logo search
Mylnik_ISU / Мыльник_Исследование систем управления_2001

5.2. Основные методы финансирования

Под методами финансирования инвестиционных проектов понимается совокупность приемов и способов финансирования в целях повышения эффективности хозяйствующих объектов. Они базируются на таких концепциях, как временная ценность денежных ресурсов, денежные потоки, предпринимательские и финансовые риски, эффективные рынки инвестиционных ресурсов. Необходимыми условиями функционирования инвестиционного механизма являются: частная собственность, рыночное ценообразование, рынок труда и капитала, государственное регулирование с помощью законодательной базы.

Совокупность методов, применяемых на практике, для финансирования проектов, связанных с созданием систем управления, могут быть самыми разнообразными. Это может быть один метод или применение одновременно нескольких методов. Основными методами финансирования могут быть:

Одним из важных вопросов при использовании различных методов финансирования систем управления организаций является выбор инвестиционной политики. Инвестиционная политика государства в настоящее время направлена на снижение величины бюджетных ассигнований и одновременное увеличение доли собственных средств организаций, частных инвестиций и заемных средств. Перечисленные методы финансирования систем управления организаций, безусловно, не являются исчерпывающими. Существует ряд других методов, которые в данном случае не рассматриваются.

Государственное финансирование. Государственное финансирование систем управления на уровне народного хозяйства и организаций может осуществляться на возвратной, безвозвратной или смешанной основе. Такое финансирование направляется для решения задач, обеспечивающих структурную перестройку производственного и непроизводственного потенциала России. Для этого Министерство экономики и Министерство финансов с участием других федеральных органов власти определяют основные направления экономического развития отдельных отраслей, которые требуют необходимой поддержки государства в реализации отдельных инвестиционных проектов. Конкретные инвестиционные проекты при создании систем управления для государственной поддержки отбираются в три этапа.

Выбор проектов на первом этапе осуществляется на конкурсной основе исходя из федеральной государственной необходимости. По окончании конкурса принимается решение о включении проектов в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд.

На втором этапе проводятся подрядные торги заказчиков по строительству отобранных объектов и заключаются государственные контракты. Уточняются объемы капитальных вложений и сроки выполнения необходимых работ.

Третий этап характеризуется выбором системы финансирования (рис. 5.2.). Систему государственного финансирования на прямой или косвенной основе можно представить в виде определенной схемы.

Прямое государственное финансирование на возвратной основе предусматривает выделение средств из федерального бюджета в пределах кредитов, выдаваемых Центральным Банком РФ в установленном порядке. Следующим действием является получение коммерческими банками от Министерства финансов РФ средств федерального бюджета для финансирования государственных централизованных капитальных вложений. Процесс финансирования осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Государственное финансирование

Прямое

Косвенное