Морфологический метод анализа в определении сущности процессов управления
В последние годы ведутся активные дискуссии по вопросу применения системного подхода в управлении коллективом. Существующие различные точки зрения, касающиеся отдельных аспектов его использования схожи в одном - в общем мнении ученых о неоспоримой ценности и значимости данного подхода, в управлении, поскольку, говоря об управлении чего-либо, мы должны иметь в виду управление сложной, динамичной, открытой системой. Такой подход заставляет задуматься о чрезвычайно трудной задаче, связанной с реализацией анализа такого объекта для оптимального управления им. Опрос, проведенный среди части учёных Алтайского края, подтверждает данный вывод. Как они отмечают, наиболее часто возникающие затруднения в управлении связаны с технологией анализа систем.
Сегодня понятие "анализ" переросло свои первоначальные, рамки и в большинстве случаев, подразумевает научное исследование. Поэтому директор предприятия выступает не просто как руководитель заведения, но, в первую очередь, как исследователь. Сложность управления предприятием не позволяет руководителю подходить к принятию решений со своих чисто субъективных позиций. Каждое его решение должно быть объективным, научно обоснованным, поэтому ему предшествует предварительное исследование, которое почти всегда протекает по традиционному алгоритму: "анализ - диагноз - прогноз". Глубина его проведения зависит, в первую очередь, от важности решаемой проблемы. Комплексность, системность анализа обусловлены тем, что его форма должна быть адекватна объекту исследования - системе. В науке встречаются довольно разнообразные варианты трактовки понятия "система", но при всем их многообразии, речь всегда идет о некотором множестве взаимодействующих элементов, их интегративной форме. Исходя из вышесказанного следует, что эффективность функционирования всей системы будет зависеть от состояния каждого отдельно взятого в ней элемента, поскольку все части в системе взаимосвязаны и отклонение от оптимальной нормы одного из них повлечет соответствующие сбои в работе других элементов, а, следовательно, отразится на эффективности всей системы в целом.
Интеграция множества системных элементов направлена на достижение определенных целей, результатов и обладает динамичностью, последовательностью, взаимозависимостью и целенаправленностью. Это говорит нам о наличии в системе определенных процессов, в которых каждый элемент связан причинно-следственной зависимостью с остальными. На наш взгляд, подход руководителя предприятия к системному анализу управления с точки зрения знания закономерностей протекания внутрисистемных процессов, их взаимодействий, может существенно облегчить проведение самого системного анализа.
Знание сущности и логики процессов позволяют выявлять проблемы в управлении до их возникновения, то есть адекватно прогнозировать управленческую ситуацию. Поэтому, становится очевидным тот факт, что довольно часто встречаются ситуации, когда требуется вскрытие и уточнение какого-либо процесса в управлении или его взаимодействия с другими процессами в системе. Существует ряд аналитических методов, позволяющих это осуществить, но отдельно следует остановиться на морфологическом методе анализа, так как он, обладая сравнительно простой процедурой, позволяет определить ответы практически на все наиболее важные проблемы, касающиеся внутрисистемных процессов в управлении.
Морфологический метод анализа называют еще "методом морфологического ящика". Чтобы понять сущность данного метода рассмотрим процедуру работы на его основе.
На начальном этапе используется вся полнота знаний об объекте, с целью систематизированного рассмотрения его составных элементов, их свойств, явлений, связанных с ним и т.д. Этому служит прием систематизированного охвата: при нем вся совокупность знаний, об объекте делится руководителем на уровни, которые систематически просматриваются один за другим. При этом, необходимым требованием является полное отсутствие какого-либо предварительного суждения. Далее, выявленные знания, предметы, явления, параметры и т.д. по каким-либо признакам разбиваются на группы. Каждая группа, в свою очередь, подвергается тщательному изучению, в процессе которого элементы, входящие в нее, упорядочиваются и занимают определенное место. Такой подход позволяет накапливать данные для дальнейшего исследования по методу "морфологического ящика".
После того, как необходимые данные накоплены, проводится последовательное попарное соединение какого-либо элемента одной группы с каждым элементом другой группы, составляя для каждой пары характеристику, вскрывающую суть рассматриваемой комбинации. Обычно для этой процедуры в качестве организующего элемента используется таблица или матрица, в клетки которой заносятся упомянутые характеристики (Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982). Поясним использование такой процедуры анализа на примере системы мотивационного программно-целевого управления. "... Под мотивационным программно-целевым управлением (МПЦУ) понимается научно-практическая система поведенческо-рационалистического происхождения, изучающая в единстве психологические и технологические закономерности управленческой деятельности с целью повышения ее эффективности." (И.К. Шалаев Научные основы мотивационного программно-целевого управления. Барнаул, 1995. С.9).
Первый взятый нами для изучения процесс в системе МПЦУ состоит из функций управления анализ - планирование - организация - контроль - регулирование. В научной литературе он получил название управленческого цикла. Второй процесс в системе МПЦУ представляет собой логичное разрешение противоречий личностью в процессе труда и характеризуется четырьмя ступенями с условными названиями "хочу - могу - делаю - получаю". Поясним его суть более подробно.
Главенствующей силой в труде являются мотивы, желания, без которых любая деятельность теряет свою целеустремленность, становится малоэффективной в связи с пассивным отношением личности к труду (этап "хочу"). Очевидно, что при наличии мотивов, но отсутствии возможности, человек также не в силах осуществлять задуманное - это зависит от того, какой материальной, профессиональной базой он обладает, как технологически он подготовлен к предполагаемому труду (этап "могу"). Кроме наличия желания и возможности трудиться, требуется знание конкретных видов работ для достижения поставленной цели (этап "делаю"). При выполнении работ необходимо иметь четкое представление о будущем результате, а получив его - оценить по заранее определенным критериям (этап "получаю"). Данная логика рассуждений справедлива как в отношении личности, так и целого коллектива. Для выявления взаимосвязи элементов, составляющих рассмотренные, нами процессы системы МПЦУ, а также с целью охарактеризовать их взаимодействие обычно строится комбинаторная таблица, позволяющую рассмотреть каждую возможную комбинацию этих элементов.
После того, как будут составлены все характеристики представится возможным установить наиболее оптимальную последовательность явлений в совокупном процессе управления. При анализе становится очевидным: руководитель должен осуществлять управление в коллективе таким образом, чтобы исключить появление в нем трудовых и личностных противоречий (технологических, психологических и социальных). А именно: сформировать мотивы к целенаправленной деятельности, способствовать повышению возможностей коллектива, организовать его целенаправленную деятельность и получение реальных, заранее запланированных результатов. Также следует, что опережающее предупреждение проблем руководителем возможно лишь в том случае, если функции анализа и планирования будут многоуровневыми, то есть будут охватывать весь предстоящий процесс работы с коллективом. Подводя итог мы можем сказать, что взаимодействие относительно несложных внутрисистемных процессов образует новую интегративную форму, которая сама по себе выступает как целостный процесс управления, несводимый к сумме своих образующих.
1Более подробно о становлении системного анализа можно прочесть в [2].
2Качала В.В. Основы системного анализа: Учеб. пособие. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2003. – 104 с.
3Мухин В.И., Малинин В.С. Исследование систем управления: Учебник для вузов.– М: Издательство «Экзамен», 2003. – 384 с.
- Лекции по дисциплине «Теория систем и системный анализ
- Тема 1. Основы теории систем (4 часа)
- 1. Введение в общую теорию систем
- 2. Системы. Понятие, структура системы, свойства систем.
- 3. Понятие структуры системы.
- Типы структур
- 4. Обратная связь в системе.
- 5. Классификация систем.
- 1. В.Н. Волкова, а.А. Денисов. Основы теории систем и системного анализа: Учебник. Изд. 3-е переработанное и дополненное. СПб.: Изд-во сПбГту, 2007.-512 с. (Гриф Минобр).Литература
- Системный подход в исследовании систем управления3
- 1. Понятие и основные принципы системного подхода
- 2. Сущность системного подхода
- 3. Пример «системного» подхода к задаче управления
- Вопросы для повторения
- Тема: Методы и модели теории систем
- 1. Логические основы системного анализа
- 2. Применение системного анализа в экономике
- 3. Моделирование как метод системного анализа
- 4. Методы и модели теории систем
- 4.1. Классификация методов моделирования систем
- Литература Основная
- Дополнительная
- Основы системного анализа цель и проблема в системном анализе4
- 1. Разнообразие целей
- 2. Цель и потребность
- 3. Особенности целей
- 4. Проблема и проблематика
- Проблемы целеобразования
- 5.1. Опасность подмены целей средствами
- 5.2. Влияние ценностей на выбор цели
- 5.3. Опасность смешения целей
- 5.4. Множественность целей
- 5.5. Изменение целей со временем
- 6. "Дерево целей"
- 7. Формирование критериев
- 7.1. Критерии как модель целей
- 7.2. Многокритериальность реальных задач
- 7.3. Критерии и ограничения
- Тема: анализ систем управления
- 1. Анализ су. Понятие, цели и задачи анализа
- 2. Решение задач анализа систем управления
- Вопросы для повторения:
- Тема: синтез систем управления5
- 1. Синтез су. Понятие, цели и задачи синтеза
- 2. Решение задач синтеза систем управления
- Вопросы для повторения:
- Тема: Структурный и функциональный анализ и синтез систем управления
- 1. Структурный анализ и синтез систем управления
- 2. Функциональный анализ и синтез систем управления
- Вопросы для повторения:
- Литература
- 2. Параметрический анализ и синтез систем управления
- Вопросы для повторения:
- Тема: методология и методики системного анализа
- 1. Естественнонаучная методология системного анализа7
- 2. Подходы к анализу и проектированию систем
- 2.1. Системно-элементарный подход
- 2.2. Системно-структурный подход
- 2.3. Системно-функциональный подход
- 2.4. Системно-генетический подход
- 2.5. Системно-коммуникативный подход
- 2.6. Системно-управленческий подход
- 2.7. Системно-информационный подход
- 3. Разработка методик системного анализа
- 3.1. Классические методики системного анализа
- 3.2. Методика системного анализа предприятия
- 1. Определение границы исследуемой системы.
- 2. Определение всех надсистем, в которые входит исследуемая система в качестве части.
- 7. Определение функций активных элементов системы, их "вклада" в реализацию роли системы в целом.
- 8. Выявление причин, объединяющих отдельные части в систему, в целостность.
- 9. Определение всех возможных связей, коммуникаций системы с внешней средой.
- 10. Рассмотрение исследуемой системы в развитии.
- Заключение
- Тема: метод «дерево целей»
- I-V - уровни системы; 1-39 - элементы системы. Пример: Цели фирмы и цели автоматизации («дерево целей» и показатели деятельности компании)
- И, таким образом, «дерево целей» автоматизации становится одной из ветвей «дерева целей» компании. Дерево целей – от миссии к показателям
- 2. Предприятие как целеустремленная система
- Литература
- 1. Сущность экспертного ранжирования
- 2. Метод непосредственной оценки
- 3. Метод нормирования
- 4. Метод последовательных сравнений
- Вопросы для повторения:
- Тема: методы « мозгового штурма»
- 1. Использование возможностей подсознания
- 2. Метод прямой мозговой атаки
- 3. Метод обратной мозговой атаки
- 4. Комбинированное использование методов мозговой атаки
- Тема: Экспертные методы системного анализа Метод Дельфы
- Недостатки метода Дельфы:
- Вопросы для закрепления знаний:
- Тема: Метод «swot-анализ».
- Проведение swot-анализа.
- Определение сильных и слабых сторон Вашего предприятия.
- Определение рыночных возможностей и угроз.
- Сопоставление сильных и слабых сторон вашего предприятия с возможностями и угрозами рынка.
- Правила проведения swot-анализа
- Откуда взять информацию для проведения swot-анализа?
- Вариант с примером !!! Тема: swot-анализ в исследовании систем управления
- Введение
- Методика проведения swot – анализа
- Более подробное описание методики
- 1. Формируется исходная модель.
- 2. Создание новой версии бизнес–модели путем импорта файла исходной.
- 3. Согласование представлений ведущих менеджеров о возможностях компании (в формате swot).
- 4. Определение на основании матрицы swot-анализа приоритетов развития и объектов реформирования планируемого периода.
- 5. Формирование сценария развития и набора стратегий деятельности.
- 6. Сопоставление выбранных стратегий с факторами внешней и внутренней среды компании
- 7. Оценка реализуемости стратегий и формирование перспективной организационной структуры компании
- 8. Формирование и закрепление целей компании по каждой из стратегий.
- 9. Формирование плана мероприятий
- Идеальный случай
- Маркетинговая информационная система
- Если мис отсутствует
- Информация для анализа внутренней среды
- Анализ внешней среды
- Макросреда.
- Ближайшее окружение
- 1.3. Количественный анализ
- 2. Анализ внутренней среды
- Выбор стратегии
- Литература
- Тема: методы морфологического анализа План лекции:
- 1. Немного истории
- 2. Метод морфологического ящика
- Морфологический метод анализа в определении сущности процессов управления
- 4Качала в.В. Основы системного анализа: Учеб. Пособие. – Мурманск: Изд-во мгту, 2003. – 104 с.