logo
Методика работы с информационными источниками

Актуальность знаний и навыков работы с информационными источниками

Актуальность темы исследования. Конец XX и начало XXI в. характеризуются резким увеличением объема получаемой и перерабатываемой информации. Революционным образом изменилась технология ее передачи, хранения и обработки. Эти кардинальные перемены, затронувшие не только сферу науки, но и образование, экономику, политику, искусство, заставляют нас обратить пристальное внимание на современную информационную культуру. Возникла необходимость в глубоком теоретическом осмыслении тех изменений, которые происходят в обществе и личности.

Знания и навыки это другими словами «Информационная грамотность» - это комплекс необходимых навыков, которые требуются от каждого индивида для того, чтобы «осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию». 

Информационная грамотность является также очень важным понятием в постоянно изменяющемся мире новых технологий  и безудержного роста информации.  В связи со все возрастающей сложностью этого мира люди все чаще сталкиваются  с широким многообразием и многовариантностью при выборе информации в различных областях - в процессе обучения, на рабочем месте, в личной жизни. Информационные ресурсы доступны для нас через библиотеки, общественные информационные службы, специализированные организации, средства массовой информации, Интернет - и в подавляющем большинстве случаев информация представлена в хаотическом виде, ставя этим самым перед пользователем вопросы ее аутентичности, обоснованности и достоверности. Кроме этого, информация доступная с использованием различных медиаприложений, включающих графические образы, графические объекты, текстовые фрагменты и т.п. выдвигает новые барьеры на пути их восприятия пользователем, а также оценки и понимания содержания. Растущее количество информации сомнительного качества представляет собой значительные сложности и проблемы для общества. Наличие огромного информационного потока не может само по себе сформировать подготовленных пользователей без  дополнительного массива необходимых знаний и навыков по эффективному использованию информации.

Информационная грамотность  формирует основу для непрерывного и продолжающегося процесса обучения. Она имеет отношение к любым дисциплинам, любой образовательной среде, всем уровням обучения. Это дает возможность учащимся формировать содержание и расширять горизонты научных исследований, быть более мотивированным,  контролировать процесс своего образования.

Информационно грамотный человек умеет:

-  Определить размер своих информационных потребностей и запросов,

-  Рационально и эффективно получить доступ к необходимой информации,

-  Критически оценить уровень полученной информации и найденных ресурсов,

-  Внедрить отобранную информацию в собственно формируемую информационную базу,

-  Эффективно использовать информацию в соответствии с поставленными целями,

-  Понимать экономические, правовые и социальные аспекты использования информации, соблюдать этические и правовые нормы при осуществлении доступа и использования информации.