Литература
Основная
Мухин В.И., Малинин В.С. Исследование систем управления: Учебник для вузов.– М: Издательство «Экзамен», 2003. – 384 с.
Абросимов А.Г., Бородинова М.А. Информационные системы в экономике: Учеб. пособие. 2-е изд. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003. – 100 с.: ил. (С грифом УМО).
Анфилатов B.C. и др. Системный анализ в управлении: Учебное пособие/ Под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368с. (С грифом УМО).
Дополнительная
1. Жариков О.Н., Королевская В.И., Хохлов С.Н. Системный подход к управлению: учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Персианова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 62с.
2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 157 с.
3. В.Н. Волкова, А.А. Денисов. Основы теории систем и системного анализа: Учебник. Изд. 3-е переработанное и дополненное. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2003. - 512с.
Лекция 9
Тема: ИНФОРМАЦИОННЫЙ И ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ6
План лекции:
Информационный анализ и синтез систем управления
Параметрический анализ и синтез систем управления
1. Информационный анализ и синтез систем управления
Объектом информационного анализа и синтеза являются информационные процессы, протекающие в системе управления. Остановимся на их сущности и содержании, для чего рассмотрим:
коммуникационную (информационную) схему передачи информации в системе управления;
классификацию и характеристику информационных процессов;
структуру информационного процесса.
Коммуникационная (информационная) схема передачи информации в системе управления. Эта схема передачи информации в системе управления показана на рис. 2.2.
На рис. 2.2 источником информации является объект управления, посылающий по каналу обратной связи (КОС) информацию о своем состоянии. Приемник информации, он же управляющий объект, в зависимости от количества и содержания информации об объекте управления, вырабатывает решение о воздействии на него. Это решение в виде команд и сигналов управления по каналу прямой связи (КПС) передается на объект управления. После выполнения команд объект управления посылает на управляющий объект информацию об изменении своего состояния и т.д. Таким образом, замыкается цикл обмена информацией в системе управления.
В реально функционирующих системах управления на источник информации, приемник информации и линию передачи информации воздействует среда, в которой данная система функционирует, внося свои коррективы как в количество информации, так и в качество.
Процесс управления, как процесс выработки управляющих воздействий, является информационным процессом (ИП).
Любой информационный процесс в системе управления структурно можно представить как некоторую совокупность процессов:
сбор, прием, восприятие информации (эти процессы отражают взаимодействие системы с внешней средой);
передача информации между отдельными подсистемами системы;
переработка, анализ, отбор информации, создание новой информации;
использование информации;
хранение, запоминание информации;
передача информации из системы во внешнюю среду.
Информационный процесс есть целенаправленная совокупность операций по преобразованию информации, реализуемых в определенной среде, начиная с момента ее поступления в систему (возникновения), и кончая выдачей пользователю.
Причем понятие "пользователь" надо понимать в широком смысле. Пользователем могут быть: лицо, принимающее решение (ЛПР), получающее информацию в удобном для восприятия виде; технические устройства, преобразователи информации на магнитной ленте, диске, в оперативной памяти, канале связи и т.д.; программы, преобразующие полученную информацию.
Для удобства исследования ИП целесообразно классифицировать их. Классификация ИП проводится как при анализе, так и при синтезе систем управления.
Классификация и характеристика информационных процессов. При классификации следует различать однородные и неоднородные совокупности ИП (рис. 2.3).
Будем считать заданную совокупность ИП однородной, если характер использования ресурсов системы, обеспечивающей их реализацию, одинаков для всех ИП и порядок обслуживания в ней не связан с их принадлежностью к конкретным ИП. В противном случае совокупность ИП считается неоднородной.
В свою очередь, среди неоднородных совокупностей ИП можно выделить приоритетные и неприоритетные. Неоднородная совокупность ИП является неприоритетной, если порядок обслуживания заявок отдельных ИП не зависит от их принадлежности к конкретным ИП, в противном случае она считается приоритетной.
Для неприоритетной совокупности ИП наиболее характерны следующие дисциплины обслуживания: в порядке поступления; в обратном порядке; на основе разделения времени.
Для приоритетной совокупности ИП дисциплина обслуживания зависит от важности ИП. Порядок обслуживания (предоставление ресурсов для реализации ИП) основывается на анализе приоритетов ИП, для чего каждому ИП приписывается число, именуемое приоритетом. Обычно считается, что чем меньше это число, тем "важнее" ИП, т.е. тем большее преимущество ему должно быть предоставлено.
По способу назначения приоритета различают системы с фиксированными и динамическими приоритетами. В первом случае числовое значение приоритета ИП сохраняется постоянным в процессе его обслуживания (в том числе и с учетом времени ожидания обслуживания), во втором — с течением времени меняется, являясь некоторой функцией от времени обслуживания.
Приоритетную совокупность, не относящуюся ни к одному из указанных типов, будем называть составной. Для нее обычно используются различные комбинации описанных способов назначения приоритета "конкурирующих" ИП.
При анализе каждого отдельного ИП прежде всего следует различать простые и сложные ИП.
Простой ИП можно представить в виде графа, из каждой вершины которого (кроме конечной) исходит одна дуга и в каждую вершину которого (кроме начальной) входит также одна дуга (рис. 2.4).
Любой ИП, не являющийся простым, будем называть сложным. Сложные ИП, в свою очередь, подразделяются на ветвящиеся ИП и ИП с размножением. Для определения указанных ИП введем следующие понятия. Будем называть точкой ветвления ИП финальную точку этапа, после завершения которого осуществляется переход на один из альтернативных этапов с вероятностями (рис. 2.5).
Причем , где- вершина - источник информации;- вершина - получатель информации;k - номер дуги, по которой эта информация передается.
На рис. 2.5 из вершины А2, соответствующей точке ветвления, выходят две дуги, которые определяют альтернативные пути продолжения ИП.
Назовем точкой размножения ИП финальную точку этапа, после завершения которого осуществляется переход на параллельное выполнение двух и более последующих этапов, в результате чего параллельные ветви вновь сходятся (рис. 2.6).
В этом случае из вершины А2, соответствующей точке размножения ИП, исходят две дуги, каждая из которых задает переход на выполнение параллельного подпроцесса (параллельной ветви).
ИП с размножением определяется как ИП, имеющий хотя бы одну точку размножения. "Чисто" ветвящимся будем называть ИП, у которого есть хотя бы одна точка ветвления и нет точек размножения.
В свою очередь, ИП с размножением подразделяется на ИП с независимыми и зависимыми параллельными ветвями. Параллельная ветвь является независимой, если ни для одного из этапов задаваемого ею подпроцесса не требуется синхронизация с выполнением других этапов данного ИП. В противном случае такая ветвь считается зависимой. Синхронизация необходима, когда этап данного подпроцесса, завершающий подготовку данных, используемых другим подпроцессом, должен быть выполнен ранее начала этапа последнего подпроцесса, где эти данные обрабатываются. Очевидно, что подавляющее число ИП представляют собой комбинацию ветвящихся и размножающихся ИП.
Несмотря на все многообразие ИП, протекающих в системах управления, с точки зрения технологии обработки информации они имеют много общего. Это позволяет представить обобщенную схему обработки информации в системах управления (рис. 2.7).
Источниками информации в системах управления могут быть должностные лица (ДЛ) органов управления, автоматические датчики (АД) и вычислительные комплексы (ВК). В общем случае информация до момента выдачи ее пользователю проходит следующие основные технологические этапы преобразования:
сбор данных (вручную или автоматически);
формирование сообщения (запроса);
передача данных по каналам связи с использованием средств автоматизации или традиционными способами;
выдача данных лицу, принимающему решения, или для их ввода в вычислительный комплекс (ВК);
решение информационных или расчетных задач в ВК;
выдача результатов решения задач ЛПР;
доведение принятого решения или результатов решения задач до адресатов.
Для различных категорий пользователей количество этапов, их длительность, а также типы генерируемых ими сообщений (запросов), как правило, различны. Они зависят от конкретного назначения системы, технической реализации ее отдельных элементов, их приоритетов, характера сведений, передаваемых в информационных сообщениях, и т.д.
Так, для получения справки, пользователи, локально подключенные к достаточно мощному ВК, могут привлечь другие ВК (т.е. без выхода в систему передачи данных).
Структура информационного процесса. Определив понятие информационного процесса как совокупность операций по преобразованию информации, необходимо отметить следующее.
Любая информационная единица (), обладающая потребительской стоимостью (качеством), характеризуется содержанием (S), формой (F), пространственным расположением (L) и временем (Т), т.е. I= {S, F, L, Т}.
Каждая из этих характеристик в процессе преобразования (в информационном процессе) может изменяться. При этом различают следующие виды преобразования информации:
содержательное (семантическая обработка, в результате которой получается новая информация);
преобразование формы (например, кодирование, декодирование и т.п.);
преобразование в пространстве и времени (например, передача данях и соответственно хранение).
Элементарным действием в информационном процессе является операция преобразования информации (рис. 2.8).
Основные атрибуты операции - информация (объект преобразования); оператор (субъект преобразования) и цель (требования к преобразованию).
Операции по преобразованию информации могут быть разных типов (V), которые определяются типом оператора , сложностью(U), зависящей от типа оператора и цели преобразования U=<V,С>, времени (Т) ее реализации Т=<U,I> и ресурсоемкости .
Информационный процесс структурно можно представить множеством подпроцессов. В зависимости от того, какие виды преобразования информации доминируют (т.е. являются основными в системе достижения цели), можно выделить следующие подпроцессы.
Процесс формирования (подготовки) информации для преобразования. Доминирующим видом преобразования является преобразование формы (F).
Процесс передачи информации от источника к потребителю. Очевидно, что основным видом преобразования здесь является преобразование информации в пространстве (L).
Процесс семантической (смысловой) обработки информации - центральный подпроцесс ИП в системе управления. В результате его осуществления появляется новая информация, на основе которой в конечном счете формируются управляющие воздействия. Именно по этому процессу можно полностью идентифицировать всю систему с управлением и именно от качества обработки информации зависит эффективность функционирования системы. Цель данного процесса - выработка адекватных управляющих воздействий оптимальным (рациональным) способом. Доминирующий вид преобразования в этом случае - преобразование содержания информации (S).
Процесс хранения информации. Цель данного процесса - обеспечить существование информации во времени. Основной вид преобразования здесь - преобразование информации во времени (Т).
Очевидно, что все реальные процессы и системы, их реализующие, а следовательно, и структуры ИП, уникальны. Специфика функционирования реальных систем (что и определяет их уникальность) проявляется в содержании самой информации, составе и последовательности применения конкретных операторов по ее преобразованию и целей, существе того или иного процесса, составе и взаимосвязи подпроцессов, а также в конкретных глобальных целях функционирования системы с управлением. Представим на рис. 2.9 фрагмент структуры ИП, который обычно присущ большим системам управления.
Управленческие (информационные) процессы можно реализовать на ЭВМ, если их удается формализовать. Под формализацией понимается точное описание изучаемого объекта. Формализация процесса управления включает выделение управленческих функций и задач, разработку алгоритмов формализации и проведение алгоритмизации. Процесс считают полностью формализованным, если алгоритмы к задачам представлены и математически переведены на машинные программы, и при решении задач уже не нужно учитывать их физическое содержание. Потребность в знании физического содержания появляется лишь при использовании полученных результатов.
Информационный анализ выполняется с целью исследования количественных и качественных характеристик информации, используемой в системе управления.
Объектами исследования являются информационные процессы, протекающие в системе управления.
Процедура информационного анализа включает:
определение потребности в информации на каждой стадии управления;
планирование потребностей в информации;
определение количественных и качественных характеристик коммуникационных процессов;
определение потребности в информации при оценке эффективности управленческих решений (воздействий).
К показателям (характеристикам) информации относятся:
объем и скорость передачи информации;
достоверность передаваемых сообщений;
направление информационных потоков;
характеристики методов обработки информации и совершаемые при этом ошибки;
качественный состав информации;
количество обрабатываемых или передаваемых документов;
суммарное количество обрабатываемых или передаваемых документов и др.
На основе результатов информационного анализа вырабатываются предварительные рекомендации по разработке информационного обеспечения системы управления, включая способы передачи, обработки и представления информации, состав информации, необходимой для нормального функционирования системы, структуру информационного обмена и др.
Информационный синтез систем управления
Сущностью информационного синтеза является обоснование необходимого объема и форм представления информации, методов и средств ее передачи, обработки, хранения, ввода и вывода для разрабатываемой структуры и алгоритма функционирования системы управления.
Информационный синтез дополняет задачи функционального синтеза и осуществляется с целью определения требуемых качественных и количественных характеристик информации, используемой в процессе функционирования системы управления.
В ходе информационного синтеза производится обоснование необходимого объема и форм представления информации, методов и средств ее передачи, обработки, хранения, ввода и вывода.
Определение оптимальных или рациональных характеристик информации производится, как правило, с использованием показателей и критериев эффективности, учитывающих структурные и функциональные особенности системы. При этом одной из основных проблем информационного синтеза является количественная оценка влияния данных характеристик на результаты функционирования системы управления.
- Лекции по дисциплине «Теория систем и системный анализ
- Тема 1. Основы теории систем (4 часа)
- 1. Введение в общую теорию систем
- 2. Системы. Понятие, структура системы, свойства систем.
- 3. Понятие структуры системы.
- Типы структур
- 4. Обратная связь в системе.
- 5. Классификация систем.
- 1. В.Н. Волкова, а.А. Денисов. Основы теории систем и системного анализа: Учебник. Изд. 3-е переработанное и дополненное. СПб.: Изд-во сПбГту, 2007.-512 с. (Гриф Минобр).Литература
- Системный подход в исследовании систем управления3
- 1. Понятие и основные принципы системного подхода
- 2. Сущность системного подхода
- 3. Пример «системного» подхода к задаче управления
- Вопросы для повторения
- Тема: Методы и модели теории систем
- 1. Логические основы системного анализа
- 2. Применение системного анализа в экономике
- 3. Моделирование как метод системного анализа
- 4. Методы и модели теории систем
- 4.1. Классификация методов моделирования систем
- Литература Основная
- Дополнительная
- Основы системного анализа цель и проблема в системном анализе4
- 1. Разнообразие целей
- 2. Цель и потребность
- 3. Особенности целей
- 4. Проблема и проблематика
- Проблемы целеобразования
- 5.1. Опасность подмены целей средствами
- 5.2. Влияние ценностей на выбор цели
- 5.3. Опасность смешения целей
- 5.4. Множественность целей
- 5.5. Изменение целей со временем
- 6. "Дерево целей"
- 7. Формирование критериев
- 7.1. Критерии как модель целей
- 7.2. Многокритериальность реальных задач
- 7.3. Критерии и ограничения
- Тема: анализ систем управления
- 1. Анализ су. Понятие, цели и задачи анализа
- 2. Решение задач анализа систем управления
- Вопросы для повторения:
- Тема: синтез систем управления5
- 1. Синтез су. Понятие, цели и задачи синтеза
- 2. Решение задач синтеза систем управления
- Вопросы для повторения:
- Тема: Структурный и функциональный анализ и синтез систем управления
- 1. Структурный анализ и синтез систем управления
- 2. Функциональный анализ и синтез систем управления
- Вопросы для повторения:
- Литература
- 2. Параметрический анализ и синтез систем управления
- Вопросы для повторения:
- Тема: методология и методики системного анализа
- 1. Естественнонаучная методология системного анализа7
- 2. Подходы к анализу и проектированию систем
- 2.1. Системно-элементарный подход
- 2.2. Системно-структурный подход
- 2.3. Системно-функциональный подход
- 2.4. Системно-генетический подход
- 2.5. Системно-коммуникативный подход
- 2.6. Системно-управленческий подход
- 2.7. Системно-информационный подход
- 3. Разработка методик системного анализа
- 3.1. Классические методики системного анализа
- 3.2. Методика системного анализа предприятия
- 1. Определение границы исследуемой системы.
- 2. Определение всех надсистем, в которые входит исследуемая система в качестве части.
- 7. Определение функций активных элементов системы, их "вклада" в реализацию роли системы в целом.
- 8. Выявление причин, объединяющих отдельные части в систему, в целостность.
- 9. Определение всех возможных связей, коммуникаций системы с внешней средой.
- 10. Рассмотрение исследуемой системы в развитии.
- Заключение
- Тема: метод «дерево целей»
- I-V - уровни системы; 1-39 - элементы системы. Пример: Цели фирмы и цели автоматизации («дерево целей» и показатели деятельности компании)
- И, таким образом, «дерево целей» автоматизации становится одной из ветвей «дерева целей» компании. Дерево целей – от миссии к показателям
- 2. Предприятие как целеустремленная система
- Литература
- 1. Сущность экспертного ранжирования
- 2. Метод непосредственной оценки
- 3. Метод нормирования
- 4. Метод последовательных сравнений
- Вопросы для повторения:
- Тема: методы « мозгового штурма»
- 1. Использование возможностей подсознания
- 2. Метод прямой мозговой атаки
- 3. Метод обратной мозговой атаки
- 4. Комбинированное использование методов мозговой атаки
- Тема: Экспертные методы системного анализа Метод Дельфы
- Недостатки метода Дельфы:
- Вопросы для закрепления знаний:
- Тема: Метод «swot-анализ».
- Проведение swot-анализа.
- Определение сильных и слабых сторон Вашего предприятия.
- Определение рыночных возможностей и угроз.
- Сопоставление сильных и слабых сторон вашего предприятия с возможностями и угрозами рынка.
- Правила проведения swot-анализа
- Откуда взять информацию для проведения swot-анализа?
- Вариант с примером !!! Тема: swot-анализ в исследовании систем управления
- Введение
- Методика проведения swot – анализа
- Более подробное описание методики
- 1. Формируется исходная модель.
- 2. Создание новой версии бизнес–модели путем импорта файла исходной.
- 3. Согласование представлений ведущих менеджеров о возможностях компании (в формате swot).
- 4. Определение на основании матрицы swot-анализа приоритетов развития и объектов реформирования планируемого периода.
- 5. Формирование сценария развития и набора стратегий деятельности.
- 6. Сопоставление выбранных стратегий с факторами внешней и внутренней среды компании
- 7. Оценка реализуемости стратегий и формирование перспективной организационной структуры компании
- 8. Формирование и закрепление целей компании по каждой из стратегий.
- 9. Формирование плана мероприятий
- Идеальный случай
- Маркетинговая информационная система
- Если мис отсутствует
- Информация для анализа внутренней среды
- Анализ внешней среды
- Макросреда.
- Ближайшее окружение
- 1.3. Количественный анализ
- 2. Анализ внутренней среды
- Выбор стратегии
- Литература
- Тема: методы морфологического анализа План лекции:
- 1. Немного истории
- 2. Метод морфологического ящика
- Морфологический метод анализа в определении сущности процессов управления
- 4Качала в.В. Основы системного анализа: Учеб. Пособие. – Мурманск: Изд-во мгту, 2003. – 104 с.