Актуальность знаний и навыков работы с информационными источниками
Актуальность темы исследования. Конец XX и начало XXI в. характеризуются резким увеличением объема получаемой и перерабатываемой информации. Революционным образом изменилась технология ее передачи, хранения и обработки. Эти кардинальные перемены, затронувшие не только сферу науки, но и образование, экономику, политику, искусство, заставляют нас обратить пристальное внимание на современную информационную культуру. Возникла необходимость в глубоком теоретическом осмыслении тех изменений, которые происходят в обществе и личности.
Знания и навыки это другими словами «Информационная грамотность» - это комплекс необходимых навыков, которые требуются от каждого индивида для того, чтобы «осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию».
Информационная грамотность является также очень важным понятием в постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации. В связи со все возрастающей сложностью этого мира люди все чаще сталкиваются с широким многообразием и многовариантностью при выборе информации в различных областях - в процессе обучения, на рабочем месте, в личной жизни. Информационные ресурсы доступны для нас через библиотеки, общественные информационные службы, специализированные организации, средства массовой информации, Интернет - и в подавляющем большинстве случаев информация представлена в хаотическом виде, ставя этим самым перед пользователем вопросы ее аутентичности, обоснованности и достоверности. Кроме этого, информация доступная с использованием различных медиаприложений, включающих графические образы, графические объекты, текстовые фрагменты и т.п. выдвигает новые барьеры на пути их восприятия пользователем, а также оценки и понимания содержания. Растущее количество информации сомнительного качества представляет собой значительные сложности и проблемы для общества. Наличие огромного информационного потока не может само по себе сформировать подготовленных пользователей без дополнительного массива необходимых знаний и навыков по эффективному использованию информации.
Информационная грамотность формирует основу для непрерывного и продолжающегося процесса обучения. Она имеет отношение к любым дисциплинам, любой образовательной среде, всем уровням обучения. Это дает возможность учащимся формировать содержание и расширять горизонты научных исследований, быть более мотивированным, контролировать процесс своего образования.
Информационно грамотный человек умеет:
- Определить размер своих информационных потребностей и запросов,
- Рационально и эффективно получить доступ к необходимой информации,
- Критически оценить уровень полученной информации и найденных ресурсов,
- Внедрить отобранную информацию в собственно формируемую информационную базу,
- Эффективно использовать информацию в соответствии с поставленными целями,
- Понимать экономические, правовые и социальные аспекты использования информации, соблюдать этические и правовые нормы при осуществлении доступа и использования информации.
- Методика работы с информационными источниками.
- Актуальность знаний и навыков работы с информационными источниками
- Классификация информации
- Классификация носителей информации
- Правовое регулирование информационных отношений
- Информация и дезинформация. Закон об «инсайде»
- Понятие документа. Классификация документов.
- Типология источников информации
- Базы данных: классификация и способ организации информации
- Признаки достоверности информации
- Показатели качества информации.
- Причины искажения информации.
- Понятие стабильности информации.
- Структура информационного проекта
- Методы анализа информации
- Методы работы с архивными материалами.
- Методы работы с печатными материалами.
- Справочные издания: энциклопедии, справочники, словари.
- Библиографический поиск: библиотеки, каталоги, программы
- Методы работы с устными источниками
- Методы работы с визуальными источниками.
- Информационно-поисковые системы.
- Фактографический поиск. Поисковые каталоги.
- Метапоисковые системы и программы
- Гипертекстовая ссылка и формулировка запроса в поисковых системах.
- Особенности работы спайдеров отечественных и иностранных поисковых систем.
- Зарубежные поисковые системы
- Российские поисковые системы.
- Базовые стратегии поиска в Интернете.
- Методы поиска информации в Интернете.
- Документальный поиск: электронные документы, электронные библиотеки, электронные журналы.
- Поиск новостей (блоги и форумы), контактов, учреждений, фандрайзинг.
- Особенности работы с личной информацией.
- Особенности работы с секретной информацией.
- Количественные и качественные методы обработки информации.
- Методы количественной оценки
- Информационное решение и его структура.