logo search
Лекции по ТСиСА_2014

6. "Дерево целей"

Для облегчения задачи целеполагания применяется декомпозиция (детализация) цели в виде неупорядоченного или упорядоченного набора взаимосвязанных подцелей (структуризация), которые делают ее более конкретной и понятной для всех участников процесса целеобразования.

Наиболее популярной структуризацией целей является построение так называемого "дерева целей".

Дело в том, что, любая система обладает двойственностью, являясь одновременно и целью и средством. Назначение (роль) этой системы представляет собой цель, для достижения которой предназначены компоненты системы в качестве средств, а с другой стороны, сама данная система является средством для достижения цели более высокого порядка. Например, производство моторов является целью для работников моторного цеха, но средством для предприятия в целом.

Описание отношений между целями и средствами может быть отражено специальной схемой (графом), носящей название "дерево целей", которая была предложена еще в 1957г. группой американских ученых. Затем она была с успехом использована в ряде крупных военных и промышленных программ в США, а в настоящее время является повседневным инструментом практически любого современного менеджера.

Построение "дерева целей" начинается с процедуры структуризации, расчленения основной цели на составные элементы, называемые подцелями, каждая из которых является средством, направлением или этапом ее достижения. Затем каждая из подцелей в свою очередь рассматривается как цель и расчленяется на компоненты. Если все эти элементы представить графически, то получится так называемое "дерево целей", обращенное "кроной" вниз. При этом главная цель оказывается на верхнем уровне. Процесс расчленения следует вести до тех пор, пока на самом нижнем уровне "дерева" не окажутся средства, реализация которых не вызывает принципиальных трудностей и сомнений.

Для проверки полноты и внутренней непротиворечивости "дерева целей" существуют четыре простых правила:

Пример: Фрагмент "дерева целей" приведен на рис. 1.