Множество выходных элементов
Рис. 1.1. Схема построения системы и ее взаимосвязь с внешней средой
Информационные ресурсы. Информационные ресурсы представляют собой знания, сведения, данные, полученные в результате развития науки и практической деятельности людей, используемые в общественном производстве и управлении как фактор повышения эффективности производства. Они представляют собой по содержанию отображение естественных и общественных процессов и явлений, зафиксированных в результатах научных исследований, проектно-конструкторских разработок, учетно-статистических данных, нормативных, плановых, методических материалах и т.п. в форме понятий, суждений, и сложных моделях действительности.
Элементы. Элемент - неделимая часть системы. Дальнейшее деление элемента приводит к разрушению его функциональных связей с другими элементами и получению свойств выделенной совокупности, не адекватной свойствам элемента как целого.
Подсистемы. Подсистема - выделенное по определенным правилам и признакам целенаправленное подмножество взаимосвязанных элементов любой природы. Каждую подсистему в свою очередь можно разделить на еще более мелкие подсистемы. Системы отличаются от подсистем только лишь правилом и признаками объединения элементов. Для системы правило является более общим, а для подсистемы - более индивидуальным. Исходя из этого можно сделать вывод, что система представляет собой нечто целое, состоящее из подсистем, каждую из которых можно рассматривать как самостоятельную систему. В то же время любая система является подсистемой некоторой более большой системы.
Подсистемы, выделенные на одном горизонте, являются подсистемами одного уровня. Деление подсистем на подсистемы более низкого уровня называют иерархией (от греч. слова деление и означает порядок подчинения более низких звеньев системы более высоким). При иерархическом построении системы, в целях наиболее эффективного достижения цели, должно всегда соблюдаться основное правило, заключающееся в том, что подсистема более низкого уровня должна подчиняться подсистеме более высокого уровня.
Любая подсистема является, с одной стороны самостоятельной системой, а с другой - подсистемой системы более высокого уровня, что приводит к двум подходам исследования систем. Это макроуровень и микроуровень.
Исследование систем как целого на так называемом макроуровне связано с тем, что основное внимание уделяется изучению взаимодействия системы с внешней средой. В этом случае элементы системы рассматриваются с точки зрения организации их в единое целое и влияния на функционирование системы в целом. При исследовании системы на микроуровне основными определяющими моментами являются характеристики внутренней среды, определяемые взаимодействием элементов этой среды между собой и выполняющие определенные действия.
В целях более объективного исследования систем необходимо сочетание двух подходов. Обычно считается более целесообразным начинать изучение систем с макроуровня, а затем исследовать микроуровень. Тем не менее иногда может оказаться более рациональным подход, когда исследование системы начинается на микроуровне.
Связи. Связи - это то, что соединяет элементы и свойства системы в единое целое. Любая связь между какими-либо двумя элементами в соответствии с ее направленностью от одного элемента к другому является выходом первого из них и в то же время входом второго. Связи между подсистемами одного и того же уровня называются горизонтальными, а связи системы со всеми подсистемами соподчиненных иерархических уровней - вертикальными.
Для каждой системы связи со всеми подсистемами и между ними называются внутренними, а все остальные связи - внешними. Взаимодействие системы с внешней средой осуществляется с помощью целенаправленных связей.
Информационные ресурсы внешней среды. Информационные ресурсы внешней среды - множество элементов любой природы, существующие вне системы и оказывающих на нее влияние. Для того, чтобы элементы внешней среды могли влиять на систему или испытывать ее воздействие, необходимы связи. В любой системе число всех существующих внешних взаимосвязей очень велико. Исследовать абсолютно все связи практически невозможно. Поэтому их число приходится ограничивать. Задача исследователей состоит в том, чтобы определить с учётом возможностей Интернет из множества существующих взаимосвязей с внешней средой такие, которые в значительной степени влияют на систему.
Информационные ресурсы внутренней среды. Это ситуационные факторы между элементами во внутренней среде системы определенной природы. В организациях, создаваемых людьми, элементы во внутренней среде являются результатом управленческих решений и постоянно меняются под влиянием внешней среды. Основными переменными во внутренней среде организаций, требующих внимания руководства, являются цели, структура, функции, связи, технические средства, технологии и люди.
Структура. Структура - совокупность связей между элементами системы, отражающих их взаимодействие (латинское слово structura - строение, порядок). У каждой подсистемы определенного уровня существуют соподчиненные подсистемы либо непосредственно, либо через промежуточные подсистемы. Множество подсистем, которые стоят ниже и подчиненных данной подсистеме, называют ее вертикалью.
Функции. Функция - целенаправленный набор действий, операций или процедур (английское function - обязанности, действия). Функции системы обычно представляются в виде набора некоторых преобразований, которые, как правило, делятся на две группы. Первая группа функций связана с преобразованием входов в систему. Это значит, что при определенном наборе значений входных данных осуществляется такое преобразование, при котором система придет в состояние, характеризуемое набором некоторых внутренних ее параметров. Вторая группа преобразований связывает состояние системы с ее выходами. При определенном наборе значений внутренних параметров преобразования обеспечивают некоторый набор значений выходных параметров. С точки зрения внешней среды функции системы заключаются в том, что при определённом наборе значений входных параметров, выходные параметры принимают соответствующие этому набору значения. Задача специалистов, занимающихся исследованием систем, заключается в определении содержания множеств элементов на входе в систему, зависимостей между ними и возможных преобразований входных данных во внутренней среде системы.
Целевая функция. Функция в экстремальных задачах, минимум или максимум которой необходимо найти, называется целевой. Экстремальному значению целевой функции обычно соответствует оптимальное решение. Различают линейные, нелинейные, выпуклые и другие целевые функции. В том случае, если допустимое множество экстремальной задачи есть пространство функций, тогда используют термин “целевой функционал”.
- В. В. Мыльник б. П. Титаренко в. А. Волочненко
- Содержание
- Часть I. Основы построения и финансирования систем управления.......................
- Глава 1. Системы и их закономерности................................................
- Глава 2. Управление и кибернетика.............................................................................
- Глава 3. Автоматизация управления............................................................................
- Глава 4. Методология разработки систем управления...............................................
- Глава 8. Исследование операций.................................................................................
- Глава 9. Имитационное моделирование.....................................................................
- Глава 10. Планирование экспериментов.....................................................................
- Глава 11. Распознавание объектов, явлений и ситуаций...........................................
- Глава 12. “Чёрный” и “белый” ящик как научные методы.......................................
- Глава 13. Экспертные оценки......................................................................................
- Глава 14. Оценка эффективности систем управления...............................................
- Предисловие
- Часть I. Основы построения и финансирования систем управления Глава 1 Системы и их закономерности
- 1.1. Системы
- У внутренней среды и
- Множество выходных элементов
- Классификация систем и их характеристика
- Признаки систем Виды систем
- 1.3. Основные закономерности систем
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 2 Управление и кибернетика
- Управление
- 2.2. Кибернетика и её принципы
- Кибернетика
- 2.3. Производственная организация как кибернетическая система
- Интернет
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 3 Автоматизация управления
- 3.1. Основные направления автоматизации управления
- 3.2. Классификация аису
- Признаки аису Виды аису
- 3.3. Структурное построение иаису
- Обеспечивающая Системная Функциональная
- Конфигурация рабочих мест в процессе реализации
- 3.4. Общесистемные принципы создания иаису
- Методы синтеза структуры иаису
- 3.6. Цели и критерии эффективности систем управления
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 4 Методология разработки систем управления
- 4.1. Организация разработки систем управления
- 4.2. Инвестиционный цикл проекта и его структура
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 5 Источники и методы финансирования систем управления
- 5.1. Источники финансирования
- 5.2. Основные методы финансирования
- Льготы по налогообложению
- Учетный
- Контокорректный
- Акцептный
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Часть II. Методы исследования и оценки эффективности
- 7.2. Процедуры системного анализа
- 7.3. Разработка, построение и исследование моделей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 8 Исследование операций
- 8.1. Вводные понятия
- 8.2. Методы безусловной и условной оптимизации Задача 1. Найти f(x1…,xn) max , (8.2)
- Задача 2. Найти f(x1…,xn) max (8.6)
- Задача 3. Найти f(x1,…,xn)max (8.10)
- Задача 3а.
- 8.3. Корреляционный и регрессионный анализ
- 8.4. Робастные методы и процедуры
- 8.5. Выводы по анализу применяемых методов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 9 Имитационное моделирование
- 9.1. Понятие об имитационном моделировании
- 9. 2. Имитация функционирования систем с дискретными событиями
- 9. 3. Методы имитации случайных факторов
- В соответствии с (9.3) имеем:
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 10 Планирование экспериментов
- 10.1. Полный факторный эксперимент и дробные реплики
- 10.2. Поиск области оптимума
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11 Распознавание объектов, явлений и ситуаций
- 11.1 Сущность процесса распознавания
- 11.2 Системы распознавания и их классификация
- 11.3. Задачи при создании системы распознавания
- 11.4 Математические методы распознавания
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 12
- 12.2. Исследование поведения “чёрного” ящика
- Вопросы для самоконтроля
- Литература:
- Глава 13 Экспертные оценки
- 13.1. Сущность метода экспертных оценок
- 13.2. Подбор экспертов
- 13.3. Методы проведения опроса экспертов
- 13.4. Обработка экспертных оценок
- Анализ оценки относительной важности влияния I-х локальных аису на статьи затрат себестоимости продукции
- Коллективная экспертная оценка
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 14. Оценка эффективности систем управления
- 14.1. Эффективность инвестиций в системы управления
- 14.2. Методы оценки эффективности систем управления
- 14.3. Статические методы
- 14.4. Дисконтирование потоков денежных ресурсов
- 14.5. Динамические методы
- 14.6. Определение затрат на создание и эксплуатацию систем управления
- 14.7. Факторы и источники формирования социально-экономических результатов
- 14.8. Оценка социально-экономических результатов
- 14.9. Учет инфляционных процессов
- 14.10. Учет неопределенности и рисков
- Вопросы для самоконтроля
- Глоссарий