logo search
217 Информационные технологии в ЭИС

Тема 1. Основы создания и использования информационных технологий в эис.

План.

    1. Информатизация общества. Понятия: информация, информационные технологии и информационные системы.

    2. Свойства и классификация информационных технологий.

    3. Жизненный цикл информационной технологии.

Резюме.

Вопросы для самоконтроля знаний.

Тесты для самоконтроля знаний.

Литература: 1, 5, 7, 12, 16, 20, 23, 25, 33, 35.

    1. Информатизация общества. Понятия: информация, информационные технологии и информационные системы.

Современное человечество живет в период перехода от индустриального общества к информационному. Процесс, обеспечивающий этот переход, получил название информатизации.

Альтернативы информатизации нет. Это объективный этап социального прогресса во всех областях, прежде всего в экономике, управлении, науке и технологии. Важно понимать крайности в понятии “информатизация”. С одной стороны, нельзя отождествлять информатизацию с компьютеризацией, так как в этом случае все дело сведется к созданию технической базы, насаждению ЭВМ в социальную сферу. С другой стороны, нельзя к информатизации сводить все социально-экономические преобразования - слишком широкое ее применение.

Информатизацию общества следует понимать как создание и развитие информационной сферы: комплекса условий и факторов, обеспечивающих наилучшие условия функционирования информационных ресурсов с учетом автоматизированных способов их переработки и использования в целях социального прогресса. Можно сказать и иначе: информатизация сводится к формированию информационных технологий (ИТ) и созданию условий для эффективного их использования в различных системах.

Таким образом, информатизация предполагает более широкий подход к компьютеризации, включающий преобразование всего комплекса средств и условий развертывания информационных процессов: создание соответствующей технической базы, модернизации организационно-экономических, юридических, человеческих факторов. Иными словами, это целостный процесс формирования новой автоматизированной сферы как необходимого условия эффективного задействования ЭВМ, их сетей, интегрированных АИС, банков данных и т.д.

Неизбежность информатизация общества обусловлена резким возрастанием роли и значения информации. Информационное общество характеризуется высокоразвитой информационной сферой, которая включает деятельность человека по созданию, переработке, хранению, передаче и накоплению информации.

Термин информация имеет множество определений. В “Энциклопедии кибернетики” информация (лат. Informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких - либо данных, знаний и т.п. В широком смысле информация - это отражение реального мира; в узком смысле информация - это любые сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования.

При изучении информации учитываются закономерности ее создания, преобразования и использования в различных сферах человеческой деятельности.

Важнейшими свойствами информации являются:

В информационном процессе, каким является управленческая деятельность, информация выступает как один из важнейших ресурсов наряду с энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми.

По утверждению академика Глушкова В.М. процессы (технологии), где основой перерабатываемой продукции является информация, называются информационными технологиями.

Информационная технология - это системно-организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам.

Развитие современных информационных технологий (ИТ) в основном осуществляется под воздействием бизнеса и для бизнеса. ИТ развиваются в тесном взаимодействии с экономикой и влияют на размер получаемых доходов и на то, как они складываются и распределяются.

Основу информационных технологий составляют три научных достижения:

Под информационной технологией следует понимать не только основанную на ЭВМ вычислительную систему, но и всю автоматизированную среду получения, передачи, переработки информации и ее воздействия на объект.

В целом ИТ направлены на увеличение степени автоматизации всех информационных процессов.

Под новой информационной технологией понимается технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, доступа пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

В связи с применением новой ИТ, основанной на использовании средств связи и компьютеров, широко используется понятие информационная система (ИС).

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Информационная технология, как мы уже отмечали, процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки, передачи данных нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

На первый взгляд может показаться, что введенные определения ИТ и ИС очень похожи между собой. Однако это не так.

Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимся в компьютерах. Основная цель ИТ - в результате целенаправленных действий по переработке первичных данных получить необходимую для пользователя информацию.

Информационная система - эта среда, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные системы, программные продукты, базы данных, люди, различного рода техника, программные средства связи и т.д. Основная цель ИС - организация хранения и передачи информации. Информационная система представляет человеко - компьютерную систему обработки информации.

Реализация функций ИС невозможна без знаний ориентированной на нее информационной технологии.

ИТ может существовать и вне сферы информационной системы.

В умелом сочетании двух ИТ - компьютерной и управленческой - залог успешной работы ИС.

Информационная система создается для конкретного объекта. Любой системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, называемая экономической информационной системой.

Экономическая информационная система (ЭИС) - это совокупность внешних и внутренних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Внедрение ИС производится с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности экономического объекта за счет не только обработки и хранения рутинной информации, автоматизации конторских работ, но и за счет принципиально новых методов управления, основанных на моделирование действий специалистов при принятии решений (методы искусственного интеллекта, экспертные системы и т.п.), использовании современных средств коммуникаций (электронная почта, телеконференции), глобальных и локальных вычислительных сетей и т.д.

Автоматизированные информационные системы (АИС) – это человеко-машинные системы с автоматизированной технологией получения результатной информации, необходимой для информационного обслуживания специалистов и оптимизации процесса управления в различных сферах человеческой деятельности.

Выделив аппарат управления, оставшиеся элементы, технологически тесно взаимосвязанные при условии единого системного использования экономико-математических методов и моделей и технических средств управления, образуют автоматизированную информационную технологию (АИТ) данных.

Функции АИТ определяют ее структуру, которая включает процедуры:

- сбор и регистрация данных;

- подготовка информационных массивов;

- обработка;

- накопление и хранение;

- формирование результатной информации;

- передача данных от источников возникновения к месту обработки, а результатов (расчетов) – к потребителям информации для принятия решений.