logo
ВКР Югай

2.2 Информационная диагностика деятельности структурных подразделений бгпу им. М. Акмуллы: технология и результаты.

Как уже отмечалось в пункте 2.1 Башкирский государственный педагогический университет осуществляет деятельность по различным направлениям, которые находят свое отражение в виде публикаций о вузе, в СМИ, в научных статьях преподавателей и сотрудников БГПУ, теле- радио- программах посвященных деятельности вуза, интернет источниках. Ввиду того, что в рамках настоящей работы не представляется возможным проанализировать столь значительный объем информации, в дальнейшем мы рассмотрим отражение в информационных источниках деятельности социально-гуманитарного факультета и библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы. На примере деятельности этих структурных подразделений вуза и будет реализована технология информационной диагностики.

Целью информационной диагностики деятельности структурных подразделений БГПУ является анализ доступных источников информации о них, и определение на его основе текущего состояния исследуемого объекта и тенденции его развития.

В соответствии с целями и задачами исследования, нами была разработана схема информационной диагностики структурных подразделений вуза, которая включает в себя 4 этапа:

1 этап. Определение круга источников информации для анализа. В качестве источников информации для анализа, нами были выбраны материалы сети интернет, печатные СМИ, республиканские и федеральные общественно-политические издания, научные журналы, планово-отчётная документация.

2 этап. Определение критериев и хронологических рамок для поиска информации. Интерес для нашего исследования представляют публикации и материалы авторами которых являются сотрудники исследуемых структурных подразделений БГПУ, публикации материалов отражающие деятельность структурного подразделения, в печатных изданиях и сети интернет. Хронологические рамки отбора источников информации определены для социально-гуманитарного факультета 2011 годом, так как преподавателями факультета ежегодно публикуются большое количества статей, и проанализировать все статьи слишком трудоёмкая работа. Так как за 2011 год не было ни одной публикации о библиотеке БГПУ им. М. Акмуллы мы взяли за основу исследования публикации за период 2005-2010 года. В 2011 году выпускались только публикации о выставках и мероприятиях библиотеки.

3 этап. Анализ источников информации. В соответствии с выбранными критериями в заданных хронологических рамках. В результате анализа мы получаем информационный ресурс, отражающий сведения об анализируемых объектах и тенденциях их развития, отражённых во внешних источниках.

4 этап. Составление отчёта о результатах информационной диагностики. На данном этапе подводится итог процесса исследования, составляется отчёт о его результатах.

В соответствии с данными этапами, было начато исследование, ход и результаты которого будут рассмотрены далее.

В ходе исследования были проанализированы летописи газетных и журнальных статей, летописи авторефератов и диссертаций, книжная летопись. Также мы проанализировали интернет источники, такие как сайт электронной библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы - www.lib.bspu.ru, сайт научной электронной библиотеки - www.elibrary.ru, сайт электронной библиотеки - www.arbicon.ru и электронное издательство ВАГАНТ, которые являются подписными электронными ресурсами библиотек БГПУ им. М. Акмуллы.

В ходе работы за 2011 год нами были проанализированы статьи преподавателей социально-гуманитарного факультета. Количество данных составляет 21 публикацию, выпущенных в таких источниках как научно-теоретический журнал «Педагогика», «Педагогический журнал Башкортостана», журнал теоретических и прикладных исследований «Известия Уральского отделения РАО», сборник статей «Культура и образование», научный журнал «Социум власть», «Вестник БГПУ им. М. Акмуллы», научно-практический журнал «Библиотековедение», научный журнал по библиографоведению и книговедению «Библиография», научно-педагогический и методический журнал «Учитель Башкортостана», и научный журнал «Педагогическое образование в России».

Информацию о факультете можно найти на сайте БГПУ (bspu.ru/sgf), также на страницах факультета в социальных сетях на сайтах ВКонтакте.com, Одноклассники.ru.

Коллектив социально-гуманитарного факультета активно использует современные технологии обучения. В арсенале организации учебного процесса кафедр задействованы интернет-технологии, мультимедийные средства обучения, видио- и аудио- аппаратура, интерактивные технологии обучения.

Самостоятельная работа студентов организуется факультетом согласно разработанной и реализованной программы организации самостоятельной работы студентов на специальностях социально-гуманитарного факультета.

За 2011 год были изданы книги:

Экспериментальная площадка «Школа как социокультурный центр обеспечения культурной безопасности в процессе формирования социально-гуманитарной компетентности личности»: программа, основные положения, Материал мониторинга Практика. - 2011

Рассмотрим направления деятельности факультета.

Научно-исследовательская деятельность ведётся преподавательским составом факультета. В 2011 году кандидатскую диссертацию по теме «Средства массовой коммуникации в системе межкультурных взаимодействий современной России» защитила О.П. Хорошавцева18, научным руководителем данного исследования являлся В.Л.Бенин.

Проведя исследование о научно-исследовательских проектах и грантах было выявлено, что преподавателями факультета было получено три гранта, Бенин В.Л. «Фундаментальные социокультурные основы обеспечения национальной безопасности России», Жукова Е.Д19. «Социодинамика системы образования Урала на современном этапе реформирования», и Бенин В.Л., Василина Д.С20. «Дружат дети всей Земли».

Также на факультете за период исследования проходили всероссийские конференции на тему «Человек. Общество. Культура. Социализация», где участвовали студенты и аспиранты различных вузов по различным темам.

В ходе исследования были выявлены монографии, опубликованные за 2011 год профессором Бениным В.Л.21 на темы «Культура. Образование. Толерантность» и «Культура. Образование. Человек».

Воспитательная деятельность факультета проводится на основе «Концепции воспитательной работы социально-гуманитарного факультета», в которой изложены критерии и ориентиры воспитательного процесса социально-гуманитарного факультета, обозначены цели, принципы и направления воспитания, а также приказов и распоряжений по университету и факультету.

Теоретические, методологические и организационные основы воспитательной работы социально-гуманитарного факультета базируются на положении о том, что образование в вузе представляет собой единый процесс воспитания и обучения. Учебно-воспитательный процесс в вузе – это последнее звено в цепи целенаправленного воздействия на личность, начинающегося с дошкольного воспитания. Воспитание рассматривается как общественный процесс и как управление процессом развития личности через воспитательную среду, мотивацию обучающегося, личность преподавателя и т.д.

Сущность воспитательной работы в вузе определяется необходимостью создания условий для формирования профессионального образа мира и личности будущих специалистов, обеспечивающего их успешную самореализацию в рамках выбранной профессии. Речь идет, прежде всего, о создании условий для формирования профессионального самосознания студента, становления ценностей, смыслов и убеждений, и профессионально-важных свойств личности специалиста. Под профессионально важными качествами будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения.

Регулярно проводится оценка качества воспитательной работы, что позволяет осуществлять связь студентов с администрацией факультета. Анкеты и социологические опросы проводятся конфиденциально, что обеспечивает объективность результатов.

Научно-исследовательская и профориентационная работа студентов является неотъемлемой составной частью учебного процесса на факультете. Основной целью организации научно-исследовательской работы студентов является создание условий для привлечения студентов к научно-исследовательской и научно-практической деятельности, развития студенческого самоуправления. Основные задачи организации НИРС:

- Популяризация науки в студенческой среде;

- Формирование устойчивого интереса к научной деятельности;

- Повышение роли научных исследований в учебном процессе;

- Активизация научно-практической и научно-исследовательской деятельности студентов;

- Стимулирование и пропаганда научно-практической и научно-исследовательской деятельности студентов;

- Повышение научной составляющей в курсовых и дипломных работах;

- Повышение роли студенческого самоуправления в организации и проведении научных студенческих конференций;

- Выявление одаренной молодежи, отбор кандидатов для поступления в аспирантуру.

С целью решения поставленных задач, на факультете организовано Молодежное научное общество (МНО), деятельностью которого руководит заместитель декана по научной работе доц. Т.З. Уразметов. Силами МНО ежегодно на базе факультета проводится Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Человек. Общество. Культура. Социализация», где студенты представляют результаты исследований, проводимых под руководством кафедр факультета, и имеют возможность обменяться мнениями с коллегами из других вузов России.

Так же кафедра культурологии и социально-экономических дисциплин совместно с Национальной библиотекой им. Ахмет-Заки Валиди в 2011 году провела в Республике Башкортостан исследование «Роль библиотек в удовлетворении этнокультурных потребностей населения». После чего были приведены результаты социологического исследования, роли и места общедоступной библиотеки как социокультурного института в удовлетворении этнокультурных потребностей населения Республики Башкортостан и формировании национально-культурной идентичности личности.

Студенты педагогических специальностей активно участвуют во всероссийских, республиканских, внутривузовских олимпиадах по психологии, педагогике, социальной педагогике и конкурсах педагогического мастерства, курируют эту работу преподаватели кафедры социальной педагогики.

Промежуточный контроль научно-исследовательской деятельности студентов-дипломников осуществляется на ежемесячном семинаре дипломника.

Таким образом, воспитательная работа носит системный характер, находится в процессе постоянного развития и совершенствования, включает в себя элементы самоуправления, направлена на развитие творческого потенциала обучающихся, имеет достаточное материально-техническое и финансовое обеспечение, что позволяет готовить компетентных, конкурентоспособных специалистов.

Постоянно расширяется номенклатура специальностей и специализаций, по которым осуществляется подготовка кадров для системы образования и культуры как Республики Башкортостан, так и всего Уральского региона.

Работы преподавателей факультета отражаются в творческом объединении преподавателей «Таbula», в индексе цитируемости преподавателей факультета можно найти все публикации д.п.н., профессора В.Л.Бенина22, к.п.н., доцента Е.Д.Жуковой23, д.п.н., профессора Г.И. Гайсиной, к.п.н., доцента И.Б. Цилюгиной, к.и.н., доцента Р.А. Гильмияновой24, к.п.н., доцента Р.П. Якимчука25, к. культ. доцента В.В.Власенко, к. культ., доцента Т.З. Ураметова и других.

Также на социально-гуманитарном факультете имеется учебно-научно-методический центр «Байрам», который является структурным подразделением БГПУ им. М. Акмуллы, необходимый для реализации и развития новых технологий, как в области инновационной деятельности, так и в области проектных технологий – ведущих способов современной организации учебного процесса и общественной жизни.

Задачами учебно-научно-методического центра «Байрам» являются:

Таким образом, можно сделать вывод, что информационно-библиотечное и учебно-методическое обеспечение социально-гуманитарного факультета направлено на эффективную реализацию учебного процесса и является неотъемлемой частью обеспечения учебного процесса деятельности БГПУ им. М. Акмуллы в целом, которое отражено в виде публикаций, в СМИ, в научных, газетных и журнальных статьях, летописях авторефератов и диссертаций, монографиях, в творческом объединении преподавателей «Таbula», в индексе цитируемости преподавателей и сотрудников факультета, в интернет источниках и в развитии новых технологий в области проектных технологий и инновационной деятельности посредством учебно-научно-методического центра «Байрам». На примере деятельности социально-гуманитарного факультета нами реализована технология информационной диагностики и получен информационный ресурс, отражающий деятельность социально-гуманитарного факультета по таким направлениям как:

Доступные источники информации о деятельности социально-гуманитарного факультета позволили провести анализ и диагностику посредством точечного, капельного, пошагового, линейного и хронологического подходов и дать предварительные и текущие значительные его изменения и развитие. Так как организационная диагностика определялась нами как сбор информации об организации с целью выявления проблем ее функционирования, а также путей и резервов для их решения. С этой точки зрения организационный диагноз заключался в сравнении существующего состояния деятельности социально-гуманитарного факультета БГПУ им. М.Акмуллы.

Вторым направлением нашего исследования является Библиотека БГПУ им. М. Акмуллы.

Основная цель деятельности библиотеки заключается в полном и оперативном библиотечном и информационно-библиографическом обслуживании студентов, аспирантов, научных работников, преподавателей и других категорий читателей Университета в соответствии с их информационными запросами на основе широкого доступа к любым фондам.

Основными задачами библиотеки являются:

На кафедрах университета для обеспечения качественной подготовки специалистов сформирована необходимая методическая документация: рабочие программы дисциплин, методические рекомендации и указания для проведения лабораторных работ, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов, программы и методические рекомендации по организации практик, фонды промежуточной аттестации студентов и комплекты экзаменационных билетов.

В настоящее время одним из основных направлений деятельности библиотеки Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы и улучшения качества информационного обслуживания в сфере образования является формирование электронной библиотеки и предоставления доступа к ней. Информационные ресурсы электронной библиотеки организованы в виде веб-сайта lib.bspu.ru. Сайт библиотеки открыт для доступа пользователей, постоянно обновляется и модернизируется. Пользователи могут ознакомиться с новостями библиотеки, виртуальными выставками и обзорами, задать вопрос библиографам, воспользоваться электронными ресурсами других библиотек и библиотечных систем, найти необходимую литературу с помощью ЭК, читатели, получившие логин и пароль, могут просмотреть полнотекстовые варианты трудов преподавателей вуза в PDF-формате.

Электронная библиотека ориентирована на оперативное, информационное и библиотечное обслуживание по профилю Университета как на внутренних (студентов, аспирантов, профессорско-преподавательский состав, сотрудников Университета), так и внешних пользователей университета с помощью средств современных информационных и библиотечных технологий.

Целью Электронной библиотеки выступает:

Электронные ресурсы, формируемые библиотекой условно можно разделить на три группы: ресурсы собственной генерации, удаленные ресурсы, используемые библиотекой на основании лицензий и удаленные общедоступные ресурсы.

Ядро фонда электронной библиотеки вуза составляют ресурсы, создаваемые преподавателями и научными сотрудниками вуза (учебно-методические и научные работы, авторефераты диссертаций), а также электронный каталог библиотеки. Для достижения полноты охвата подобных ресурсов библиотека взаимодействует с такими подразделениями вуза, как издательство, факультеты, кафедры, отдел аспирантуры.

Электронная библиотека включает:

В состав электронной библиотеки включены общедоступные ресурсы Интернет, которые библиотека рекомендует своим пользователям в целях содействия образовательному процессу. Доступ к этим ресурсам обеспечен гиперссылками. Каждую такую ссылку сопровождает комментарий, где раскрывается содержание ресурса.

Библиотечный фонд является одним из базовых компонентов информационной среды библиотеки. На сегодняшний день его объем составляет 1321794 ед. хранения.

Фонд литературы – 641011 печатных единиц, которые включают в себя учебную, научную, научно-популярную, художественную, справочную литературу, периодические издания, образовательные электронные ресурсы, диссертации и авторефераты диссертаций.

Автоматизированная библиотечно-информационная система: электронный каталог составляет 100500 записей.

В 2011 году библиотека подключается к системе дистанционного обучения, которая была разработана Центром информационных технологий. Данная работа предполагает организацию доступа обучающимся и преподавателям в этой системе к полнотекстовым базам данных библиотеки через Интернет.

Статистика Электронно-библиотечной системы за 2011 год:

6174 посещений, 32609 просмотров, из них: 158 «Айбукс», 176 «books», 40 подписных электронных библиотек, 610 труды преподавателей библиотеки, 36218 университетская библиотека онлайн. Из них учебники 3232.

При анализе публикаций мы разделили их на такие направления как:

  1. Публикации сотрудников библиотеки БГПУ 55 статей.

Основными направлениями публицистической деятельности сотрудников библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы посвящены:

  1. Общие работы о библиотеке БГПУ 20 статей.

Общие работы о библиотеке посвящены электронному каталогу библиотеки, новым свойствам электронного каталога, библиотеке как ровеснице вуза, новым информационным технологиям библиотеки и т.д.

  1. История библиотеки БГПУ 2 статьи.

Публикации об истории библиотеки раскрывают деятельность библиотеки со дня ее рождения и по сей день как центр культуры для человечества.

  1. Научная и издательская работа библиотеки БГПУ 8 статей;

Публикации научных и издательских работ посвящены таким областям науки как, библиографоведение, история, педагогическая наука, которые отражаются в научно-практических конференциях вузовских библиотек г. Уфы, в учебных процессах и научных работах педагогических вузов, в библиографических пособиях.

  1. Автоматизация библиотечных процессов в библиотеке БГПУ 6 статей.

В целях автоматизации библиотечных процессов и качественного улучшения информационного обслуживания пользователей в работу библиотеки Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы была внедрена система автоматизации библиотек АИБС «МАРК-SQL 1.10, электронный каталог, медиатека, автоматизация библиографического информирования по системе ИРИ и ДОР.

  1. Методическая и образовательная работа библиотеки БГПУ 3 статьи.

Инновационные процессы являются составной частью методической работы. Они включают изучение опыта работы библиотек, выявления новшеств, информирование библиотекарей о новшествах, помощь библиотекам в их освоении, что было и представлено в данных публикациях. А образовательная работа библиотеки основывается на привитие студентам педагогического института навыков библиографической культуры.

  1. Персоналии сотрудников библиотеки 12 статей.

В данных публикациях рассматриваются истории из жизни, мечты, творчество, трудовая деятельность, судьбы, юбилеи и многие другие направления о сотрудниках библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы.

Данные статьи опубликовывались в таких журналах как «Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы», «Башкортостан» (на баш. языке), «Вагант», «Педагогический журнал Башкортостана», «Бельские просторы», «Истоки», «Гостиный двор», «Философская мысль», «Вестник ВЭГУ», «Новый Журнал = The New Review. – Нью-Йорк», «Учитель Башкортостана», «Ватандаш», и в газетах «Вечерняя Уфа», «Молодежная газета», «Аудитория», «Авиатор», «Уфимские ведомости».

В основном данные публикации размещались в газете «Аудитория» и журналах «Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы», «Истоки» и «Бельские просторы».

Данный анализ был осуществлен с использованием библиографических описаний в формате АИБС «МАРК-SQL. С обращением к ключевым словам, аннотациям и самим публикациям исследования.

Для глубокой диагностики библиотеки в рамках нашего исследования мы решили проанализировать динамику роста библиотечного фонда, количество читателей, книговыдачу и число сотрудников в хронологических рамках за 2005 - 2010 года.

Текущая работа в библиотеке нашла свое отражение в планово-отчетной документации, на основе которой мы можем проследить вышеназванную динамику роста. Итоги данного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Основные показатели

2005

2007

2009

2010

1

Фонд библиотеки

620615 ед. хран.

662674 ед. хран.

711226 ед. хран.

721847 ед. хран.

2

Количество читателей по единому читательскому билету

14330

15059

13955

13146

- заочников

6060

5990

5726

11645

- студенты представительств БГПУ

2700

7468

7417

- количество фактически обслуженных читателей

24426

37348

36861

26292

3

Книговыдача

870328

976420

833801

809156

- учебная литература

405900

500623

479155

441442

4

Число сотрудников

65

65

60

58

Таким образом, на основе таблицы можно сделать вывод что, фонд библиотеки с каждым годом увеличивался. В 2011 году фонд библиотеки значительно уменьшился до 688438 ед. хран., так как произошло большое списание книг. Фонд библиотеки устаревает, в связи, с чем производится списание книг.

Анализируя количество читателей, мы видим, что обращение читателей в библиотеку снижается. Это происходит в связи с недостаточным набором студентов в вуз. В связи с той же проблемой уменьшается и книговыдача. И так как библиотека создала Электронный каталог на сайте, по которому можно найти, не всю, литературу многие студенты, не выходя из дома пользуются электронной базой данных библиотеки, в связи с чем и идет спад книговыдачи. Пока у библиотеки нет возможности отследить всю информацию, к которой студенты обращаются в электронной базе данных, но в ближайшем будущем это будет возможно.

Так же мы наблюдаем, что происходит уменьшение сотрудников библиотеки. Так как библиотечный персонал состоит в основном из женского пола, часть сотрудников находятся в декретном отпуске, в связи, с чем идет спад сотрудников библиотеки.

Самой главной проблемой в наборе персонала библиотеки является низкооплачиваемая заработная плата, именно по этой причине библиотека не может набрать недостающих сотрудников в штат.

Выводы по главе 2. Подводя итоги мы можем сказать, что библиотека является одним из ведущих структурных подразделений Университета, обеспечивающим литературой и информацией учебно-вспомогательный процесс и научные исследования, а также центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, информационной культуры, привития навыков пользования книгой, другими средствами обучения, библиотекой, предоставляющего оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание студентов, аспирантов, научных работников, преподавателей и других категорий читателей Университета. Об этом свидетельствует постоянно расширяющаяся и модернизирующаяся электронная библиотека в виде веб-сайта lib.bspu.ru. посредством создаваемых преподавателями и научными сотрудниками вуза учебно-методическими и научными работами, авторефератами диссертаций.