logo
ВКР Югай

Понятие информационной диагностики

Информационная диагностика – это технология анализа информации об объекте, реализуемая с помощью специальных процедур и методов в фиксированном предметном поле по избранным индикаторам для оценки состояния, тенденций и перспектив развития объекта.

Объект (от лат. предмет) — то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.5

С методической точки зрения диагностика в любой сфере: в социологии и психологии, медицине и технике - определяется как установление взаимосвязи между определенными состояниями системы и тем множеством признаков, которые им соответствуют. Другими словами, диагностика понимается как распознание чего-либо. Различия же затрагивают в первую очередь объект диагностики, цели диагностики и средства диагностики, что является отражением предметной специфики конкретной науки и особенностями практической сферы использования диагностических средств. Кроме того, для решения одних и тех же задач могут использоваться различные методические и концептуальные схемы, а также методические приемы. Однако, несмотря на указанные отличия, можно выделить общие моменты в определении диагностики в различных научных дисциплинах.

Диагностика обычно понимается как:

1) процесс получения информации о состоянии объекта, выявления типа патологии;

2) средство осуществления этого процесса (совокупность методов и средств деятельности по оценке состояния объекта);

3) специальное направление деятельности (научная дисциплина). Российский социолог В.В. Щербин ключевым считает второе определение, трактующее диагностику как специфическое средство деятельности, так как два других выступают по отношению к нему как производные.6

Диагностироваться может объект любой природы, если он изменчив с течением времени, а сведения об этих изменениях имеются в документальном потоке. Главные условия реализации процедур информационной диагностики:

  1. Анализируется не сам объект, а известная в обществе информация о нем;

  2. Для успешной диагностики должна обеспечиваться определенная полнота сбора документов (данных) об объекте, границы которого заранее описываются информационным аналитиком виде упорядоченного перечня ключевых слов или проблемно-ориентированного рубрикатора, фиксирующего предметное поле объекта;

  3. Диагностические признаки – оценочные индикаторы – могут быть выбраны из числа признаков объекта – его свойств, качеств, физических параметров;

  4. Технологическая цепочка методов и процедур диагностики должна позволять информационному аналитику осуществлять диагностику незнакомого объекта с воспроизводимыми результатами оценки объекта.

Понятие «информационная диагностика» объекта вводится в конце 1980-х гг. Впервые в отечественной литературе такое четкое понятие как «информационная диагностика» зафиксировано в 1989 г. в работе В.Р. Серова со следующей характеристикой: «комплекс методов, позволяющих определить состояние той или иной области народного хозяйства и оптимальные пути ее дальнейшего развития».

Автор статьи отметил, что целостный набор методов еще не разработан, но необходимо перейти от оценки технического уровня к информационной диагностике исследований и разработок. Мы видим, что в сравнении с библиометрическими исследованиями в информационной диагностике не ограничен набор методов сугубо количественными; значительно усложнилась и конечная цель – полная диагностика объекта. Содержание термина «информационная диагностика» будет уточняться, но это понятие в наибольшей мере объединяет и целенаправляет все аналитические разработки в информационном цикле наук, ориентированные на получение выводного знания.

Информационная диагностика объекта – целенаправленный процесс получения выводного знания об объекте на основе технологий синтезирования известных сведений о нем.

В книге Г.Ф. Гордукаловой в 1990 г. и более ранних ее статьях было введено понятие «информационный мониторинг», под которым понималась технология непрерывного информационного наблюдения за объектом в фиксированном информационном поле по избранным индикаторам для диагностики и прогноза развития объекта. Вводя это понятие, Г.Ф.Гордукалова не подозревала о последующем его столь широком распространении в стране и мире в целом. Сегодня многие журналы имеют разделы с аналогичным названием, описывают системы политического, социологического мониторинга.

Термин стал модным, но от многих вариантов его реализации хочется отстраниться, поскольку они предлагаются непрофессионально и компрометируют перспективные возможности мониторингового подхода. Информационный мониторинг – это особая технология информационной диагностики, построенная на порционном отслеживании новых сведений об объекте, появившихся за каждый новый период наблюдения, и последующего их сравнения с предшествующим периодом по набору избранных мониторинговых индикаторов. То есть информационный мониторинг – это один из режимов информационной диагностики объекта на временной шкале.

В сравнении с другими временными режимами (ретродиагностикой и экспресс-анализом), он ориентирован на жестко регламентированный ввод каждой последующей новой порции сведений об объекте с фиксированным информационным интервалом – год, месяц, неделя, час и т.п. Прежде чем осваивать и вводить технологию информационного мониторинга, следует выполнить ретроанализ объекта – выявить закономерности развития объекта за прошедший период времени на основе анализа известной информации о нем. Это наиболее понятный для библиографа режим поиска систематизации сведений об объекте. Однако результатом должен быть не список литературы об объекте, а некое синтезированное представление о его развитии. При этом информационный аналитик не имеет права изучать объект, а лучше сравнивать, сопоставлять и объединять известные сведения о нем. Кроме привычных методов систематизации данных (типизация, дескрипторизация, предметизация), можно использовать такие приемы, как, например, фасетизация (типизация по множеству признаков), кластеризация (типизация объектов одновременно по множеству признаков с учетом связи между ними и соизменчивости признаков), таксономизация (уникальная классификация родственных объектов по ряду изменяющихся признаков в динамике развития объекта). Для ретроанализа эффективны приемы нетекстового представления информации – хронолингвестические, хронособытийные и хроноструктурные шкалы, когда становятся очевидными главные события в жизни объекта. Например, студенты выделяют этапы и тенденции развития незнакомого для них объекта за 4 часа по ретроспективному библиографическому указателю о нем.

Диагностировать объект можно в разных временных режимах:

Информационный аналитик получает обогащенное и систематизированное знание об объекте. Библиограф может ввести в научный оборот незаслуженно забытые, утраченные, дополнительные или обобщающие сведения об объекте. Благодаря профессиональным навыкам поиска и систематизации информации, он из фрагментарных, неразрозненных документов об объекте способен «сложить» целостное, совокупное и систематизированное представление о нем. Например, составить перечень авторов и фирм, занимающихся проблемой в последние годы, систематизировать направления исследований объекта и т.д. Репродуцированное знание об объекте (т.е. привнесенное из других областей научной и практической деятельности) выявляется на основе установленного сходства и отличия объектов, их свойств, сферы применения и т.д. реализуется на основе сложной процедуры поиска и диагностики «неявно полезной» информации об объекте.7

В отличие от классических технологий информационный анализ/синтез, конечная цель информационной диагностики – установление информационного «диагноза» для анализируемого объекта.

Диагноз – обоснованная словесная и/или количественная оценка, выводное знание, полученное в результате синтезирования известных данных об объекте.

Круг типовых целей давно сложился в рамках информационно-аналитической деятельности. К ним относятся: выявление основных этапов развития объекта, сравнительный анализ объектов-аналогов, оценка уровня развития объекта, выделение тенденций развития объекта, информационное прогнозирование объекта или знание о нем. Частные практические цели диагностики весьма разнородны: анализ динамики цен, региональный анализ сегмента рынка, выявление ведущих научных коллективов по проблеме и т.д.

В основе информационной диагностики лежат процессы информационного моделирования объекта. Поэтому информационная диагностика – это целенаправленная научно-практическая информационная деятельность по оценке состояния и перспектив развития объекта на основе его специально формируемой эпизодической или динамической информационной модели с заданными критериями подобия.

В ряде сложных ситуаций целесообразно построение гипотезы при диагностики объекта: прямая, ковариационная (поисковая), альтернативные гипотезы. Как правило, требуется создание проблемно-ориентированной базы данных об объекте как результата его информационного моделирования. Возможно комплексное использование набора внешних баз данных при диагностике объекта. Особое внимание аналитик должен обращать на требования к индикаторам диагностики: идентификационным, оценочным и прогнозным.

По хронологическому признаку исследуемого периода в жизни объекта выделены три основных режима диагностики:

Методы, приемы и процедуры информационной диагностики вбирают весь опыт работы с потоком открытой и неявной информации об объекте. В каждой конкретной ситуации аналитик отбирает их, последовательно комплексирует в общую технологическую цепочку, постепенно оптимизирует отдельные приемы анализа, вырабатывает критерии диагностики объекта под конкретную прикладную задачу, шкалы итоговых оценок, готовит обзорную справку или отчет о полученных результатах диагностики. Поэтому с технологических позиций информационная диагностика может определяться как технология анализа информации об объекте, реализуемая с помощью специальных процедур и методов в фиксированном предметном поле по избранным индикаторам для оценки состояния, тенденций перспектив развития объекта.

Главные условия реализации процедур информационной диагностики:

  1. Анализируется не сам объект, а известная в обществе информация о нем.

  2. Для успешной диагностики должна обеспечиваться определенная полнота сбора документов (данных) об объекте, границы которого заранее описываются информационным аналитиком в виде упорядоченного перечня ключевых слов или проблемно-ориентированного рубрикатора, фиксирующего предметное поле объекта.

  3. Идентификационные и диагностические признаки могут быть выбраны из числа признаков объекта: его свойств, качеств, физических параметров.

  4. Аналитик в разной форме получает выводное диагностирующее знание, но не приводит развернутую систему его доказательств, а лишь подтверждает наличие в потоке составляющих такого знания.

  5. Технологическая цепочка методов процедур диагностики должна позволять информационному аналитику осуществлять диагностику незнакомого объекта с достаточно воспроизводимыми результатами оценки объекта.8

В процессе диагностики потребуются дополнительные термины, локализующие ее объект.

Предметное поле объекта – каким-либо образом упорядоченное множество терминов и словосочетаний, используемых для описания объекта в данный момент во времени. Для представления предметного поля необходимо из профильной и достаточно полной базы данных выделить все ключевые слова, упорядочить их по убывающей частоте их употребления, выделить из их числа значимые понятия, объединить их в родственные группы через родовидовые или иные связи в зависимости от цели диагностики объекта. Подобные процедуры необходимы для локализации объекта, выделения оценочных его индикаторов, объективизации процесса диагностики. Информационное поле объекта – это множество имеющихся и используемых в обществе документов/данных, описывающих объект в каждый момент времени. Источники информации для диагностики объекта библиограф-аналитик отбирает на основе сравнительного анализа однотипных документов, выделяя значимые для целей диагностики материалы по их относительным ценностным свойствам – полноты, достоверности, точности, оперативности, оригинальности сведения об объекте. Библиограф-аналитик должен научиться снижать информационную избыточность, снимая дублирующиеся сведения об объекте, информационные шумы (фрагменты текста, не содержащие отличительной информации об объекте), а также уменьшать «информационный дефицит», восполняя через дополнительные процедуры поиска пробелы в информационном поле. Это возможно при использовании смежнопрофильных и неявно полезных источников информации об объекте. Главная задача – экономный отбор источников информации об объекте. Таким образом, информационная диагностика объекта – этот целенаправленная научно-практическая деятельность по оценке состояния и перспектив развития объекта на основе его специально формируемой эпизодической или динамической информационной модели с заданными критериями подобия. Это и технологии информационного моделирования объекта на основе известных сведений о нем. Круг типовых целей давно сложился в рамках информационно-аналитической деятельности: выявление основных этапов развития объекта (ретродиагностика), сравнительный анализ объектов-аналогов, оценка уровня развития объекта, выделение тенденций развития объекта, информационное прогнозирование объекта или знания о нем. Частные практические цели диагностики весьма разнородны: анализ динамики цен, региональный анализ сегмента рынка, выявление ведущих научных коллективов по проблеме и т.д.9