logo search
ВКР Югай

1.2. Технология информационной диагностики объекта

В современных условиях глобализации экономики и усиления конкуренции любая организация может существовать и реализовывать стоящие перед ней цели только тогда, когда она изменяется адекватно изменениям и требованиям внешней среды. Это предполагает последовательное и целенаправленное поведение мероприятий, направленных на усовершенствование работы организации в целом и каждого его сотрудника. Такие мероприятия часто связаны с изменениями в работе деловых организаций, касающимися организационной структуры, системы оплаты труда, разделения задач и ответственности, кадровой политики и т.д. принесут ли изменения ожидаемый результат, во многом зависит от того, насколько организация будет подготовлена к ним.

Исследование текущей ситуации в организации – первый шаг на пути подготовки мероприятий, направленных на повышение эффективности ее работы, и планирования изменений в структуре организации, в системе оплаты труда, в кадровой политике. Одним из способов распознавания и предвидения проблем в организациях является диагностика, которая представляет собой комплекс способов, методов и приемов изучения организации, позволяющий в короткие сроки с минимумом затрат получить четкое представление об ее ресурсах, проблемах и возможностях инициировать позитивные организационные изменения и мобилизовать силы для их проведения.

Организационная диагностика представляет собой систематический сбор и анализ информации о состоянии организации с целью выявления проблем ее функционирования, а также определения путей и резервов для их преодоления путем применения концептуальных моделей и методов социальных и поведенческих наук. Таким образом, диагностика проводится согласно принципам научного исследования, однако используемые методы и их результаты должны быть приняты людьми, заказавшими диагностику, и подходить для их организации.

Неизменными остаются типовые цели информационной аналитики - оценка состояния объекта, выявление тенденций и прогноз развития объекта. Значительно расширились круг объектов и частные (ситуационные) цели информационно-аналитической деятельности.

В конце 80-х гг. вводятся понятия «информационная диагностика», «информационный мониторинг» объектов.

Автор статьи отметил, что целостный набор методов еще не разработан, но необходимо перейти от оценки технического уровня к информационной диагностике исследований и разработок. Мы видим, что в сравнении с библиометрическими исследованиями в информационной диагностике не ограничен набор методов сугубо количественными; значительно усложнилась и конечная цель - полная диагностика объекта. Содержание термина «информационная диагностика» будет уточняться, но это понятие в наибольшей мере объединяет и целенаправляет все аналитические разработки в информационном цикле наук, ориентированные на получение выводного знания.

В книге 11 в 1990 г. и более ранних статьях было введено понятие «информационный мониторинг», под которым понималась технология непрерывного информационного наблюдения за объектом в фиксированном информационном поле по избранным индикаторам для диагностики и прогноза развития объекта. Вводя это понятие, автор данной статьи не подозревал о последующем его столь широком распространении в стране и мире в целом. Сегодня многие журналы имеют разделы с аналогичным названием, описывают системы политического, социологического мониторинга.

Термин стал «модным», но от многих вариантов его реализации хочется «отстраниться», поскольку они предлагаются непрофессионально и компрометируют перспективные возможности мониторингового подхода. В сравнении с другими временными режимами (ретродиагностикой и экспресс-анализом), информационный мониторинг ориентирован, на жестко регламентированный ввод каждой последующей новой порции сведений об объекте с фиксированным информационным интервалом - год, месяц, неделя, час и др. Прежде чем осваивать и вводить технологию информационного мониторинга, следует выполнить ретроанализ объекта - выявить закономерности развития объекта за прошедший период времени на основе анализа известной информации о нем.

Это наиболее понятный для библиографа режим ретропоиска и систематизации сведений об объекте. Однако результатом должен быть не список литературы об объекте, а некое синтезированное представление о его развитии. При этом информационный аналитик не имеет права изучать объект, а лишь сравнивать, сопоставлять и объединять известные сведения о нем.

По доле анализируемой информации можно предложить три подхода.

Репродуцированное знание об объекте (т. е. привнесенное из других областей научной и практической деятельности) выявляется на основе установленного сходства и отличия объектов, их свойств, сферы применения и т. д. Реализуется на основе сложной процедуры поиска и диагностики «неявно полезной» информации об объекте.

В основе информационной диагностики лежат процессы информационного моделирования объекта - целенаправленного сбора, систематизации известных данных об объекте с условием сохранения определенной степени подобия между моделью и объектом. Они осуществляются для получения нового - выводного знания, а базируются на системной отражательной природе документального потока и процессов его библиографирования.

В процессе диагностики потребуются дополнительные термины, локализующие ее объект.

Предметное поле объекта - каким-либо образом упорядоченное множество терминов и словосочетаний, используемых для описания объекта в данный момент времени. Для представления предметного поля необходимо объединить их в родственные группы через родовидовые или иные связи в зависимости от цели диагностики объекта. Подобные процедуры необходимы для локализации объекта, выделения оценочных его индикаторов, объективизации процесса диагностики.10

Теоретические основы информационной диагностики.

С методической точки зрения диагностика в любой сфере: в социологии и психологии, медицине и технике, - определяется как установление взаимосвязи между определенными состояниями системы и тем множеством признаков, которые им соответствуют. Другими словами, диагностика понимается как распознание чего-либо. Различия же затрагивают в первую очередь объект диагностики, цели диагностики и средства диагностики, что является отражением предметной специфики конкретной науки и особенностями практической сферы использования диагностических средств. Кроме того, для решения одних и тех же задач могут использоваться различные методологические и концептуальные схемы, а также методические приемы. Однако, несмотря на указанные отличия, можно выделить общие моменты в определении диагностики в различных научных дисциплинах.

Кроме того, диагностическое исследование от исследования научного отличает внимание к эмпирической целостности объекта и его индивидуальным различиям. Диагностический подход ориентирован не на поиск универсальных закономерностей и типизацию проблем организаций, а на выявление специфических проблем конкретной организации, а также на поиск путей их решения в условиях этой организации. Так как целью является повышение организационной эффективности, то от диагностики требует определение направления действий. Поскольку обычно организационный диагноз фокусируется на различных аспектах поведения, то эта нацеленность на действие отличает оценочное исследование от более традиционных научных исследований поведения. Недостаточно просто определить, что происходит в организации, результатом диагностики должны быть специфические рекомендации по изменениям в ней. К этому добавляется влияние точки зрения клиента. Источником информации выступает в первую очередь руководители верхнего уровня и среднего звена – нужно учитывать их отношение к исследованию. Другая отличительная черта оргдиагностики – большее доверие качественным, чем количественным данным.

Некоторыми авторами организационная диагностика рассматривается как разновидность социальной диагностики. Под социальной диагностикой в данном случае понимается деятельность по описанию состояния объекта с целью выявления проблем его функционирования, а также определения породивших их причин и факторов. Связано это с тем, что к началу 80-х гг. в среде отечественных управленческих консультантов начали складываться средства оценки социального объекта, направленных на описание состояния организации. Именно по отношению к этому виду средств и был впервые применен термин социальная диагностика. Во второй половине 80-х гг. специалистами в сфере управленческого консультирования была сделана попытка осмысления специфики организационной диагностики по сравнению с традиционным научным исследованием. Большинство из указанных специалистов склонно рассматривать диагностику как часть или тип социальной технологии, фазу комплексного обследования организации, необходимую информационную основу для принятия управленческих решений в организации.

Кроме того, диагностическое исследование от исследования научного отличает внимание к эмпирической целостности объекта и его индивидуальным различиям. Диагностический подход ориентирован не на поиск универсальных закономерностей и типизацию проблем организаций, а на выявление специфических проблем конкретной организации, а также на поиск путей их решения в условиях этой организации. Так как целью является повышение организационной эффективности, то от диагностики требуется определение направления действия. Поскольку обычно организационный диагноз фокусируется на различных аспектах поведения, то эта нацеленность на действие отличает оценочное исследование от более традиционных научных исследований поведения. Недостаточно просто определить, что происходит в организации, результатом диагностики должны быть специфические рекомендации по изменениям в ней. Источником информации выступает в первую очередь руководители верхнего уровня управления и среднее звено – нужно учитывать их отношение к исследованию.

Рассмотрим разновидности организационного диагностирования:

Предварительная диагностика проводится еще до заключения договора о консультировании. Ее целью является определение «узких мест» организации и составление программы будущей работы. В настоящее время редко можно встретить предварительную диагностику как отдельный независимый этап. Предварительная диагностика обычно бывает общей, т.е. обхватывает вся организацию в целом. На этом этапе необходимо определить главные направления, по которым будут приниматься решения.

Текущая диагностика проводится в течение всей консультационной деятельности, направленной на разрешение той или иной проблемы. Текущая диагностика бывает специальной, охватывающей определенную подсистему или аспект деятельности организации, или общей.

Задачи организационной диагностики являются различными в зависимости от групп лиц, для которых данные диагностики и ее результаты представляют собой интерес:

  1. члены организации;

  2. внешние интересующиеся организацией партнеры;

  3. ученые.

В частности для членов организации данные диагностики должны помочь в области улучшения управления персоналом, подготовки сопровождения организационных изменений, оценки различных программ, внедряемых в организациях.

В ходе диагностики организации накапливается много разнообразного материала, на основе которого выдвигаются гипотезы об источниках и причинах существующих проблем.

Вывод по 1 главе организационная диагностика может быть определена как сбор информации об организации с целью выявления проблем ее функционирования, а также путей и резервов для их решения. С этой точки зрения организационный диагноз заключается в сравнении существующего состояния организации с предпочитаемым и определении путей сокращения разрыва между ними. Главным объектом организационной диагностики является проблемы, которые необходимо решить, а адекватность и эффективность прикладных мероприятий, предлагаемых консультантом, определяется, прежде всего, качеством проведенной диагностики.11