logo
ВКР Югай

Заключение

Подводя итоги нашего исследования, нами проанализировано и дана характеристика понятия «информационная диагностика», определяющееся в исследовании как целенаправленная научно-практическая деятельность по оценке состояния и перспектив развития объекта на основе его специально формируемой эпизодической или динамической информационной модели с заданными критериями подобия. Это и технологии информационного моделирования объекта на основе известных сведений о нем. Главными условиями реализации процедур информационной диагностики являются:

  1. Анализ не самого объекта, а известной в обществе информации о нем;

  2. Обеспечение определенной полноты сбора документов (данных) об объекте, границы которого заранее описываются информационным аналитиком в виде упорядоченного перечня ключевых слов или проблемно-ориентированного рубрикатора, фиксирующего предметное поле объекта;

  3. Диагностические признаки – оценочные индикаторы – могут быть выбраны из числа признаков объекта – его свойств, качеств, физических параметров;

  4. Технологическая цепочка методов и процедур диагностики должна позволять информационному аналитику осуществлять диагностику незнакомого объекта с воспроизводимыми результатами оценки объекта.

Из чего следует, что информационная диагностика объекта – целенаправленный процесс получения выводного знания об объекте на основе технологий синтезирования известных сведений о нем.

Информационный мониторинг – это особая технология информационной диагностики, построенная на порционном отслеживании новых сведений об объекте, появившихся за каждый новый период наблюдения, и последующего их сравнения с предшествующим периодом по набору избранных мониторинговых индикаторов. То есть информационный мониторинг – это один из режимов информационной диагностики объекта на временной шкале.

Особое внимание в исследовании нами направлено на теоретические основы информационной диагностики и разновидности организационного диагностирования.

С методической точки зрения диагностика в любой сфере: в социологии и психологии, медицине и технике, - определяется как установление взаимосвязи между определенными состояниями системы и тем множеством признаков, которые им соответствуют. Другими словами, диагностика понимается как распознание чего-либо. Различия же затрагивают в первую очередь объект диагностики, цели диагностики и средства диагностики, что является отражением предметной специфики конкретной науки и особенностями практической сферы использования диагностических средств. Кроме того, для решения одних и тех же задач могут использоваться различные методологические и концептуальные схемы, а также методические приемы.

Диагностическое исследование от исследования научного отличает внимание к эмпирической целостности объекта и его индивидуальным различиям. Диагностический подход ориентирован не на поиск универсальных закономерностей и типизацию проблем организаций, а на выявление специфических проблем конкретной организации, а также на поиск путей их решения в условиях этой организации. Так как целью является повышение организационной эффективности, то от диагностики требует определение направления действий. Результатом диагностики должны быть специфические рекомендации по изменениям в ней.

Под социальной диагностикой понимается деятельность по описанию состояния объекта с целью выявления проблем его функционирования, а также определения породивших их причин и факторов.

В ходе диагностики организации накапливается много разнообразного материала, на основе которого выдвигаются гипотезы об источниках и причинах существующих проблем.

Таким образом, организационная диагностика может быть определена как сбор информации об организации с целью выявления проблем ее функционирования, а также путей и резервов для их решения. С этой точки зрения организационный диагноз заключается в сравнении существующего состояния организации с предпочитаемым определением путей сокращения и разрыва между ними.

Так как целью нашего исследования было рассмотреть теоретические основы информационной диагностики как метода исследования, то в качестве объекта информационной диагностики была выбрана деятельность БГПУ (поскольку она слишком многообразна и отражена в многочисленных источниках информации), что затрудняет проведение такого исследования в рамках ВКР, для этого был выбран один из аспектов деятельности БГПУ – информационно-библиотечное обеспечение учебного процесса.

Безусловно, главными приоритетными направлениями в деятельности Университета являются:

На основе тщательного изучения и анализа источников информации нами дана характеристика текущего состояния деятельности (организации, научного направления и др.) на основе информационно-библиотечного обеспечения учебного процесса деятельности БГПУ им. М. Акмуллы, выявлены положительные моменты и проблемы и намечены пути решения.

Особое внимание в исследование нами направлено на анализ информационно-библиотечного и учебно-методического обеспечения социально-гуманитарного факультета и библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы и на примере деятельности этих структурных подразделений вуза нами реализована технология информационной диагностики.

В связи с этим на защиту выносятся следующие положения:

  1. Информационная диагностика, является технологией, которая позволяет получить разнообразную информацию об объекте исследования на основе анализа разнообразных источников информации о нём. При этом исследователь может оставаться как бы сторонним наблюдателем и не иметь непосредственного отношения к объекту своего исследования.

  2. Качество информационной диагностики объекта зависит от полноты рассматриваемых источников информации. Для получения максимально полной и объективной картины развития объекта, в том числе и его негативных сторон недостаточно только анализа официальных источников информации (публикаций, внутренних документов и др.), необходимо также изучение общественного мнения об объекте, анализ неофициальной информации, слухов и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антопольский, А. Б. Информационные ресурсы России [Текст]: научно–методическое пособие / А.Б. Антопольский. - М.: Либерея, 2004. - 424 с.

  2. Афанасьев, В. В. Мониторинг и диагностика качества образования [Текст] / В.В.Афанасьев, А.А.Шаталов, В.В.Афанасьев, И.В.Афанасьева. - М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2008. – 133 с.

  3. Бенин, В. Л. Образование как фактор национальной безопасности [Текст] / В.Л. Бенин // Социум и власть: научный журнал. –2011. - №1. – С. 11-15.

  4. Бенин, В. Л. Культурологическое знание: статус и значение [Текст] / В.Л. Бенин // Педагогический журнал Башкортостана. –2011. - №3 . – С. 44-52.

  5. Бенин, В. Л. О религиозной культуре и светской этике [Текст] / В.Л. Бенин // Образование и наука: известия Уральского отделения РАО. –2011. - №1. – С. 76-85.

  6. Бенин, В. Л. О статусе и значении культурологического знания [Текст] / В.Л. Бенин // Культура и образование: сб. статей / сост. д.п.н., проф. В.Л. Бенин; Башк. гос. пед. ун-т. им. М. Акмуллы – Уфа: Издательство БГПУ, 2011. – Вып. 12. – С. 5-22.

  7. Бенин, В. Л. Педагогическая культурология: состояние, проблемы, перспективы [Текст] / В.Л. Бенин // Педагогический журнал Башкортостана. –2011. - №1. – С. 74-83.

  8. Бенин, В. Л. Размышление о науке, обращенные к студентам университета [Текст] / В.Л. Бенин // Вестник Башкирского государственного педагогического университета. –2011. - №2. – С. 178-183.

  9. Бенин, В. Л. О значении культурологического знания [Текст] / В.Л. Бенин // Вопросы культурологии. –2012. - №1. – С. 5-9.

  10. Брежнева, В. В. Информационное обслуживание [Текст]: учебное пособие / В.В. Брежнева. - СПб.: СПбГУКИ, 2002. - 48 с.

  11. Ванеев, А. Н., Минкина, В. А. Справочник библиографа [Текст] / А.Н. Ванеева, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2006. – 592 с.

  12. Василина, Д. С. Развитие творческих способностей учащихся: культурологический подход [Текст] / Д.С. Василина // Культура и образование: сб. статей / Башк. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы ; сост. В.Л. Бенин. – Уфа: Издательство БГПУ, 2011. – Вып. 12. – С. 40-48.

  13. Гатиатуллина Е. Электронный каталог [Текст] // Аудитория. - 2001. - №18 (ноябрь). - С. 2.

  14. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.И. Гендина, Н.ИКолкова, И.Л.Скипор, Г.А.Стародубова. - М.: Школьная библиотека, 2003. - 296 с.

  15. Гончарова, Н. Мониторинг результативности педагогической деятельности [Текст] / Н. Гончарова //Педагогическая диагностика. - 2008. - №4. - С. 94-96.

  16. Гордукалова, Г. Ф. Анализ информации: технологии, методы, организация [Текст] : учеб. пособие / Гордукалова Г.Ф. – СПб.: Профессия, 2009. – 512 с.

  17. Гордукалова, Г. Ф. Мониторинг документального потока для информационной диагностики прогнозируемых объектов [Текст] : учеб. пособие / Г.Ф. Гордукалова, Л.В. Юдина. – М.: ИПКИР, 1991. – 110 с.

  18. Гордукалова Г. Ф. О методах и процедурах информационной диагностики объекта [Текст] / Г.Ф. Гордукалова // Методология НИР. – 2008. - №1. – С. 29-32.

  19. Гордукалова, Г. Ф. Ретроанализ объекта и требования [Текст] : избранные статьи / Г.Ф. Гордукалова // Библиотечное дело. – 2003. - №3. – С. 20-23

  20. Гильмиянова, Р. А. Библиотекарь, библиограф, просветитель (к 125-летию М.В. Амиров) [Текст] / Р.А. Гильмиянова // Библиотековедение. –, 2011. - №5. – С. 79-83.

  21. Гильмиянова, Р. А. Национальная библиотека им. Заки-Валиди Республики Башкортостан – начало истории [Текст] / Р.А. Гильмиянова // Библиотековедение. – 2011. - №2. – С. 98-106.

  22. Гильмиянова, Р. А. Первый директор Книжной палаты Башкирии М.В. Амиров [Текст] / Р.А. Гильмиянова // Библиография. – 2011. - №1. – С. 59-66.

  23. Гильмиянова, Р. А. Роль библиотек Башкортостана в удовлетворении этнокультурных потребностей населения (на примере чувашской этнической группы) [Текст] / Р.А. Гильмиянова // Культура и образование: сб. статей / Башк. гос. пед. ун-т им. М.Акмуллы; сост. В.Л. Бенин. – Уфа: Издательство БГПУ, 2011. – Вып. 12. – С. 55-61.

  24. Дворкина, М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции [Текст] / М.Я. Дворкина. - М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2000. - 48 с.

  25. Дворкина, М. Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход [Текст] / М.Я. Дворкина. - М.: Профиздат, 2000. - 112 с.

  26. Жукова, Е. Д. К вопросу о методологии исследования социокультурного воспроизводства [Текст] / Е.Д. Жукова // Культура и образование: сб. статей / Башк. гос. пед. ун-т им. М.Акмуллы; сост. В.Л. Бенин. – Уфа: Издательство БГПУ, 2011. – Вып. 12. – С. 76-90.

  27. Земсков, А. И. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки [Текст] / А.И.Земсков, Я.Л.Шрайберг. - М.: ФАИР, 2007. – 527 с.

  28. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика [Текст] : пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.

  29. Лигун, Т. А. Вузы меняются и библиотеки меняются вместе с ними [Текст] / Т.Лигун // Библиотечное дело. – 2003. - № 10. – С. 8 – 10.

  30. Липатов, С. А. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Пресс, 2004. – С. 48-68.

  31. Липатов, С. А. Методы социально-психологической диагностики организации [Текст] // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - 2-е испр. изд. - М.: Смысл, 1996. – 280 c.

  32. Мамадышский, Н. Н. Автоматизация библиографического информирования по системе ИРИ и ДОР [Текст] : (опыт работы библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы) / Н.Н. Мамадышский, Р. А. Нургалеев, П. И. Федоров // Вестн. БГПУ им. М. Акмуллы. – 2010. - № 3. – С. 127-129.

  33. Мамадышский, Н. Н. Сохраним библиотеку ученого [Текст] : [о библиотеке бывшего зав. каф. нем. яз. БГПУ Я.И. Гельблу (1911-2006)] // Аудитория. - 2007. - № 9/10. - С. 3.

  34. Мамадышский, Н. Н. Опыт создания библиографических пособий библиотекой БГПУ им. М. Акмуллы в помощь учебному процессу и научной работе педагогического вуза [Текст] / Н.Н. Мамадышский, П.И. Федоров // Библиотеки Башкортостана: современное состояние и перспективы развития : материалы Межрегиональной науч.-практ. конф. (Уфа, 15 мая 2008 г.) / отв. ред. К.Ж. Давлетова ; ред.-сост.: В.А. Тулебаева, А.Р. Зайнагов, М.С. Титова ; М-во культуры и национальной политики РБ, Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций. – Уфа, 2008. – С. 96-101.

  35. Миронова, В. В. Формирование информационно-библиографической культуры студентов [Текст] // Библиотеки Башкортостана: современное состояние и перспективы развития : материалы Межрегиональной науч.-практ. конф. (Уфа, 15 мая 2008 г.) / отв. ред. К. Ж. Давлетова ; ред.-сост.: В. А. Тулебаева, А. Р. Зайнагов, М. С. Титова ; М-во культуры и национальной политики РБ, Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций. – Уфа, 2008. – С. 104-108.

  36. Нургалеев, Р. А. Автоматизация хранения, учета и поиска информации с помощью АИБС «МАРК-SQL 1.10» [Текст] : (из опыта работы библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы) / Р. А. Нургалеев, П. И. Федоров // Вестн. БГПУ им. М. Акмуллы. – 2009. - № 2. – С. 123-125.

  37. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] : словарь / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азъ, 1992. – 582 с.

  38. Пилко, И. С. Технологический подход к формированию основ информационной культуры [Текст] / И.С.Пилко, науч. ред. Н.И.Гендина. // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: сб. ст. - Кемерово: Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 1999. - С. 122 - 129.

  39. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

  40. Подласый, И. П. Новый курс [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 576 с.

  41. Путеводитель по библиотеке Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы [Текст] / М-во образования и науки РФ, Башк. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы ; сост. Е. Е. Скрипник, Н. А. Миронова ; сост. библиогр. П. И. Федоров. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2007. – 40 с.

  42. Скрипник, Е. Е. Ищите книгу по электронке! [Текст] : [об итогах социол. исследования «Организация информационно-библиотечного обслуживания в библиотеке БГПУ им. М. Акмуллы»] // Аудитория. – 2009. - № 13/14. – С. 4.

  43. Словарь терминов по библиотековедению, библиографоведению и информатике [Текст] : учеб. пособие для студентов / Самар. гос. акад. культуры и искусств, фак. информ. и межкультур. коммуникаций; [науч. ред. : М.Г. Вохрышева]. - Самара. : СГАКИ, 2003. - 140 с.

  44. Справочник библиографа: справочное издание [Текст] / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - СПб.: Профессия, 2002. - 551 с.

  45. Столяров, Ю. Н. Документный ресурс [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Либерея - Бибинформ, 2009. – 224 с.

  46. Стоянов, Е. А. Экспертная диагностика и аудит финансово-хозяйственного положения предприятия [Текст] / Е.А. Стоянов, Е.С. Стоянова. - М.: Перспектива, 2007. – 369 с.

  47. Федоров П. И. Библиотека - центр культуры [Текст] : [о прошлом и настоящем б-ки БГПИ] // Учитель Башкортостана. - 2000. - №5. - С. 44.

  48. Федоров, П. И. Ровесница вуза [Текст] : [к 40-летию библиотеки БГПУ] // Вестн. Башк. гос. пед. ун-та им. М. Акмуллы. – 2007. - № 4. – С. 3-5.

  49. Федоров П. И. Чем болеют наши библиотеки? [Текст] // Экономика и мы. - 1993. - №9. - С. 9.

  50. Хорошавцева, О. П. Средства массовой коммуникации в современной российской культуре: семиотический анализ [Текст] / О.П. Хорошавцева // Культура и образование: сб. статей / Башк. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы; сост. В.Л. Бенин. – Уфа: Издательство БГПУ, 2011. – Вып. 12. – С. 201-205.

  51. Шаталов, А. Мониторинг как особый вид научной теории и практики [Текст] / А. Шаталов, В. Афанасьев, И. Афанасьева и др. // Педагогическая диагностика. - 2008. - №4. - С. 28-39.

  52. Якимчук, Р. П. Информационная культура в структуре педагогической культуры [Текст] // Педагогическая культурология: состояние, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: изд-во БГПУ, 2011. - С. 168-171.

  53. Якимчук, Р. П. Практика подготовки библиотечно-информационных специалистов в условиях педагогического вуза [Текст] : Проблемы и перспективы развития социокультурного, библиотечно - информационного образования в XXI веке: профессиональное становление личности (культурологические и психолого-педагогические аспекты): материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа, 2011. - С. 73-75.

  54. Яновский, А. М. Этика предпринимательства [Текст] // Хозяйство и право. - №4. – 1993. – 380 c.

Приложение 1.

Первая технологическая схема представлена в таблице 1 в приложении, характеризующей процессы, приёмы и процедуры анализа и синтеза информации, которые обсуждаются в тексте. Как уже отмечалось, алгоритмизация интеллектуальных технологий не может быть жёстко фиксированной: многие процессы совмещаются, упрощаются или усложняются в зависимости от особенностей анализируемой предметной области.

Последовательность процессов

Задачи, особые условия

ШАГ 0. Анализ и уточнение запроса, условий договора

Определение масштаба, условий и сроков выполнения запроса

ШАГ 1. Анализ предметного поля, подготовка рубрикатора

Выбор процедур выявления, анализа предметного поля объекта и представления его результатов

ШАГ 2. Паспортизация предметной области

Анализ технического задания с выделением цели запроса, наименования предметной области, этапов работы

Внесение принятых ограничений (база исследования, методы, объекты рассмотрения, особенности запроса или информационных потребностей специалистов)

Подготовка, редактирование и структурирование текста паспортной характеристики, её согласование с заказчиком

ШАГ 3. Локализация объекта анализа

Поиск вышестоящих понятий для поисковых КС

Формулировка предметных, временных, географических и качественных критериев отбора сведений об анализируемом объекте

Выявление объектов-аналогов (полных, частичных)

Анализ видового разнообразия анализируемого объекта

Выделение группы ближайших аналогов, отбор их для анализа

Ограничение аспектов анализа в зависимости от цели

Составление служебного словаря КС, локализующего поиск и отбор сведений об объекте

ШАГ 4. Селективные процедуры: выявление и отбор индикаторов оценки объекта

Параметрический анализ объекта

Выбор статистически, фактических или смысловых показателей, характеризующих состояние и тенденции развития наблюдаемого объекта (в нашем случае БГПУ им. М. Акмуллы)

ШАГ 5. Селективные процедуры: дифференциация, унификация и ранжирование индикаторов оценки объекта

Типизация показателей на идентификационные, оценочные и прогнозные

Унификация индикаторов (простых, составных, относительных, интегральных)

Преобразование значение индикаторов, выявленных в опытном массиве текстов, в единые системы мер

Шкалирование измерителей для каждого индикатора (сложных, словесно оценочных характеристик, относительных)

Ранжирование показателей, приписывание удельного веса оценочным индикаторам

Выбор базовых оценочных индикаторов в зависимости от цели диагностики

ШАГ 6. Библиографические процедуры: поиск, оценка и выбор источников информации об объекте

Анализ запроса (технического задания или паспорта предметной области) , составление поискового предписания

Реализация поиска

Отбор и систематизация найденных источников информации об объекте по планируемым направлениям информационной диагностики

Оценка оперативности, надежности и стоимости источников информации, их контрольная проверка

Дополнительная процедура: формульное ранжирование источников информации по их ценностным свойствам:

  • пробный поиск сведений об объекте в каждом из потенциальных источников информации;

  • составление формульной таблицы с простой шкалой или экспертными оценками

Приобретение, регистрация и первичная аналитико-синтетическая обработка источников информации

ШАГ 7. Селективные процедуры: отбор информации об объекте

Выделение значимых фрагментов текста

Отбор данных по индикаторам, отбор оценочных и прогнозных характеристик объекта

Дешифровка сложных индикаторов и прогнозных авторских оценок, снабжение дешифровки пояснениями или авторским контекстом

Фиксация результатов отбора в удобный для анализа форме (пометка в тексте, файлы, таблицы, картотека, дайджест) со ссылками на первоисточник

ШАГ 8. Аналитические процедуры: свёртывание и нормализация информации об объекте

Классические формы свёртывания документов

Приведение выявленных данных об объекте к определенному виду (формату, внутреннему стандарту)

Специальные процедуры нормализации данных об объекте: унификация оценочных характеристик, стандартизация единиц измерения, отождествление иноязычных понятий, визуализация, условные сокращения и др.

ШАГ 9. Ввод и контроль ввода данных

Разработка форматов ввода в базу данных

Проектирование необходимых форм вывода данных (блока стандартных запросов)

Опытный этап ввода и вывода данных

Ввод данных анализируемого массива (одноразовый или в мониторинговом режиме)

Контроль ввода данных

ШАГ 10. Статистическая обработка данных об объекте

Простейший анализ количественных данных из собранного массива.

Подсчет отдельных относительных показателей, их сравнительный анализ, ранжирование элементов по избранному количественному признаку и др.

Библиометрический анализ документов и текстов из отобранного массива измерения, расчеты, методы количественного анализа данных о массиве информации по фиксированным признакам

Полная статистическая обработка информации об объекте с помощью методов вероятностной и ранговой статистики

ШАГ 11. Аналитическая процедура: семантический анализ данных

Реализация избранного метода семантического анализа данных

Процедура распознавания, сравнения, различения, подразделения, обобщения, первичной оценки

Представление полученных данных

ШАГ 12. Синтезирование информации об объекте

Дифференциация значений индикаторов

Выявление предельных значений индикаторов

Определение аномальных или критических значение

Выделение сезонных и других не случайных колебаний в значениях количественных показателей

Прогноз отдельных индикаторов

Интерпретация полученных данных об объекте

Синтезирование выводного знания

Визуализация выводного знания

Итоговая диагностика объекта

Подготовка практических рекомендаций заказчику

Приложение 2.