1.3. Жизненный цикл информационной технологии
ИТ также как и любой товар или жизненный фактор, который потребляется не сразу, а частями, имеет присущий ему жизненный цикл.
В течение жизненного цикла объем использования технологии и спрос на нее изменяются. Обычно выделяют пять периодов жизненного цикла ИТ. (Рис. 1.1)
Объем продажи 3 4
2 5
1
Время
Рис. 1.1. Жизненный цикл ИТ.
Первый период – зарождение данной технологии. Ее распространение невелико, но эффективность очевидна, поэтому масштабы использования увеличиваются.
Во втором периоде спрос на технологию устойчив и опережает предложение. Это фаза ускорения роста.
Постепенно предложение начинает опережать спрос и наступает третий период – период замедления роста.
В период зрелости (четвертый период) насыщение спроса достигнуто.
В пятом периоде наступает спад, когда спрос на данную технологию снижается и ей на смену приходит другая, более эффективная, удовлетворяющая общественную потребность.
Таким образом, насыщение и спад спроса на некоторую технологию – это закономерность экономического развития. В этих фазах производители, придерживающие данной технологии, должны принимать ответственные решения:
а) переходить на новую технологию
б) использовать все возможности старой, добиваясь ее большей окупаемости.
Создатели электронной системы выступают в роли покупателей и должны, в частности, выбрать какие-то типы и модели ЭВМ и другого оборудования. При создании масштабных систем перспективность используемой технологии должна быть на одном из первых мест.
Жизненный цикл технологии поддерживается продуктами (товарами), которые имеют свой более короткий жизненный цикл.
Например, технологию предоставления информационно-вычислительных услуг на рабочем месте пользователя поддерживает целый ряд продуктов: персональные компьютеры “Pentium”, рабочие станции, ЛВС, терминалы мини ЭВМ и др.
Рассмотренные циклические закономерности справедливы для всех компонентов компьютерной системы: технического, программного и информационного обеспечений. Их необходимо иметь ввиду при ее проектировании, особенно сейчас, когда средства вычислительной техники практически ввозятся из-за границы.
Чтобы не обрекать себя на постоянное отставание, необходимо знать, на какой стадии жизненного цикла находится предполагаемый к установке в системе компьютер или пакет программ.
Для производителей полезная жизнь технологии может быть продлена за счет перехода на рынок другой страны с более низким уровнем технологического развития. Это в полной мере проявилось в наше время в области ПЭВМ.
В 1992 г. прекратило производство ПК i286, 1993 г. типа i386, в то время в регионе эти продукты долгое время пользовались большим спросом в качестве профессиональных персональных компьютеров. Тем самым, в погоне за дешевизной продлевался жизненный цикл и прибыльность технологии, находящейся на мировом рынке в фазе спада. Соответственно снижалась перспективность создаваемых систем, их жизненный цикл становился короче из-за морального старения техники.
- Казпотребсоюз
- "Информационные технологии в эис"
- 1. Цель и задачи.
- 1.1. Цель преподавания дисциплины.
- 1.2. Задачи изучения дисциплины.
- 2. Тематический план дисциплины.
- 3. Содержание дисциплины.
- Тема 7. Информационное обеспечение приложений пользователя.
- Казпотребсоюз
- 1. Предисловие
- 2. Содержание дисциплины.
- Тема 7. Информационное обеспечение приложений пользователя.
- 4. Т а б л и ц а
- Выбора вопросов контрольных работ
- (Выбор осуществляется в соответствии
- С последними двумя цифрами зачетной книжки)
- 5. Перечень вопросов контрольной работы по курсу "Информационные технологии в эис
- Содержание.
- Введение.
- Тема 1. Основы создания и использования информационных технологий в эис.
- 1.2. Свойства и классификация информационных технологий
- 1.3. Жизненный цикл информационной технологии
- Резюме.
- Вопросы для самоконтроля знаний студентов.
- Тесты для самоконтроля знаний
- Тема 2. Компьютерная система как средство реализации
- 2.2. Состав пэвм. Выбор персонального компьютера.
- 2.3. Организационно-технические средства.
- Вопросы для самоконтроля и задания.
- Тесты для самоконтроля знаний.
- Тема 3. Компьютерные сети.
- 3.2. Локальные вычислительные сети.
- 3.3. Глобальные компьютерные сети.
- Тема 4. Базовые программные средства
- 4.2. Оболочки операционных систем. Утилиты. Средства технического обслуживания.
- 4.3. Системы программирования.
- Тема 5. Прикладное программное обеспечение
- 5.2. Технология обработки текстовой информации.
- 5.3. Технология обработки табличной информации.
- 5.4. Интегрированные пакеты для офисов.
- 5.5. Системы автоматизации документооборота.
- Тема 6. Информационное обеспечение
- 6.1. Информационная модель объекта.
- 6.2. Технология подготовки внемашинного информационного обес- печения.
- 6.3. Технология создания внутримашинного информационного обеспечения.
- Описание реквизитов документа
- 6.3. Технология создания внутримашинного информационного обеспечения.
- Тема 7. Информационные технологии на основе субд.
- Рис 7.4. Пример иерархической модели представления данных в бд вуза.
- Тема 8. Технология базы знаний.
- 8.2. Базы знаний. Представление знаний.
- 8.3. Инструментальные средства построения экспертных систем. Пример построения эс.
- Тесты для самоконтроля знаний.
- Тема 9. Арм – новая информационная технология.
- 9.2. Классификация арм. Компоненты арм.
- 9.3. Технология обработки данных в среде арм.
- 9.4. Офисная информационная технология.
- Тема 10. Использование информационных
- Информационные технологии в сфере финансов и кредита.
- Информационные технологии в маркетинге и менеджменте.
- Информационные технологии в управлении предприятием и фирмой.
- Информационные технологии в биржевой деятельности.
- Терминологический словарь.
- Перечень рекомендуемой литература