1. Немного истории
Хотя в учебниках утверждается, что основателем системного анализа как метода является Людвиг фон Берталанфи , более пристальное рассмотрение приводит к другому выводу. В 1969 году швейцарский астрофизик Ф. Цвикки опубликовал работу "Discovery, Invention, Research through the Morphological Approach", где подводились итоги его многолетней работы над собственным методом, который он назвал морфологическим подходом (morphological approach) и который он успешно применял в изучении самых различных систем, получив при этом и открытия (в частности, открытие нейтронных звезд и "черных дыр"), и изобретения (в частности, серию изобретений в области ракетных двигателей), и впечатляющие результаты исследований в разных областях науки (от способов послевоенного восстановления научных библиотек до классификации многогранников и... юриспруденции в космическом пространстве).
Цвикки не употреблял словосочетаний "системный анализ" или "системный подход", однако, те семь методов исследования проблем, которые изложены и рекомендованы в, при ближайшем рассмотрении оказываются весьма похожи на то, что сейчас умно именуется системным подходом. У Цвикки все это выглядит даже более фундаментально, и вот как он сам в предисловии к оценивает метод:
"Цель морфологического исследования - увидеть перспективу полного "поля знаний" о предмете. Это может быть поле материальных объектов, поле явлений или поле отношений, концепций, идей или теорий. Чтобы получить желаемую общую перспективу такого поля, морфолог ("morphologist" по Цвикки) должен иметь внутреннюю мотивацию к исследованию без предубеждений. Одни обладают такими способностями, другие - нет, и почему это так, до сих пор остается тайной природы. Сейчас мы просто должны принять за аксиому тот факт, что лишь немногим дана способность отказаться от всех основных предубеждений. Это люди, не порабощенные догматизмом, которых не поколеблют ни групповые интересы, ни расовый, религиозный или партийный фанатизм и которые в случае необходимости могут идти и идут в одиночку на любые проблемы жизни, именно они - врожденные морфологи".
Нельзя не проникнуться уважением к личности, которую Цвикки называет "морфологом от рождения", и нельзя не соблазниться поближе ознакомиться с тем арсеналом из семи методов, который присущ "морфологу от рождения", на предмет попробовать этим арсеналом воспользоваться. И надо сказать, что после этого ознакомления то, что именуют современные обществоведы системным подходом, представляется всего лишь обрывками действительно мощного, всеобъемлющего и разнообразного в своих проявлениях подхода, который мы будем называть системно-морфологическим подходом.
И системный подход обществоведов, и морфологический подход Цвикки в руках методологов изобретательства претерпели существенные изменения, причем в разных руках - разные изменения, вплоть до того, что в изобретательском искусстве на этой базе сформировалось несколько практически самостоятельных методов решения технических проблем: комплексный метод горьковской школы, метод морфологического анализа и синтеза Одрина , метод Коллера и развивающий его метод Зарипова, и другие, часто безымянные методы. Богатство исходного арсенала Цвикки в совокупности с богатством приемов, заимствованных у других авторов, позволяет для конкретного класса задач сформировать, сконструировать метод, наиболее эффективный именно для этого класса задач. К сожалению, почти все авторы таких методов умалчивают об ограниченности возможностей своего метода и о специфичности задач, к которым он приложим; чаще всего наоборот, авторы без достаточных оснований декларируют универсальность своего метода, тем самым, кстати, подкладывая себе же мину замедленного действия, так как читатели, поверившие такому автору и попытавшиеся применить рекомендуемый метод совсем не там, где следовало бы, после неизбежной неудачи превращаются из сторонников в активных противников метода.
Все сказанное относится и к системно-морфологическому подходу в той форме, в которой он представлен в настоящей работе. Тем более что автор, будучи убежден в универсальности системно-морфологического подхода как такового, не менее убежден и в том, что для разных объектов, для систем разной природы реализуется он очень по-разному, причем иногда эти различия столь велики, что может показаться, что речь идет вообще о принципиально разных методах. Но в действительности базовые принципы системно-морфологического подхода остаются неизменными, а различие состоит в типе обрабатываемых объектов и лингвистическом оформлении процессов. И здесь мы вынуждены будем вторгнуться в область знаний, которую из общеобразовательной системы давным-давно выкинули, - в область логики.
- Лекции по дисциплине «Теория систем и системный анализ
- Тема 1. Основы теории систем (4 часа)
- 1. Введение в общую теорию систем
- 2. Системы. Понятие, структура системы, свойства систем.
- 3. Понятие структуры системы.
- Типы структур
- 4. Обратная связь в системе.
- 5. Классификация систем.
- 1. В.Н. Волкова, а.А. Денисов. Основы теории систем и системного анализа: Учебник. Изд. 3-е переработанное и дополненное. СПб.: Изд-во сПбГту, 2007.-512 с. (Гриф Минобр).Литература
- Системный подход в исследовании систем управления3
- 1. Понятие и основные принципы системного подхода
- 2. Сущность системного подхода
- 3. Пример «системного» подхода к задаче управления
- Вопросы для повторения
- Тема: Методы и модели теории систем
- 1. Логические основы системного анализа
- 2. Применение системного анализа в экономике
- 3. Моделирование как метод системного анализа
- 4. Методы и модели теории систем
- 4.1. Классификация методов моделирования систем
- Литература Основная
- Дополнительная
- Основы системного анализа цель и проблема в системном анализе4
- 1. Разнообразие целей
- 2. Цель и потребность
- 3. Особенности целей
- 4. Проблема и проблематика
- Проблемы целеобразования
- 5.1. Опасность подмены целей средствами
- 5.2. Влияние ценностей на выбор цели
- 5.3. Опасность смешения целей
- 5.4. Множественность целей
- 5.5. Изменение целей со временем
- 6. "Дерево целей"
- 7. Формирование критериев
- 7.1. Критерии как модель целей
- 7.2. Многокритериальность реальных задач
- 7.3. Критерии и ограничения
- Тема: анализ систем управления
- 1. Анализ су. Понятие, цели и задачи анализа
- 2. Решение задач анализа систем управления
- Вопросы для повторения:
- Тема: синтез систем управления5
- 1. Синтез су. Понятие, цели и задачи синтеза
- 2. Решение задач синтеза систем управления
- Вопросы для повторения:
- Тема: Структурный и функциональный анализ и синтез систем управления
- 1. Структурный анализ и синтез систем управления
- 2. Функциональный анализ и синтез систем управления
- Вопросы для повторения:
- Литература
- 2. Параметрический анализ и синтез систем управления
- Вопросы для повторения:
- Тема: методология и методики системного анализа
- 1. Естественнонаучная методология системного анализа7
- 2. Подходы к анализу и проектированию систем
- 2.1. Системно-элементарный подход
- 2.2. Системно-структурный подход
- 2.3. Системно-функциональный подход
- 2.4. Системно-генетический подход
- 2.5. Системно-коммуникативный подход
- 2.6. Системно-управленческий подход
- 2.7. Системно-информационный подход
- 3. Разработка методик системного анализа
- 3.1. Классические методики системного анализа
- 3.2. Методика системного анализа предприятия
- 1. Определение границы исследуемой системы.
- 2. Определение всех надсистем, в которые входит исследуемая система в качестве части.
- 7. Определение функций активных элементов системы, их "вклада" в реализацию роли системы в целом.
- 8. Выявление причин, объединяющих отдельные части в систему, в целостность.
- 9. Определение всех возможных связей, коммуникаций системы с внешней средой.
- 10. Рассмотрение исследуемой системы в развитии.
- Заключение
- Тема: метод «дерево целей»
- I-V - уровни системы; 1-39 - элементы системы. Пример: Цели фирмы и цели автоматизации («дерево целей» и показатели деятельности компании)
- И, таким образом, «дерево целей» автоматизации становится одной из ветвей «дерева целей» компании. Дерево целей – от миссии к показателям
- 2. Предприятие как целеустремленная система
- Литература
- 1. Сущность экспертного ранжирования
- 2. Метод непосредственной оценки
- 3. Метод нормирования
- 4. Метод последовательных сравнений
- Вопросы для повторения:
- Тема: методы « мозгового штурма»
- 1. Использование возможностей подсознания
- 2. Метод прямой мозговой атаки
- 3. Метод обратной мозговой атаки
- 4. Комбинированное использование методов мозговой атаки
- Тема: Экспертные методы системного анализа Метод Дельфы
- Недостатки метода Дельфы:
- Вопросы для закрепления знаний:
- Тема: Метод «swot-анализ».
- Проведение swot-анализа.
- Определение сильных и слабых сторон Вашего предприятия.
- Определение рыночных возможностей и угроз.
- Сопоставление сильных и слабых сторон вашего предприятия с возможностями и угрозами рынка.
- Правила проведения swot-анализа
- Откуда взять информацию для проведения swot-анализа?
- Вариант с примером !!! Тема: swot-анализ в исследовании систем управления
- Введение
- Методика проведения swot – анализа
- Более подробное описание методики
- 1. Формируется исходная модель.
- 2. Создание новой версии бизнес–модели путем импорта файла исходной.
- 3. Согласование представлений ведущих менеджеров о возможностях компании (в формате swot).
- 4. Определение на основании матрицы swot-анализа приоритетов развития и объектов реформирования планируемого периода.
- 5. Формирование сценария развития и набора стратегий деятельности.
- 6. Сопоставление выбранных стратегий с факторами внешней и внутренней среды компании
- 7. Оценка реализуемости стратегий и формирование перспективной организационной структуры компании
- 8. Формирование и закрепление целей компании по каждой из стратегий.
- 9. Формирование плана мероприятий
- Идеальный случай
- Маркетинговая информационная система
- Если мис отсутствует
- Информация для анализа внутренней среды
- Анализ внешней среды
- Макросреда.
- Ближайшее окружение
- 1.3. Количественный анализ
- 2. Анализ внутренней среды
- Выбор стратегии
- Литература
- Тема: методы морфологического анализа План лекции:
- 1. Немного истории
- 2. Метод морфологического ящика
- Морфологический метод анализа в определении сущности процессов управления
- 4Качала в.В. Основы системного анализа: Учеб. Пособие. – Мурманск: Изд-во мгту, 2003. – 104 с.