13.3. Методы проведения опроса экспертов
Опрос экспертов является одним из значимых этапов процесса организации и проведения экспертизы. В ходе реализации этого этапа осуществляется выявление и констатация суждений экспертов по существу исследуемого объекта. Форма проведения опроса фактически является основой, определяющей вид метода организации и проведения экспертизы. Основными формами опроса являются: анкетирование, инрервьюирование, метод Дельфы, мозговой штурм, дискуссия.
В ходе анкетирования осуществляется опрос экспертов в письменной форме с помощью анкет. Анкета – составляемый организаторами проведения экспертизы список вопросов, предъявляемый экспертам, ответы которых служат исходными эмпирическими данными для обобщений и выводов. В процессе разработки анкеты организаторы экспертизы, ориентируясь на ее цели и задачи, должны составить перечень вопросов, тщательно отрабатывая их содержание, выбирая форму и последовательность. При этом следует избегать вопросов, на которые невозможно ответить или отвечать не требуется.
По содержанию вопросы подразделяют на три группы, а именно: объективные характеристики эксперта (фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, специальность, стаж работы по специальности и т.д.); характеристики исследуемых аспектов объекта, сведения вспомогательного характера об источниках информации, располагаемой экспертом, о процессе аргументации суждений эксперта и т.п.
По форме вопросы бывают открытые, закрытые и с веером ответов. Открытые вопросы допускают возможность ответа в произвольной форме. Достоинством их является возможность взгянуть на рассматриваемые аспекты объекта с различных сторон, выявить широту мнений экспертов по исследуемым аспектам объекта экспертизы. В качестве недостатка следует отметить затруднения в их обработке, например, с точки зрения их интерпретирования, построения таблиц, графиков и т.п. Закрытые вопросы предполагают ответ эксперта в форме «да» - истина, «нет» – ложь, «не знаю» - затрудняюсь ответить. Эта форма вопросов эффективна при необходимости выявления мнения большинства экспертов по каким – либо аспектам исследуемого объекта, то есть при необходимости проведения «голосования» экспертов. Достоинством их является простота обработки, недостатком – узкий спектр их применения. Вопрсы с веером ответов предоставляют возможность эксперту делать выбор из совокупности подготовленных ответов. Обычно такие вопросы готовят в ситуациях с наличием нескольких направлений в исследуемом аспекте объекта, с целью выявления наиболее перспективного направления для его реализации.
Последовательность включения вопросов в анкету также является важным элементом разработки анкеты. Вопросы должны включаться в анкету в логической последовательности. Вначале следует разместить вопросы, характеризующие объективные данные об эксперте, затем последующие вопросы должны пробудить интерес, честолюбие экспертов блеснуть профессионализмом по исследуемым аспектам объекта. При этом рекомендуется учитывать последовательное увеличение степени трудности задаваемых вопросов. При многотуровом анкетировании в условиях сложности объекта и неопределенности информации об объекте исследования рекомендуется начальные туры проводить на основе открытых вопросов, а последующие - на основе вопросов с веером ответов и закрытых.
Интервьюирование как процесс получения информации интервьюером во время проведения по заранее намеченному плану беседы, опроса эксперта или группы экспертов является одной из разновидностей форм сбора информации в ходе экспертизы. Для успешного проведения интервью интервьюер должен тщательно его спланировать, проработать состав и очередность задаваемых вопросов с учетом приведенных выше рекомендаций, заранее сообщить испытуемым (экспертам) тему опроса, не знакомя их с конкретным перечнем вопросов. Опрос следует проводить динамично, задавать прямые и уточняющие вопросы с целью получения достоверной и достаточно полной информации. Результаты опроса интервьюер может дополнить своими личными наблюдениями. Живой контакт с испытуемым (испытуемыми) позволяет интервьюеру быстрее выявить полезные сведения об исследуемом объекте, формулируя очередные вопросы с учетом полученных ответов на уже заданные. Однако, при этом не следует забывать и о возможности негатива, связанного с влиянием интервьюера на ответы экспертов, с возрастанием вероятности неточных ответов, из-за ограниченного времени на продумывание ответов, с возможной неоправданно большой продолжительностью опроса при групповом исследовании.
Метод Дельфы (Дельфы – древнегреческий город располагавшийся у подножия горы Парнас, где находился так называемый дельфийский оракул) на сегодня представляет собой совокупность способов организации проведения экспертизы , опроса экспертов, обработки и оценки их результатов, получения группового заключения, удовлетворяющих определенным общим требованиям. Сущность метода заключается в организации итерационного (многотурового) процесса выявления суждений экспертов по возможным альтернативам исследуемого объекта с последовательным сужением размаха в оценках экспертов соответствующих альтернатив на онове предоставления им дополнительной информации на второй и последующих итерациях с целью выявления одной или нескольких обоснованных точек зрения экспертной комисси по исследуемому объекту. При реализации метода должны выполняться следующие требования: анонимность каждого включенного в проведение экспертизы эксперта и информации по сути исследуемого объекта, сгенерированной конкретным экспертом в процессе проведения экспертизы; наличие обратной связи в процессе проведения экспертизы, выражающейся в передаче на последущем шаге (туре) другим экспертам анонимной информации, сгенерированной конкретными экспертами на предшествующем шаге, для принятия решения по уточнению своих оценок; получение групповой оценки на основе обработки индивидуальных оценок членов группы. При этом значимым является обеспечение возможности давать экспертам ответы на поставленные вопросы преимущественно в количественной форме, организация достаточной информированности экспертов, системное обоснование своих точек зрения экспертами.
Экспертизы по методу Дельфы, как правило, проводят в несколько туров. Число туров определяется в ходе анализа результатов очередного тура и часто лежит в пределах от трех до пяти. В качестве формы опроса экспертов в основном применяется анкетирование, хотя и не исключаются и другие формы индивидуального опроса. В первом туре экспертов знакомят с целью проведения экспертизы, информируют о сущности рассматриваемого объекта, предъявляют перечень вопросов, ответы на которые обрабатываются, анализируются аналитиками с целью выявления крайних значений оценок – верхней и нижней границы, а также их обоснований, высказанных определенными экспертами. Находится среднее значение или медиана по результатам высказываний членов экспертной группы. Устанавливается величина разброса экпертных оценок, на основе которой делается заключение о согласованности точек зрения экспертов. Полученные результаты первого тура доводятся до экспертов с указанием расположения их собственных оценок. Во втором и последующих турах эксперты либо аргументируют свои оценки сильно отклоняющиеся от средних значений, либо корректируют их, находя новые доводы в пользу изменения их значений с учетом поступившей к ним дополнительной информации. Полученные данные вновь обрабатываются, анализируются с доведением результатов до экспертов. Анализ проводится в том числе и на предмет принятия решения о продолжении или прекращении проведения следующих туров, в случае получения достаточной степени согласованности мнений экспертов по альтернативам исследуемого объекта.
Мозговой штурм представляет собой совокупность способов группового обсуждения с целью генерации альтернативных нетрадиционных вариантов решений по исследуемым объектам, формирования новых, оригинальных идей. Организация проведения мозгового штурма достаточно подробно изложена в разделе 7.2.
Дискуссия как форма опроса экспертов проводится в виде открытого обсуждения рассматриваемой проблемы, с целью нахождения наиболее адекватных путей ее решения, выявления наиболее значимых факторов, влияющих на ее возникновение и развитие, системной оценки достоинств и недостатков результатов реализации возможных способов ее разрешения. Для организации и управления проведением дискуссии формируется группа управления с целью четкой формулировки сущности обсуждаемых задач, определения требований к экспертам и осуществления их подбора, разработки методики и регламента проведения дискуссии. Существенная роль в дискуссии отводится ведущему в создании творческой благоприятной обстановки для свободного изложения конструктивных идей выступающими по существу дискутируемых вопросов, в умении кратко и емко резюмировать выступления, в организации генерации эффективных коллективных идей, направленных на разрешение дискутируемых проблем. В ходе выступлений участников дискуссии разрешается критика, могут иметь место перерывы в процессе проведения дискуссии, предполагаются кулуарные обсуждения во время перерывов, способствующие достижению положительного эффекта во время дальнейшего продолжения дискуссии. Выступления фиксируются одним или несколькими возможными способами, анализируются по окончании дискуссии с целью обобщения и классификации основных результатов, высказанных участниками дискуссии. Основные результаты дискуссии могут быть скорректированы с учетом дополнительной информации экспертов, получаемой примерно через сутки после окончания дискуссии.
- В. В. Мыльник б. П. Титаренко в. А. Волочненко
- Содержание
- Часть I. Основы построения и финансирования систем управления.......................
- Глава 1. Системы и их закономерности................................................
- Глава 2. Управление и кибернетика.............................................................................
- Глава 3. Автоматизация управления............................................................................
- Глава 4. Методология разработки систем управления...............................................
- Глава 8. Исследование операций.................................................................................
- Глава 9. Имитационное моделирование.....................................................................
- Глава 10. Планирование экспериментов.....................................................................
- Глава 11. Распознавание объектов, явлений и ситуаций...........................................
- Глава 12. “Чёрный” и “белый” ящик как научные методы.......................................
- Глава 13. Экспертные оценки......................................................................................
- Глава 14. Оценка эффективности систем управления...............................................
- Предисловие
- Часть I. Основы построения и финансирования систем управления Глава 1 Системы и их закономерности
- 1.1. Системы
- У внутренней среды и
- Множество выходных элементов
- Классификация систем и их характеристика
- Признаки систем Виды систем
- 1.3. Основные закономерности систем
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 2 Управление и кибернетика
- Управление
- 2.2. Кибернетика и её принципы
- Кибернетика
- 2.3. Производственная организация как кибернетическая система
- Интернет
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 3 Автоматизация управления
- 3.1. Основные направления автоматизации управления
- 3.2. Классификация аису
- Признаки аису Виды аису
- 3.3. Структурное построение иаису
- Обеспечивающая Системная Функциональная
- Конфигурация рабочих мест в процессе реализации
- 3.4. Общесистемные принципы создания иаису
- Методы синтеза структуры иаису
- 3.6. Цели и критерии эффективности систем управления
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 4 Методология разработки систем управления
- 4.1. Организация разработки систем управления
- 4.2. Инвестиционный цикл проекта и его структура
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 5 Источники и методы финансирования систем управления
- 5.1. Источники финансирования
- 5.2. Основные методы финансирования
- Льготы по налогообложению
- Учетный
- Контокорректный
- Акцептный
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Часть II. Методы исследования и оценки эффективности
- 7.2. Процедуры системного анализа
- 7.3. Разработка, построение и исследование моделей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 8 Исследование операций
- 8.1. Вводные понятия
- 8.2. Методы безусловной и условной оптимизации Задача 1. Найти f(x1…,xn) max , (8.2)
- Задача 2. Найти f(x1…,xn) max (8.6)
- Задача 3. Найти f(x1,…,xn)max (8.10)
- Задача 3а.
- 8.3. Корреляционный и регрессионный анализ
- 8.4. Робастные методы и процедуры
- 8.5. Выводы по анализу применяемых методов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 9 Имитационное моделирование
- 9.1. Понятие об имитационном моделировании
- 9. 2. Имитация функционирования систем с дискретными событиями
- 9. 3. Методы имитации случайных факторов
- В соответствии с (9.3) имеем:
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 10 Планирование экспериментов
- 10.1. Полный факторный эксперимент и дробные реплики
- 10.2. Поиск области оптимума
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11 Распознавание объектов, явлений и ситуаций
- 11.1 Сущность процесса распознавания
- 11.2 Системы распознавания и их классификация
- 11.3. Задачи при создании системы распознавания
- 11.4 Математические методы распознавания
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 12
- 12.2. Исследование поведения “чёрного” ящика
- Вопросы для самоконтроля
- Литература:
- Глава 13 Экспертные оценки
- 13.1. Сущность метода экспертных оценок
- 13.2. Подбор экспертов
- 13.3. Методы проведения опроса экспертов
- 13.4. Обработка экспертных оценок
- Анализ оценки относительной важности влияния I-х локальных аису на статьи затрат себестоимости продукции
- Коллективная экспертная оценка
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 14. Оценка эффективности систем управления
- 14.1. Эффективность инвестиций в системы управления
- 14.2. Методы оценки эффективности систем управления
- 14.3. Статические методы
- 14.4. Дисконтирование потоков денежных ресурсов
- 14.5. Динамические методы
- 14.6. Определение затрат на создание и эксплуатацию систем управления
- 14.7. Факторы и источники формирования социально-экономических результатов
- 14.8. Оценка социально-экономических результатов
- 14.9. Учет инфляционных процессов
- 14.10. Учет неопределенности и рисков
- Вопросы для самоконтроля
- Глоссарий