных обсуждений по конкретным темам: вычислительная техника, социальные вопросы, новости и т.д. Для организации телеконференций существует список серверов телеконференций.
• E-mail. Электронная почта. Это система пересылки сообщений между людьми, имеющими доступ к сети Internet. Для передачи почтовых сообщений используется протокол SMTP. Доставка почты пользователю из почтового ящика выполняется протоколом Post Office Protocol (POP). В системе реализованы такие функции как: создать сообщение, доставить почту, переслать полученное письмо, уведомить о получении, уведомить о прочтении.
• World Wide Web (WWW). Доступ к гипертекстовым страницам WWW-серверов. Основными носителями информации в сети Internet являются мультимедийные WWW-сервера, на которых информация размещается в виде Web-страниц. Эти страницы отображают звук, изображение (рисунок, фотографию т.д.) и гипертекст. Для доступа к WWW-серверам используются специальные программы (browser): Internet Explorer, Netscape Navigator и др.
Перечисленные сервисы относятся к стандартным. Это означает, что принципы построения клиентского и серверного программного обеспечения, а также протоколы их взаимодействия соответствуют международным стандартам.
Наряду со стандартными сервисами существуют и нестандартные, представляющие собой оригинальные разработки различных компаний. Наиболее значимыми из них являются:
• SE (Search Engine). Поисковая система (машина). Это система поиска необходимой информации в сети Internet.
• IRC (Internet Relay Chat). Телеконференции реального времени (чат - соединение). Чатом (chat) называется общение между пользователями с помощью клавиатуры компьютера. При этом в чате могут участвовать одновременно несколько пользователей, подключенных к серверам, работающим в режиме многоканального чата.
• RTVC (Real Time Video Connection). Видеоконференции реального времени. Видеоконференция – это взаимное общение двух или более лиц с использованием мультимедийных возможностей компьютеров по сети Internet. Компьютер, подключенный к сети, должен быть оснащен видеокамерой, микрофоном и аудиколонками.
- Федеральное агентство по образованию
- Введение
- Глава 1. Протоколы и сервисы internet
- 1.1. Понятие сервиса Internet
- 1.2. Протоколы сервисов Internet
- Методические указания
- Глава 2. Сервис dns – система доменных имен
- 2.1. Назначение сервиса dns
- 2.2. Организация пространства имен
- 2.3. База данных сервера dns
- 2.4. Разрешение имен
- 2.5. Порядок регистрации доменных имен
- Методические указания
- Глава 3. Сервис telnet – управление удаленными компьютерами в терминальном режиме
- 3.1. Назначение сервиса Telnet
- 3.2. Организация работы сервиса Telnet
- Методические указания
- Глава 4. Сервис ftp – система файловых архивов
- 4.1. Назначение сервиса ftp
- 4.2. Организация работы сервиса ftp
- Методические указания
- Глава 5. Сервис usenet – система телеконференций
- 5.1. Назначение сервиса Usenet
- 5.2. Организация подписки на конференции
- 5.3. Организация работы сервиса Usenet
- Методические указания
- Глава 6. Сервис e-mail – электронная почта
- 6.1. Назначение сервиса e-mail
- 6.2. Стандартные функции почтовых клиентов
- 6.2.1. Прием сообщений
- 6.2.2. Локальное хранение сообщений
- 6.2.3. Создание и отправка сообщений
- 6.2.4. Работа с почтовыми вложениями
- 6.2.5. Создание ответных сообщений
- Методические указания
- Глава 7. Сервис www – гипертекстовая система интеграции сетевых ресурсов в единое информационное пространство
- 7.1. Назначение сервиса www
- 7.2. Средства представления Web-документов
- 7.2.1. Язык html
- 7.2.2. Таблицы стилей
- 7.2.3. Сценарии
- 7.2.4. Язык Dynamic html
- 7.2.5. Java-апплеты
- 7.2.6. Технология ActiveX
- 7.2.7. Язык xml
- 7.3. Унифицированные указатели ресурса
- 7.3.1. Схемы и механизмы доступа к ресурсу
- 7.3.2. Схема "mailto:"
- 7.3.3. Схема "ftp:"
- 7.3.4. Схемы "http:" и "https:"
- 7.4. Клиентское программное обеспечение
- 7.5. Стандартные функции Web-клиентов
- 7.5.1. Доступ к различным информационным ресурсам
- 7.5.2. Работа с объектами различного типа
- 7.5.3. Обеспечение навигации
- 7.5.4. Кэширование и управление загрузкой объектов
- 7.6. Дополнительные функции Web-клиентов
- 7.6.1. Поддержка маркеров "cookie"
- 7.6.2. Поддержка Java-апплетов и технологии ActiveX
- 7.7. Протоколы взаимодействия клиента и сервера
- Методические указания
- Глава 8. Сервис se – поисковые системы
- 8.2. Критерии ранжирования документов
- 8.3. Организация поиска документов
- 8.3.1. Основные поисковые системы
- 8.3.2. Поисковая система Яndex
- 8.3.3. Поисковая система Google
- 8.3.4. Поисковая система Rambler
- Методические указания
- Глава 9. Сервис irc – телеконференции реального времени
- 9.1. Назначение сервиса irc
- 9.2. Подключение и настройка mIrc
- 9.3. Команды irc и mIrc
- 9.3.1. Список команд irc и mIrc
- 9.3.2. Работа с никами
- 9.3.3. Работа с каналами
- 9.3.4. Отправка текста
- 9.3.5. Управление каналом
- Методические указания
- Глава 10. Сервис rtvc – видеоконференции реального времени
- 10.1. Назначение сервиса rtvc
- 10.2. Организация видеоконференций
- 10.2.1. Протоколы семейства h.32x
- 10.2.2. Базовая архитектура стандарта h.323
- Контроллер зоны (рис. 34) - это рекомендуемое, но не обязательное устройство, обеспечивающее сетевое управление и исполняющее роль виртуальной телефонной станции.
- 10.2.3. Тенденции развития рекомендаций h.323
- Методические указания
- Литература
- Технологии сети Интернет: протоколы и сервисы