logo
Лекции по ТСиСА_2014

Основы системного анализа цель и проблема в системном анализе4

Вопросы лекции:

  1. Разнообразие целей

  2. Цель и потребность

  3. Особенности целей

  4. Проблема и проблематика

  5. Проблемы целеобразования

  6. Метод "Дерево целей"

  7. Формирование критериев

В любой направленной деятельности можно выделить двух участников - субъекта и объект.

Активного участника направленной деятельности будем называть субъектом, пассивного — объектом.

В качестве субъекта (особенно в том случае, когда говорят об анализе) чаще всего представляют человека, хотя в процессе управления в качестве субъекта может выступать и техническое устройство. Субъект решает такие задачи, как наблюдение, анализ, описание, проектирование, эксплуатация объекта или управление им.

Объектом же анализа может быть явление, предмет, устройство, проблема, предприятие и т.п.

Всякая деятельность направлена на достижение определенной цели Рабочий обтачивает заготовку, которая должна превратиться в деталь. Скульптор обтесывает мраморную глыбу, оставляя в ней то, что станет скульптурой. Земледелец пашет, сеет, собирает урожай, чтобы произвести продукты питания. Студент учится, чтобы иметь профессию. Целевой характер имеет и такая деятельность, как отдых, развлечения, прогулки, игры, физзарядка, чтение, коллекционирование.