Понятие документа. Классификация документов.
Докуме́нт (от лат. documentum — «образец, свидетельство, доказательство») — материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве.
В узком смысле документ — облеченный в письменную форму носитель информации, удостоверяющий наличие фактов определенного значения. В широком смысле и книга, и скульптура - документы.
Официальная формулировка в законодательстве России:
Документ — материальный носитель с зафиксированной на нём в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.
Совокупность документов, посвящённых какому-либо вопросу, явлению, процессу, лицу, учреждению и т. п., называется документа́цией.
Совокупность работ по документированию управленческой деятельности предприятий и по организации в них движения документов характеризует термин "Делопроизводство".
Документы различают:
По назначению
организационные документы ( Устав, Должностная инструкция, Положение, Штатное расписание, Структура и штатная численность);
распорядительные документы (Приказ, Выписка из приказа, Распоряжение, Указание, Постановление, Решение);
информационно-справочные документы ( Акт, Протокол, Докладная записка, Объяснительная записка, Служебная записка, Письмо, Справка);
учетно-расчетные (бухгалтерские) документы (Платёжное поручение, Счет-фактура, Накладная, Акт и т.п.);
нормативные документы (с позиции правовых норм регламентируют общие принципы, правила или характеристики. Охватывают такие понятия, как Стандарты, Нормы, Правила, Своды правил, Регламенты и другие подобные документы);
и др.
По времени создания — первичные и вторичные (реферат, аннотация, обзор и т. д.)
По способу изготовления — черновой, беловой, электронный, изобразительный, рукописный документ, машинописный, печатный (брошюра, книга, журнал)
По типу содержания — текстовые, иконические (графические), идиографические (схемы, карты, ноты), аудиальные, мультимедийные
По способу представления — электронный, на бумажных носителях
По месту издания — внутренние, внешние
По направлению отправки — входящие, исходящие
По распространению — опубликованные, неопубликованные, непубликуемые, промежуточные
По необходимости технических средств — человекочитаемые, машиночитаемые
По уровню секретности - не секретные, секретные, с разным уровнем секретности.
Виды обработки документов делятся на семантические (перевод, реферирование, аннотирование) и несемантические (копирование, передача, преобразование в другую форму представления).
Для автоматизации обработки документов с XX века широко используются компьютеры.
На протяжении истории носители информации менялись.
Носителем информации может быть бумага, перфокарта, фотоплёнка, компакт-диск, дискета, магнитная лента, глиняные таблички и т. п. Документы содержат информацию, являющуюся ценным ресурсом и важным элементом деловой деятельности. Системный подход к управлению, создаваемому на предприятии документами, позволяет создать информационный ресурс о деловой деятельности, а также обеспечить подотчетность всех заинтересованных лиц. По содержанию документы делятся на научно-технические (статьи, книги, патенты, технические отчёты и описания), правовые (постановления, указы, договоры и др.), управленческие (приказы, директивы) и др.
- Методика работы с информационными источниками.
- Актуальность знаний и навыков работы с информационными источниками
- Классификация информации
- Классификация носителей информации
- Правовое регулирование информационных отношений
- Информация и дезинформация. Закон об «инсайде»
- Понятие документа. Классификация документов.
- Типология источников информации
- Базы данных: классификация и способ организации информации
- Признаки достоверности информации
- Показатели качества информации.
- Причины искажения информации.
- Понятие стабильности информации.
- Структура информационного проекта
- Методы анализа информации
- Методы работы с архивными материалами.
- Методы работы с печатными материалами.
- Справочные издания: энциклопедии, справочники, словари.
- Библиографический поиск: библиотеки, каталоги, программы
- Методы работы с устными источниками
- Методы работы с визуальными источниками.
- Информационно-поисковые системы.
- Фактографический поиск. Поисковые каталоги.
- Метапоисковые системы и программы
- Гипертекстовая ссылка и формулировка запроса в поисковых системах.
- Особенности работы спайдеров отечественных и иностранных поисковых систем.
- Зарубежные поисковые системы
- Российские поисковые системы.
- Базовые стратегии поиска в Интернете.
- Методы поиска информации в Интернете.
- Документальный поиск: электронные документы, электронные библиотеки, электронные журналы.
- Поиск новостей (блоги и форумы), контактов, учреждений, фандрайзинг.
- Особенности работы с личной информацией.
- Особенности работы с секретной информацией.
- Количественные и качественные методы обработки информации.
- Методы количественной оценки
- Информационное решение и его структура.