Базовые стратегии поиска в Интернете.
Все поисковые механизмы работают приблизительно одинаково.
1. Запустите браузер Firefox, Internet Explorer или Chrome.
2. Загрузите домашнюю страницу поискового сайта.
Для этого введите в адресной строке адрес любого поискового сайта (www.yandex.ru, www.google.com, www.yahoo.com или www.bing.com) и нажмите клавишу <Enter>. Можете также щелкнуть в поле поиска, распложенном в правом верхнем углу на панели инструментов браузера, и выбрать поисковый сайт в раскрывающемся списке.
3. Введите ключевые слова в поле поиска (на панели инструментов браузера или на домашней странице поискового сайта) и нажмите клавишу <Enter>. После небольшой задержки поисковый механизм возвратит результирующий список, содержащий адреса страниц, на которых встречаются введенные вами ключевые слова. В списке приведены также фрагменты страниц, чтобы вы могли оценить, какая страница вам подойдет. Полный список очень длинный (тысячи и даже сотни тысяч страниц), поэтому поисковый механизм пытается упорядочить их по какому-либо принципу. В верхней части списка приведены либо наиболее часто посещаемые сайты, либо сайты, в которых ключевые слова расположены в заголовках.
4. Если в результирующем списке не удается найти что-нибудь полезное, попробуйте изменить ключевые слова и вновь запустите поиск. Попытайтесь уточнить запрос, добавив дополнительные ключевые слова. Попробуйте добавить слова, которые могут встречаться наряду с названием темы. Укажите слова, которые не должны встречаться, чтобы исключить часть страниц из результатов поиска. Правильно сформулировать запрос — настоящее искусство. Для этого необходим некоторый опыт поиска в Интернете.
5. Если не получается, попытайтесь применить другой поисковый механизм.
6. Если результаты, возвращаемые поисковыми механизмами, слишком разбросанные и из них нельзя извлечь ничего полезного, перейдите к каталогам, введя адрес www.yaca.yandex.ru/yca/cat, www.google.com/dirhp или www.dir.yahoo.com.
На экране появится список ссылок на наиболее популярные темы. Щелкните на интересующей вас теме, и сайт вернет список вложенных тем. Щелкните на вложенной теме, и вы получите список тем следующего уровня вложенности. Если очередная вложенная тема оказалась не такой, как нужно, вернитесь на один уровень вверх и попробуйте другую вложенную тему. Таким образом вы будете постепенно переходить ко все более специфичным темам, пока не найдете нужную информацию.
Этапы поиска в электронных информационных ресурсах.
Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.
К информационным ресурсам относятся: библиотеки, архивы, базы данных, СМИ и т.п. и информационные сервисы (Информационные сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронной почтой, блогом, а также познакомиться с механизмом его ведения, поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д.
В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:
1) Средства массовой информации. К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ). Их отличительной чертой является высокий уровень посещаемости (например, сайт НТВ, "Вести" и т.п.), быстрая смена информации, наличие видеоряда на сайте. 2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде. 3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных - это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования. 4) Сайты. Корпоративный сайт - это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе т.п.; контактную информацию.
5) Сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронным почтовым ящиком, блогом (а также познакомиться с правилами его ведения), поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Например, Яндекс, Рамблер и т.п.
В зависимости от поисковой системы в ней могут быть предусмотрены следующие настройки функции поиска:
Фактографический поиск.
Уточнение запроса поиска. В случае, когда пользователь недостаточно хорошо сформулировал запрос (поисковая система не нашла релевантной информации), его уточнение может значительно повысить качество поиска. Одним из наиболее известных подходов к уточнению запросов является их расширение за счет добавления новых термов.
Поиск по категориям. Поиск по категориям является типичным примером сужения области поиска для повышения его качества. Самым распространенным подходом является предоставление пользователю составленной иерархии проиндексированных системой документов, например, по тематическому признаку.
Поиск по полноте отражения информации. Выделяются полнотекстовые и реферативные и библиографические информационные ресурсы.
Поиск по тематике информации: политематические (универсальные) и тематические. Пример: Политематическая база данных АРБИКОН http://www.arbicon.ru/services/. Тематическая база данных: Центральная научная сельскохозяйственная библиотека, тематика сельскохозяйственная, в т.ч. экономика сельского хозяйства http://www.cnshb.ru/.
Поиск по глубине архива. Глубина архивирования данных определяется периодом записи. Например: БД ведется с 1998 г.
Поиск по режиму доступа
открытая информация (без ограничения)
информация ограниченного доступа
государственная тайна
конфиденциальная и приравненная к ней информация
локальный
удаленный
Функция "Режимы поиска" вводит ограничения по поисковым признакам (базам данных, терминам, хронологическому охвату и т.п.). Например, в ЭБСКО доступны 4 режима работы:
Стандартный поиск (Standard Search)
Поиск по всем терминам (All Words)
Поиск по точной фразе (Exact Phrase)
Поиск по любому из введенных терминов (Any Words) .
- Методика работы с информационными источниками.
- Актуальность знаний и навыков работы с информационными источниками
- Классификация информации
- Классификация носителей информации
- Правовое регулирование информационных отношений
- Информация и дезинформация. Закон об «инсайде»
- Понятие документа. Классификация документов.
- Типология источников информации
- Базы данных: классификация и способ организации информации
- Признаки достоверности информации
- Показатели качества информации.
- Причины искажения информации.
- Понятие стабильности информации.
- Структура информационного проекта
- Методы анализа информации
- Методы работы с архивными материалами.
- Методы работы с печатными материалами.
- Справочные издания: энциклопедии, справочники, словари.
- Библиографический поиск: библиотеки, каталоги, программы
- Методы работы с устными источниками
- Методы работы с визуальными источниками.
- Информационно-поисковые системы.
- Фактографический поиск. Поисковые каталоги.
- Метапоисковые системы и программы
- Гипертекстовая ссылка и формулировка запроса в поисковых системах.
- Особенности работы спайдеров отечественных и иностранных поисковых систем.
- Зарубежные поисковые системы
- Российские поисковые системы.
- Базовые стратегии поиска в Интернете.
- Методы поиска информации в Интернете.
- Документальный поиск: электронные документы, электронные библиотеки, электронные журналы.
- Поиск новостей (блоги и форумы), контактов, учреждений, фандрайзинг.
- Особенности работы с личной информацией.
- Особенности работы с секретной информацией.
- Количественные и качественные методы обработки информации.
- Методы количественной оценки
- Информационное решение и его структура.