logo search
Методика работы с информационными источниками

Базовые стратегии поиска в Интернете.

Все поисковые механизмы работают приблизительно одинаково.

1. Запустите браузер Firefox, Internet Explorer или Chrome.

2. Загрузите домашнюю страницу поискового сайта.

Для этого введите в адресной строке адрес любого поискового сайта (www.yandex.ru, www.google.com, www.yahoo.com или www.bing.com) и нажмите клавишу <Enter>. Можете также щелкнуть в поле поиска, распложенном в правом верхнем углу на панели инструментов браузера, и выбрать поисковый сайт в раскрывающемся списке.

3. Введите ключевые слова в поле поиска (на панели инструментов браузера или на домашней странице поискового сайта) и нажмите клавишу <Enter>. После небольшой задержки поисковый механизм возвратит результирующий список, содержащий адреса страниц, на которых встречаются введенные вами ключевые слова. В списке приведены также фрагменты страниц, чтобы вы могли оценить, какая страница вам подойдет. Полный список очень длинный (тысячи и даже сотни тысяч страниц), поэтому поисковый механизм пытается упорядочить их по какому-либо принципу. В верхней части списка приведены либо наиболее часто посещаемые сайты, либо сайты, в которых ключевые слова расположены в заголовках.

4. Если в результирующем списке не удается найти что-нибудь полезное, попробуйте изменить ключевые слова и вновь запустите поиск. Попытайтесь уточнить запрос, добавив дополнительные ключевые слова. Попробуйте добавить слова, которые могут встречаться наряду с названием темы. Укажите слова, которые не должны встречаться, чтобы исключить часть страниц из результатов поиска. Правильно сформулировать запрос — настоящее искусство. Для этого необходим некоторый опыт поиска в Интернете.

5. Если не получается, попытайтесь применить другой поисковый механизм.

6. Если результаты, возвращаемые поисковыми механизмами, слишком разбросанные и из них нельзя извлечь ничего полезного, перейдите к каталогам, введя адрес www.yaca.yandex.ru/yca/cat, www.google.com/dirhp или www.dir.yahoo.com.

На экране появится список ссылок на наиболее популярные темы. Щелкните на интересующей вас теме, и сайт вернет список вложенных тем. Щелкните на вложенной теме, и вы получите список тем следующего уровня вложенности. Если очередная вложенная тема оказалась не такой, как нужно, вернитесь на один уровень вверх и попробуйте другую вложенную тему. Таким образом вы будете постепенно переходить ко все более специфичным темам, пока не найдете нужную информацию.

  1. Этапы поиска в электронных информационных ресурсах.

Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.

К информационным ресурсам относятся: библиотеки, архивы, базы данных, СМИ и т.п. и информационные сервисы (Информационные сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронной почтой, блогом, а также познакомиться с механизмом его ведения, поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д.

В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:

1) Средства массовой информации. К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ). Их отличительной чертой является высокий уровень посещаемости (например, сайт НТВ, "Вести" и т.п.), быстрая смена информации, наличие видеоряда на сайте. 2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде. 3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных - это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования. 4) Сайты. Корпоративный сайт - это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе т.п.; контактную информацию.

5) Сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронным почтовым ящиком, блогом (а также познакомиться с правилами его ведения), поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Например, Яндекс, Рамблер и т.п.

В зависимости от поисковой системы в ней могут быть предусмотрены следующие настройки функции поиска:

Функция "Режимы поиска" вводит ограничения по поисковым признакам (базам данных, терминам, хронологическому охвату и т.п.). Например, в ЭБСКО доступны 4 режима работы: