Обеспечивающая Системная Функциональная
часть методология часть
Обеспечивающие Функциональные
подсистемы (1z) подсистемы (1k)
Рис. 3.2. Схема функционально-структурного построения ИАИСУ
Системная методология создания ИАИСУ отражается через структурное построение обеспечивающих подсистем. В их состав входят известные подсистемы (1z) организационного, информационного, технического, математического, программного, лингвистического обеспечения. Состав и назначение обеспечивающих подсистем имеют глубокий смысл, так как они характеризуют различные структурные свойства систем.
Функциональная часть ИАИСУ отражает состояние целей и управляющих воздействий локальных АИСУ и включает в себя весь комплекс экономических, организационных, информационных, технических, программных и лингвистических методов, обеспечивающих решение комплексов задач всей системы (1k). Эти методы реализуются с помощью функциональных схем, объединяющих в себе множество функциональных элементов, связанных с определенными функциями управления и связями между ними.
Процесс управления сложными иерархическими многоуровневыми системами невозможен без применения информации, которая не может быть выражена количественно. Это семантическая информация, не имеющая количественного выражения, но обладает определенным количественным смыслом. На верхнем уровне управления решаемые задачи обуславливают различную степень процедур представления данных, что в конечном итоге приводит к описанию иерархического состояния системы и поведения объекта управления и управляющей системы. В связи с тем, что все принимаемые решения относятся к одному объекту, они должны быть согласованы на всех уровнях иерархии управления. Принятие решений в этом случае осуществляется введением понятий, связанных операциями обобщений и конкретизации. Следовательно, в организациях при создании ИАИСУ должны быть предусмотрены центры принятия решений (регуляторы). ИАИСУ, создаваемые в организациях, должны выступать в виде целостной системы, обладающих иерархичностью построения и обеспечивающие управление их подразделениями во всех сферах деятельности.
Вторую и третью группу создаваемых ИАИСУ, в отличие от традиционной концепции автоматизации, предусматривающей автоматизацию уже существующих управленческих функций и разработку АРМов (автоматизированных рабочих мест) без изменения технологии управления, новые системы предполагают автоматизацию бизнес-процессов. Под бизнес-процессом понимается совокупность технологических и организационно-деловых процессов, целенаправленно выполняемых в рамках определенных правил взаимодействия элементов организационной структуры управления организацией.
К этим группам систем управления следует отнести такие, как «БААН», «Platinum ERA», «М-2» и другие.
Система «БААН», разработанная голландской компанией «БААН» (Нидерланды - США), входит в тройку ведущих систем, признанных полнофункциональными интегрированными АИСУ мирового класса. Систему «БААН» отличает высокая степень адаптивности и масштабности, позволяющей легко приводить стандартные функциональные элементы системы в полное соответствие с потребностями конкретного российского Заказчика.
Компания «БААН», созданная в 1978 г., является одной из крупнейших в мире поставщиков интегрированных АИСУ для комплексного управления организациями (ERP). Система «БААН» полностью локализована в соответствии с российскими условиями ведения хозяйственной деятельности, сертифицирована ISO 9000. От других ERP система «БААН» отличается высокой степенью адаптации. Основными достоинствами программного продукта «БААН» являются его архитектура и инструментарий, которые легли в основу такого кардинально нового подхода к созданию системы как «Динамическое моделирование организацией» («БААН» DEM), входящего в поставку системы. Российская версия системы совершенствуется и поддерживается Центром развития русской версии продукта, функционирующем на базе компании «БААН ЕВРАЗИЯ».
На российский рынок вышла с одной из последних разработок интегрированной АИСУ «Platinum-ERA», компании Epicor Software Corporation, крупнейшего производителя систем автоматизации бизнес-процессов. «Platinum-ERA» - EPR система, с помощью которой осуществляется процесс автоматизации современных организаций в следующих направлениях:
финансовый анализ и планирование;
бухгалтерский учет;
контроль и планирование производства;
управление бюджетом и др.
В основе этой системы лежит принцип единого хранилища данных, содержащих всю деловую информацию, накопленную в процессе ведения бизнеса. Такая модель повышает эффективность работы организаций, так как устраняет необходимость передачи данных от системы к системе. Одно из основных отличий «Platinum-ERA» от других EPR – систем состоит в том, что она ориентирована не на производство, а на работу с клиентами.
Интегрированная система управления “М-2” – одна из немногих российских систем, созданная на базе отечественной производственной организации. Идеология системы апробировалась в рамках проекта автоматизации одного крупнейшего авиационного предприятия. Она удовлетворяет наиболее сложным требованиям промышленности.
Реализация системы «М-2» позволяет перейти на современную интегрированную систему управления, ориентированную на управление по конкретным объектам и центрам ответственности, которая рассматривает производственную организацию не в виде организационных подразделений, выполняющих отдельные функции, а как совокупность бизнес-процессов. Это позволяет установить эффективный контроль и ответственность за достижение результатов конкретных бизнес-процессов.
Система управления «М-2» сочетает преимущества настраиваемого продукта с индивидуальной разработкой под Заказчика, так как поставляется в виде относительно неизменного ядра, легко модифицируемых модулей, системы приложений и полностью соответствует требованиям, предъявляемым к интегрированным системам управления класса ERP. Архитектура системы управления «М-2» спроектирована с учетом соблюдения максимальной открытости и устойчивости к изменениям, происходящим во внешней и внутренней среде организации (рис. 3.3).
Система управления состоит из ядра, периферийных модулей, сопряженных программ, а также внешних баз данных. Ядро представляет собой систему центральных объектов базы данных, обеспечивающих взаимодействие основных процессов, обрабатывающих материальные и финансовые потоки в организации. Такие центральные понятия как «Договор», «Заказ», «Счет», «Бюджет», «Документ» соответствуют понятиям гражданского права, что способствует высокой степени гибкости относительно организационных и экономических изменений в организации. Ядро системы управления может быть изменено только разработчиками и ни в коем случае не допускает внешнего вмешательства.
Периферийные модули системы управления представляют собой часть базы данных, отделенные от ядра без существенных нарушений полноты информации в системе. Такие модули могут не входить в стандартный комплект системы «М-2» и поставляться отдельно.
Внешние локальные База данных
АИСУ организации
Функциональное ядро
Связи и процедуры между
базовыми понятиями
Ресурс Заказ
Документ Договор Накладная
Счет Бюджет Платеж
Бухгалтерская операция
Стандартные пакеты
- В. В. Мыльник б. П. Титаренко в. А. Волочненко
- Содержание
- Часть I. Основы построения и финансирования систем управления.......................
- Глава 1. Системы и их закономерности................................................
- Глава 2. Управление и кибернетика.............................................................................
- Глава 3. Автоматизация управления............................................................................
- Глава 4. Методология разработки систем управления...............................................
- Глава 8. Исследование операций.................................................................................
- Глава 9. Имитационное моделирование.....................................................................
- Глава 10. Планирование экспериментов.....................................................................
- Глава 11. Распознавание объектов, явлений и ситуаций...........................................
- Глава 12. “Чёрный” и “белый” ящик как научные методы.......................................
- Глава 13. Экспертные оценки......................................................................................
- Глава 14. Оценка эффективности систем управления...............................................
- Предисловие
- Часть I. Основы построения и финансирования систем управления Глава 1 Системы и их закономерности
- 1.1. Системы
- У внутренней среды и
- Множество выходных элементов
- Классификация систем и их характеристика
- Признаки систем Виды систем
- 1.3. Основные закономерности систем
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 2 Управление и кибернетика
- Управление
- 2.2. Кибернетика и её принципы
- Кибернетика
- 2.3. Производственная организация как кибернетическая система
- Интернет
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 3 Автоматизация управления
- 3.1. Основные направления автоматизации управления
- 3.2. Классификация аису
- Признаки аису Виды аису
- 3.3. Структурное построение иаису
- Обеспечивающая Системная Функциональная
- Конфигурация рабочих мест в процессе реализации
- 3.4. Общесистемные принципы создания иаису
- Методы синтеза структуры иаису
- 3.6. Цели и критерии эффективности систем управления
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 4 Методология разработки систем управления
- 4.1. Организация разработки систем управления
- 4.2. Инвестиционный цикл проекта и его структура
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 5 Источники и методы финансирования систем управления
- 5.1. Источники финансирования
- 5.2. Основные методы финансирования
- Льготы по налогообложению
- Учетный
- Контокорректный
- Акцептный
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Часть II. Методы исследования и оценки эффективности
- 7.2. Процедуры системного анализа
- 7.3. Разработка, построение и исследование моделей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 8 Исследование операций
- 8.1. Вводные понятия
- 8.2. Методы безусловной и условной оптимизации Задача 1. Найти f(x1…,xn) max , (8.2)
- Задача 2. Найти f(x1…,xn) max (8.6)
- Задача 3. Найти f(x1,…,xn)max (8.10)
- Задача 3а.
- 8.3. Корреляционный и регрессионный анализ
- 8.4. Робастные методы и процедуры
- 8.5. Выводы по анализу применяемых методов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 9 Имитационное моделирование
- 9.1. Понятие об имитационном моделировании
- 9. 2. Имитация функционирования систем с дискретными событиями
- 9. 3. Методы имитации случайных факторов
- В соответствии с (9.3) имеем:
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 10 Планирование экспериментов
- 10.1. Полный факторный эксперимент и дробные реплики
- 10.2. Поиск области оптимума
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11 Распознавание объектов, явлений и ситуаций
- 11.1 Сущность процесса распознавания
- 11.2 Системы распознавания и их классификация
- 11.3. Задачи при создании системы распознавания
- 11.4 Математические методы распознавания
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 12
- 12.2. Исследование поведения “чёрного” ящика
- Вопросы для самоконтроля
- Литература:
- Глава 13 Экспертные оценки
- 13.1. Сущность метода экспертных оценок
- 13.2. Подбор экспертов
- 13.3. Методы проведения опроса экспертов
- 13.4. Обработка экспертных оценок
- Анализ оценки относительной важности влияния I-х локальных аису на статьи затрат себестоимости продукции
- Коллективная экспертная оценка
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 14. Оценка эффективности систем управления
- 14.1. Эффективность инвестиций в системы управления
- 14.2. Методы оценки эффективности систем управления
- 14.3. Статические методы
- 14.4. Дисконтирование потоков денежных ресурсов
- 14.5. Динамические методы
- 14.6. Определение затрат на создание и эксплуатацию систем управления
- 14.7. Факторы и источники формирования социально-экономических результатов
- 14.8. Оценка социально-экономических результатов
- 14.9. Учет инфляционных процессов
- 14.10. Учет неопределенности и рисков
- Вопросы для самоконтроля
- Глоссарий