Заключение
Подводя итоги нашего исследования, нами проанализировано и дана характеристика понятия «информационная диагностика», определяющееся в исследовании как целенаправленная научно-практическая деятельность по оценке состояния и перспектив развития объекта на основе его специально формируемой эпизодической или динамической информационной модели с заданными критериями подобия. Это и технологии информационного моделирования объекта на основе известных сведений о нем. Главными условиями реализации процедур информационной диагностики являются:
Анализ не самого объекта, а известной в обществе информации о нем;
Обеспечение определенной полноты сбора документов (данных) об объекте, границы которого заранее описываются информационным аналитиком в виде упорядоченного перечня ключевых слов или проблемно-ориентированного рубрикатора, фиксирующего предметное поле объекта;
Диагностические признаки – оценочные индикаторы – могут быть выбраны из числа признаков объекта – его свойств, качеств, физических параметров;
Технологическая цепочка методов и процедур диагностики должна позволять информационному аналитику осуществлять диагностику незнакомого объекта с воспроизводимыми результатами оценки объекта.
Из чего следует, что информационная диагностика объекта – целенаправленный процесс получения выводного знания об объекте на основе технологий синтезирования известных сведений о нем.
Информационный мониторинг – это особая технология информационной диагностики, построенная на порционном отслеживании новых сведений об объекте, появившихся за каждый новый период наблюдения, и последующего их сравнения с предшествующим периодом по набору избранных мониторинговых индикаторов. То есть информационный мониторинг – это один из режимов информационной диагностики объекта на временной шкале.
Особое внимание в исследовании нами направлено на теоретические основы информационной диагностики и разновидности организационного диагностирования.
С методической точки зрения диагностика в любой сфере: в социологии и психологии, медицине и технике, - определяется как установление взаимосвязи между определенными состояниями системы и тем множеством признаков, которые им соответствуют. Другими словами, диагностика понимается как распознание чего-либо. Различия же затрагивают в первую очередь объект диагностики, цели диагностики и средства диагностики, что является отражением предметной специфики конкретной науки и особенностями практической сферы использования диагностических средств. Кроме того, для решения одних и тех же задач могут использоваться различные методологические и концептуальные схемы, а также методические приемы.
Диагностическое исследование от исследования научного отличает внимание к эмпирической целостности объекта и его индивидуальным различиям. Диагностический подход ориентирован не на поиск универсальных закономерностей и типизацию проблем организаций, а на выявление специфических проблем конкретной организации, а также на поиск путей их решения в условиях этой организации. Так как целью является повышение организационной эффективности, то от диагностики требует определение направления действий. Результатом диагностики должны быть специфические рекомендации по изменениям в ней.
Под социальной диагностикой понимается деятельность по описанию состояния объекта с целью выявления проблем его функционирования, а также определения породивших их причин и факторов.
В ходе диагностики организации накапливается много разнообразного материала, на основе которого выдвигаются гипотезы об источниках и причинах существующих проблем.
Таким образом, организационная диагностика может быть определена как сбор информации об организации с целью выявления проблем ее функционирования, а также путей и резервов для их решения. С этой точки зрения организационный диагноз заключается в сравнении существующего состояния организации с предпочитаемым определением путей сокращения и разрыва между ними.
Так как целью нашего исследования было рассмотреть теоретические основы информационной диагностики как метода исследования, то в качестве объекта информационной диагностики была выбрана деятельность БГПУ (поскольку она слишком многообразна и отражена в многочисленных источниках информации), что затрудняет проведение такого исследования в рамках ВКР, для этого был выбран один из аспектов деятельности БГПУ – информационно-библиотечное обеспечение учебного процесса.
Безусловно, главными приоритетными направлениями в деятельности Университета являются:
предоставление качественных образовательных услуг;
формирование и сохранение высококвалифицированного кадрового потенциала;
выявление молодых лидеров Университета, которые в перспективе должны сыграть ведущую роль в научной, педагогической и административной сферах деятельности вуза.
На основе тщательного изучения и анализа источников информации нами дана характеристика текущего состояния деятельности (организации, научного направления и др.) на основе информационно-библиотечного обеспечения учебного процесса деятельности БГПУ им. М. Акмуллы, выявлены положительные моменты и проблемы и намечены пути решения.
Особое внимание в исследование нами направлено на анализ информационно-библиотечного и учебно-методического обеспечения социально-гуманитарного факультета и библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы и на примере деятельности этих структурных подразделений вуза нами реализована технология информационной диагностики.
В связи с этим на защиту выносятся следующие положения:
Информационная диагностика, является технологией, которая позволяет получить разнообразную информацию об объекте исследования на основе анализа разнообразных источников информации о нём. При этом исследователь может оставаться как бы сторонним наблюдателем и не иметь непосредственного отношения к объекту своего исследования.
Качество информационной диагностики объекта зависит от полноты рассматриваемых источников информации. Для получения максимально полной и объективной картины развития объекта, в том числе и его негативных сторон недостаточно только анализа официальных источников информации (публикаций, внутренних документов и др.), необходимо также изучение общественного мнения об объекте, анализ неофициальной информации, слухов и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Антопольский, А. Б. Информационные ресурсы России [Текст]: научно–методическое пособие / А.Б. Антопольский. - М.: Либерея, 2004. - 424 с.
Афанасьев, В. В. Мониторинг и диагностика качества образования [Текст] / В.В.Афанасьев, А.А.Шаталов, В.В.Афанасьев, И.В.Афанасьева. - М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2008. – 133 с.
Бенин, В. Л. Образование как фактор национальной безопасности [Текст] / В.Л. Бенин // Социум и власть: научный журнал. –2011. - №1. – С. 11-15.
Бенин, В. Л. Культурологическое знание: статус и значение [Текст] / В.Л. Бенин // Педагогический журнал Башкортостана. –2011. - №3 . – С. 44-52.
Бенин, В. Л. О религиозной культуре и светской этике [Текст] / В.Л. Бенин // Образование и наука: известия Уральского отделения РАО. –2011. - №1. – С. 76-85.
Бенин, В. Л. О статусе и значении культурологического знания [Текст] / В.Л. Бенин // Культура и образование: сб. статей / сост. д.п.н., проф. В.Л. Бенин; Башк. гос. пед. ун-т. им. М. Акмуллы – Уфа: Издательство БГПУ, 2011. – Вып. 12. – С. 5-22.
Бенин, В. Л. Педагогическая культурология: состояние, проблемы, перспективы [Текст] / В.Л. Бенин // Педагогический журнал Башкортостана. –2011. - №1. – С. 74-83.
Бенин, В. Л. Размышление о науке, обращенные к студентам университета [Текст] / В.Л. Бенин // Вестник Башкирского государственного педагогического университета. –2011. - №2. – С. 178-183.
Бенин, В. Л. О значении культурологического знания [Текст] / В.Л. Бенин // Вопросы культурологии. –2012. - №1. – С. 5-9.
Брежнева, В. В. Информационное обслуживание [Текст]: учебное пособие / В.В. Брежнева. - СПб.: СПбГУКИ, 2002. - 48 с.
Ванеев, А. Н., Минкина, В. А. Справочник библиографа [Текст] / А.Н. Ванеева, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2006. – 592 с.
Василина, Д. С. Развитие творческих способностей учащихся: культурологический подход [Текст] / Д.С. Василина // Культура и образование: сб. статей / Башк. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы ; сост. В.Л. Бенин. – Уфа: Издательство БГПУ, 2011. – Вып. 12. – С. 40-48.
Гатиатуллина Е. Электронный каталог [Текст] // Аудитория. - 2001. - №18 (ноябрь). - С. 2.
Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.И. Гендина, Н.ИКолкова, И.Л.Скипор, Г.А.Стародубова. - М.: Школьная библиотека, 2003. - 296 с.
Гончарова, Н. Мониторинг результативности педагогической деятельности [Текст] / Н. Гончарова //Педагогическая диагностика. - 2008. - №4. - С. 94-96.
Гордукалова, Г. Ф. Анализ информации: технологии, методы, организация [Текст] : учеб. пособие / Гордукалова Г.Ф. – СПб.: Профессия, 2009. – 512 с.
Гордукалова, Г. Ф. Мониторинг документального потока для информационной диагностики прогнозируемых объектов [Текст] : учеб. пособие / Г.Ф. Гордукалова, Л.В. Юдина. – М.: ИПКИР, 1991. – 110 с.
Гордукалова Г. Ф. О методах и процедурах информационной диагностики объекта [Текст] / Г.Ф. Гордукалова // Методология НИР. – 2008. - №1. – С. 29-32.
Гордукалова, Г. Ф. Ретроанализ объекта и требования [Текст] : избранные статьи / Г.Ф. Гордукалова // Библиотечное дело. – 2003. - №3. – С. 20-23
Гильмиянова, Р. А. Библиотекарь, библиограф, просветитель (к 125-летию М.В. Амиров) [Текст] / Р.А. Гильмиянова // Библиотековедение. –, 2011. - №5. – С. 79-83.
Гильмиянова, Р. А. Национальная библиотека им. Заки-Валиди Республики Башкортостан – начало истории [Текст] / Р.А. Гильмиянова // Библиотековедение. – 2011. - №2. – С. 98-106.
Гильмиянова, Р. А. Первый директор Книжной палаты Башкирии М.В. Амиров [Текст] / Р.А. Гильмиянова // Библиография. – 2011. - №1. – С. 59-66.
Гильмиянова, Р. А. Роль библиотек Башкортостана в удовлетворении этнокультурных потребностей населения (на примере чувашской этнической группы) [Текст] / Р.А. Гильмиянова // Культура и образование: сб. статей / Башк. гос. пед. ун-т им. М.Акмуллы; сост. В.Л. Бенин. – Уфа: Издательство БГПУ, 2011. – Вып. 12. – С. 55-61.
Дворкина, М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции [Текст] / М.Я. Дворкина. - М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2000. - 48 с.
Дворкина, М. Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход [Текст] / М.Я. Дворкина. - М.: Профиздат, 2000. - 112 с.
Жукова, Е. Д. К вопросу о методологии исследования социокультурного воспроизводства [Текст] / Е.Д. Жукова // Культура и образование: сб. статей / Башк. гос. пед. ун-т им. М.Акмуллы; сост. В.Л. Бенин. – Уфа: Издательство БГПУ, 2011. – Вып. 12. – С. 76-90.
Земсков, А. И. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки [Текст] / А.И.Земсков, Я.Л.Шрайберг. - М.: ФАИР, 2007. – 527 с.
Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика [Текст] : пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
Лигун, Т. А. Вузы меняются и библиотеки меняются вместе с ними [Текст] / Т.Лигун // Библиотечное дело. – 2003. - № 10. – С. 8 – 10.
Липатов, С. А. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Пресс, 2004. – С. 48-68.
Липатов, С. А. Методы социально-психологической диагностики организации [Текст] // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - 2-е испр. изд. - М.: Смысл, 1996. – 280 c.
Мамадышский, Н. Н. Автоматизация библиографического информирования по системе ИРИ и ДОР [Текст] : (опыт работы библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы) / Н.Н. Мамадышский, Р. А. Нургалеев, П. И. Федоров // Вестн. БГПУ им. М. Акмуллы. – 2010. - № 3. – С. 127-129.
Мамадышский, Н. Н. Сохраним библиотеку ученого [Текст] : [о библиотеке бывшего зав. каф. нем. яз. БГПУ Я.И. Гельблу (1911-2006)] // Аудитория. - 2007. - № 9/10. - С. 3.
Мамадышский, Н. Н. Опыт создания библиографических пособий библиотекой БГПУ им. М. Акмуллы в помощь учебному процессу и научной работе педагогического вуза [Текст] / Н.Н. Мамадышский, П.И. Федоров // Библиотеки Башкортостана: современное состояние и перспективы развития : материалы Межрегиональной науч.-практ. конф. (Уфа, 15 мая 2008 г.) / отв. ред. К.Ж. Давлетова ; ред.-сост.: В.А. Тулебаева, А.Р. Зайнагов, М.С. Титова ; М-во культуры и национальной политики РБ, Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций. – Уфа, 2008. – С. 96-101.
Миронова, В. В. Формирование информационно-библиографической культуры студентов [Текст] // Библиотеки Башкортостана: современное состояние и перспективы развития : материалы Межрегиональной науч.-практ. конф. (Уфа, 15 мая 2008 г.) / отв. ред. К. Ж. Давлетова ; ред.-сост.: В. А. Тулебаева, А. Р. Зайнагов, М. С. Титова ; М-во культуры и национальной политики РБ, Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций. – Уфа, 2008. – С. 104-108.
Нургалеев, Р. А. Автоматизация хранения, учета и поиска информации с помощью АИБС «МАРК-SQL 1.10» [Текст] : (из опыта работы библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы) / Р. А. Нургалеев, П. И. Федоров // Вестн. БГПУ им. М. Акмуллы. – 2009. - № 2. – С. 123-125.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] : словарь / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азъ, 1992. – 582 с.
Пилко, И. С. Технологический подход к формированию основ информационной культуры [Текст] / И.С.Пилко, науч. ред. Н.И.Гендина. // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: сб. ст. - Кемерово: Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 1999. - С. 122 - 129.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
Подласый, И. П. Новый курс [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 576 с.
Путеводитель по библиотеке Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы [Текст] / М-во образования и науки РФ, Башк. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы ; сост. Е. Е. Скрипник, Н. А. Миронова ; сост. библиогр. П. И. Федоров. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2007. – 40 с.
Скрипник, Е. Е. Ищите книгу по электронке! [Текст] : [об итогах социол. исследования «Организация информационно-библиотечного обслуживания в библиотеке БГПУ им. М. Акмуллы»] // Аудитория. – 2009. - № 13/14. – С. 4.
Словарь терминов по библиотековедению, библиографоведению и информатике [Текст] : учеб. пособие для студентов / Самар. гос. акад. культуры и искусств, фак. информ. и межкультур. коммуникаций; [науч. ред. : М.Г. Вохрышева]. - Самара. : СГАКИ, 2003. - 140 с.
Справочник библиографа: справочное издание [Текст] / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - СПб.: Профессия, 2002. - 551 с.
Столяров, Ю. Н. Документный ресурс [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Либерея - Бибинформ, 2009. – 224 с.
Стоянов, Е. А. Экспертная диагностика и аудит финансово-хозяйственного положения предприятия [Текст] / Е.А. Стоянов, Е.С. Стоянова. - М.: Перспектива, 2007. – 369 с.
Федоров П. И. Библиотека - центр культуры [Текст] : [о прошлом и настоящем б-ки БГПИ] // Учитель Башкортостана. - 2000. - №5. - С. 44.
Федоров, П. И. Ровесница вуза [Текст] : [к 40-летию библиотеки БГПУ] // Вестн. Башк. гос. пед. ун-та им. М. Акмуллы. – 2007. - № 4. – С. 3-5.
Федоров П. И. Чем болеют наши библиотеки? [Текст] // Экономика и мы. - 1993. - №9. - С. 9.
Хорошавцева, О. П. Средства массовой коммуникации в современной российской культуре: семиотический анализ [Текст] / О.П. Хорошавцева // Культура и образование: сб. статей / Башк. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы; сост. В.Л. Бенин. – Уфа: Издательство БГПУ, 2011. – Вып. 12. – С. 201-205.
Шаталов, А. Мониторинг как особый вид научной теории и практики [Текст] / А. Шаталов, В. Афанасьев, И. Афанасьева и др. // Педагогическая диагностика. - 2008. - №4. - С. 28-39.
Якимчук, Р. П. Информационная культура в структуре педагогической культуры [Текст] // Педагогическая культурология: состояние, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: изд-во БГПУ, 2011. - С. 168-171.
Якимчук, Р. П. Практика подготовки библиотечно-информационных специалистов в условиях педагогического вуза [Текст] : Проблемы и перспективы развития социокультурного, библиотечно - информационного образования в XXI веке: профессиональное становление личности (культурологические и психолого-педагогические аспекты): материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа, 2011. - С. 73-75.
Яновский, А. М. Этика предпринимательства [Текст] // Хозяйство и право. - №4. – 1993. – 380 c.
Приложение 1.
Первая технологическая схема представлена в таблице 1 в приложении, характеризующей процессы, приёмы и процедуры анализа и синтеза информации, которые обсуждаются в тексте. Как уже отмечалось, алгоритмизация интеллектуальных технологий не может быть жёстко фиксированной: многие процессы совмещаются, упрощаются или усложняются в зависимости от особенностей анализируемой предметной области.
Последовательность процессов | Задачи, особые условия |
ШАГ 0. Анализ и уточнение запроса, условий договора | Определение масштаба, условий и сроков выполнения запроса |
ШАГ 1. Анализ предметного поля, подготовка рубрикатора | Выбор процедур выявления, анализа предметного поля объекта и представления его результатов |
ШАГ 2. Паспортизация предметной области | Анализ технического задания с выделением цели запроса, наименования предметной области, этапов работы Внесение принятых ограничений (база исследования, методы, объекты рассмотрения, особенности запроса или информационных потребностей специалистов) Подготовка, редактирование и структурирование текста паспортной характеристики, её согласование с заказчиком |
ШАГ 3. Локализация объекта анализа | Поиск вышестоящих понятий для поисковых КС Формулировка предметных, временных, географических и качественных критериев отбора сведений об анализируемом объекте Выявление объектов-аналогов (полных, частичных) Анализ видового разнообразия анализируемого объекта Выделение группы ближайших аналогов, отбор их для анализа Ограничение аспектов анализа в зависимости от цели Составление служебного словаря КС, локализующего поиск и отбор сведений об объекте |
ШАГ 4. Селективные процедуры: выявление и отбор индикаторов оценки объекта | Параметрический анализ объекта Выбор статистически, фактических или смысловых показателей, характеризующих состояние и тенденции развития наблюдаемого объекта (в нашем случае БГПУ им. М. Акмуллы) |
ШАГ 5. Селективные процедуры: дифференциация, унификация и ранжирование индикаторов оценки объекта | Типизация показателей на идентификационные, оценочные и прогнозные Унификация индикаторов (простых, составных, относительных, интегральных) Преобразование значение индикаторов, выявленных в опытном массиве текстов, в единые системы мер Шкалирование измерителей для каждого индикатора (сложных, словесно оценочных характеристик, относительных) Ранжирование показателей, приписывание удельного веса оценочным индикаторам Выбор базовых оценочных индикаторов в зависимости от цели диагностики
|
ШАГ 6. Библиографические процедуры: поиск, оценка и выбор источников информации об объекте | Анализ запроса (технического задания или паспорта предметной области) , составление поискового предписания Реализация поиска Отбор и систематизация найденных источников информации об объекте по планируемым направлениям информационной диагностики Оценка оперативности, надежности и стоимости источников информации, их контрольная проверка Дополнительная процедура: формульное ранжирование источников информации по их ценностным свойствам:
Приобретение, регистрация и первичная аналитико-синтетическая обработка источников информации |
ШАГ 7. Селективные процедуры: отбор информации об объекте | Выделение значимых фрагментов текста Отбор данных по индикаторам, отбор оценочных и прогнозных характеристик объекта Дешифровка сложных индикаторов и прогнозных авторских оценок, снабжение дешифровки пояснениями или авторским контекстом Фиксация результатов отбора в удобный для анализа форме (пометка в тексте, файлы, таблицы, картотека, дайджест) со ссылками на первоисточник |
ШАГ 8. Аналитические процедуры: свёртывание и нормализация информации об объекте | Классические формы свёртывания документов Приведение выявленных данных об объекте к определенному виду (формату, внутреннему стандарту) Специальные процедуры нормализации данных об объекте: унификация оценочных характеристик, стандартизация единиц измерения, отождествление иноязычных понятий, визуализация, условные сокращения и др. |
ШАГ 9. Ввод и контроль ввода данных | Разработка форматов ввода в базу данных Проектирование необходимых форм вывода данных (блока стандартных запросов) Опытный этап ввода и вывода данных Ввод данных анализируемого массива (одноразовый или в мониторинговом режиме) Контроль ввода данных |
ШАГ 10. Статистическая обработка данных об объекте | Простейший анализ количественных данных из собранного массива. Подсчет отдельных относительных показателей, их сравнительный анализ, ранжирование элементов по избранному количественному признаку и др. Библиометрический анализ документов и текстов из отобранного массива измерения, расчеты, методы количественного анализа данных о массиве информации по фиксированным признакам Полная статистическая обработка информации об объекте с помощью методов вероятностной и ранговой статистики |
ШАГ 11. Аналитическая процедура: семантический анализ данных | Реализация избранного метода семантического анализа данных Процедура распознавания, сравнения, различения, подразделения, обобщения, первичной оценки Представление полученных данных |
ШАГ 12. Синтезирование информации об объекте | Дифференциация значений индикаторов Выявление предельных значений индикаторов Определение аномальных или критических значение Выделение сезонных и других не случайных колебаний в значениях количественных показателей Прогноз отдельных индикаторов Интерпретация полученных данных об объекте Синтезирование выводного знания Визуализация выводного знания Итоговая диагностика объекта Подготовка практических рекомендаций заказчику |
Приложение 2.
- Содержание
- Глава I. Информационная диагностика как аналитическая технология……………………………………………7
- Глава II. Возможности информационной диагностики в изучении деятельности бгпу им. М. Акмуллы…………………..24
- Введение
- Глава 1. Информационная диагностика как аналитическая технология
- Понятие информационной диагностики
- 1.2. Технология информационной диагностики объекта
- Глава 2. Возможности информационной диагностики в изучении деятельности бгпу им. М. Акмуллы
- 2.1. Основные направления деятельности бгпу и их отражение в источниках информации.
- Научно-исследовательская деятельность:
- Международная деятельность вуЗа:
- Инновационная деятельность вуЗа:
- Организационно-распорядительная документация
- Информационно-справочная документация
- Планово-отчётная документация
- Бухгалтерская документация
- Публикации в печатных и электронных сми, непериодических изданиях.
- 2.2 Информационная диагностика деятельности структурных подразделений бгпу им. М. Акмуллы: технология и результаты.
- Заключение
- Дайджест на тему: «Библиотека Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы».
- Содержание:
- О библиотеке (история и современное состояние).
- 2. Основные направления деятельности библиотеки на современном этапе.
- 3. Труды сотрудников библиотеки.
- Список литературы: