Тема 9. Арм – новая информационная технология.
План.
9.1. Определение АРМ. Принципы и требования создания автоматизированного рабочего места.
9.2. Классификация АРМ. Компоненты АРМ.
9.3. Технология обработки данных в среде АРМ.
9.4. Офисная информационная технология.
Резюме.
Вопросы для самоконтроля и задания.
Тесты для самоконтроля знаний.
Литература: 1,2,5,13,16,23,27,33,35.
9.1. Определение АРМ. Принципы и требования создания автоматизированного рабочего места.
Тенденция к усилению децентрализации управления влечет за собой распределенную обработку информации с децентрализацией применения средств вычислительной техники и совершенствованием организации непосредственно рабочих мест.
В определении автоматизированного рабочего места (АРМ) может быть два подхода: технический и функциональный.
При первом подходе АРМ определяется как физический модуль, в основе которого находится ПЭВМ с минимальным набором устройств, включающая в себя процессор, монитор, клавиатуру и принтер. В зависимости от требований пользователя он может быть дополнен манипуляторами: стриммерами, плоттерами, сканерами, ксероксами, факсами.
Если АРМ пользователя в техническом аспекте представляет инструмент обработки информации в виде комплекса ПЭВМ, средств связи, средств тиражирования программных средств, то в функциональном аспекте оно является предметной областью, в котором реализуются конкретные функции управления. Предметной областью может быть бухгалтерский учет, аудит, анализ, маркетинг, менеджмент и др.
АРМ целесообразно определить как систему, включающую в себя информационные совокупности, описывающие и участвующие в решении конкретных задач, их комплексов для конкретной предметной области, реализующей функции управления.
С точки зрения информационных систем функциональное АРМ представляет АИС локального типа, обеспечивающую при рациональной информационной технологии реализацию конкретной функции управления.
С точки зрения субъекта – пользователя АРМ – это система получения, преобразования, использования информации для обеспечения его информационных потребностей в целях наиболее качественного исполнения управляющих функций.
В среде АРМ от специалиста не требуется специальных знаний по прикладному и системному программированию. От него требуется умение ориентироваться в предметной области изучаемого объекта. В составе АРМ персональная ЭВМ с ее системным и проблемным (функциональным) программным обеспечением представляет профессионально – ориентированную малую вычислительную систему (с высокой надежностью и низкой стоимостью), предназначенную для автоматизации работ специалистов определенной профессии и сосредоточенную на их рабочих местах.
Приближение ЭВМ к непосредственным рабочим местам пользователей является одной наиболее эффективных организационных форм их использования для автоматизации интеллектуального труда специалистов.
Создание АРМ предлагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, а специалист выполняет часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений.
АРМ – это совокупность аппаратных, программных, информационных, методических, языковых и других средств, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.
На западе иные названия АРМ:
- компьютеризованное рабочее место (предполагает непременное использование персонального компьютера с развитым обеспечением);
- рабочая станция (это место, оборудованное всеми средствами, необходимыми для выполнения определенных функций, причем в системах обработки данных такими электронными средствами выступают ПЭВМ, средства связи и разнообразные периферийные средства).
Целью внедрения АРМ в настоящее время является усиление интегрированных управленческих функций, и каждое более или менее «интеллектуальное» рабочее место должно обеспечивать работу в многофункциональном режиме.
В АРМ, предназначенном для решения задач учетно-аналитического и прогнозного характера, требующих выполнения различных операций группировки, выборки, сопоставления, должны применяться достаточно развитые языковые средства, обеспечивающие оперирование числовыми, текстовыми, и графическими данными. В сфере информационно – экономического управления с помощью АРМ обеспечиваются формирование, поддержка и использование локальных БД, а при наличии вычислительной сети – и централизованной БД.
АРМ как инструмент для рационализации и интенсификации управленческой деятельности создается для обеспечения выполнения некоторой группы функций. Наиболее простой функцией АРМ является информационно – справочное обслуживание.
АРМ имеют проблемно – профессиональную ориентацию на конкретную предметную область. Профессиональные АРМ являются главным инструментом общения человека с вычислительным системами, играя роль автономных рабочих мест, интеллектуальных терминалов больших ЭВМ, рабочих станций в локальных сетях. АРМ имеют открытую архитектуру и легко адаптируются к проблемным областям.
Локализация АРМ позволяет осуществить оперативную обработку информации сразу же после ее поступлении, а результаты обработки хранить сколь угодно долго по требованию пользователя.
АРМ должен отвечать следующим требованиям:
- своевременное удовлетворение информационных и вычислительных потребностей специалистов;
- минимальное время ответа на запросы пользователей;
- простота общения пользователя с АРМ;
- адаптация к уровню подготовки пользователей и его профессиональным запросам;
- надежность и простота обслуживания;
- «терпимость» по отношению к пользователю;
- возможность быстрого обучения пользователя;
- эргономичность конструкции;
- возможность работы в составе вычислительной сети;
- удобство и дружественность по отношению к пользователю.
Эффективным режимом работы АРМ является его функционирование в рамках локальной вычислительной сети в качестве рабочей станции.
Этот вариант целесообразен, когда требуется распределять информационно – вычислительные ресурсы между несколькими пользователями.
Более сложной формой является АРМ с использованием ПЭВМ в качестве интеллектуального терминала, а также с удаленным доступом к ресурсам центральной (главной) ЭВМ или внешней сети. В данном случае несколько ПЭВМ подключаются по каналам связи к главной ЭВМ, при этом каждая ПЭВМ может работать и как самостоятельное терминальное устройство.
В основу создания АРМ положены такие принципы, как
- распространяемость. При создании АРМ используются широко распространенные технические средства без существенных изменений и доработок;
- массовость и доступность;
- снижение трудоемкости ввода данных. Программное обеспечение АРМ должно обеспечивать получение всех требуемых документов при одноразовом вводе исходных данных Изъятие нормативно – справочной информации уменьшает объем вводимой информации на 25 – 40%;
- возможность диалогового режима работы. Активная форма общения с ЭВМ уменьшает количество ошибок, увеличивает возможность контроля информации;
- уменьшение количества бумажных документов. При этом необходимы: исключение печати промежуточных документов, обмен информацией по каналам связи или передачей машинных носителей;
- минимизация информационного обмена;
- оптимальная организация базы данных;
- модульность. Программное и техническое обеспечение АРМ должно создаваться по модульному принципу. Модульность программ обработки информации уменьшает загрузку оперативного запоминающего устройства, упрощает корректировку и совершенствование программы путем замены или корректировки отдельных модулей, а не всей сложной программы. Модульность технических средств означает возможность замены или добавления отдельных устройств ЭВМ, например, внешних устройств.
- расширяемость. Система обработки на основе АРМ должна быть открыта для дальнейшего развития, расширения без существенных доработок;
- максимальная проблемная ориентация на конечного пользователя.
АРМ выполняет децентрализованную обработку экономической информации на местах в составе распределенной базы данных, имея при этом выход через системное устройство и каналы связи в ПЭВМ и БД других пользователей, т.е. осуществляется возможность организации совместного функционирования вычислительных машин в процессе коллективной обработки.
- Казпотребсоюз
- "Информационные технологии в эис"
- 1. Цель и задачи.
- 1.1. Цель преподавания дисциплины.
- 1.2. Задачи изучения дисциплины.
- 2. Тематический план дисциплины.
- 3. Содержание дисциплины.
- Тема 7. Информационное обеспечение приложений пользователя.
- Казпотребсоюз
- 1. Предисловие
- 2. Содержание дисциплины.
- Тема 7. Информационное обеспечение приложений пользователя.
- 4. Т а б л и ц а
- Выбора вопросов контрольных работ
- (Выбор осуществляется в соответствии
- С последними двумя цифрами зачетной книжки)
- 5. Перечень вопросов контрольной работы по курсу "Информационные технологии в эис
- Содержание.
- Введение.
- Тема 1. Основы создания и использования информационных технологий в эис.
- 1.2. Свойства и классификация информационных технологий
- 1.3. Жизненный цикл информационной технологии
- Резюме.
- Вопросы для самоконтроля знаний студентов.
- Тесты для самоконтроля знаний
- Тема 2. Компьютерная система как средство реализации
- 2.2. Состав пэвм. Выбор персонального компьютера.
- 2.3. Организационно-технические средства.
- Вопросы для самоконтроля и задания.
- Тесты для самоконтроля знаний.
- Тема 3. Компьютерные сети.
- 3.2. Локальные вычислительные сети.
- 3.3. Глобальные компьютерные сети.
- Тема 4. Базовые программные средства
- 4.2. Оболочки операционных систем. Утилиты. Средства технического обслуживания.
- 4.3. Системы программирования.
- Тема 5. Прикладное программное обеспечение
- 5.2. Технология обработки текстовой информации.
- 5.3. Технология обработки табличной информации.
- 5.4. Интегрированные пакеты для офисов.
- 5.5. Системы автоматизации документооборота.
- Тема 6. Информационное обеспечение
- 6.1. Информационная модель объекта.
- 6.2. Технология подготовки внемашинного информационного обес- печения.
- 6.3. Технология создания внутримашинного информационного обеспечения.
- Описание реквизитов документа
- 6.3. Технология создания внутримашинного информационного обеспечения.
- Тема 7. Информационные технологии на основе субд.
- Рис 7.4. Пример иерархической модели представления данных в бд вуза.
- Тема 8. Технология базы знаний.
- 8.2. Базы знаний. Представление знаний.
- 8.3. Инструментальные средства построения экспертных систем. Пример построения эс.
- Тесты для самоконтроля знаний.
- Тема 9. Арм – новая информационная технология.
- 9.2. Классификация арм. Компоненты арм.
- 9.3. Технология обработки данных в среде арм.
- 9.4. Офисная информационная технология.
- Тема 10. Использование информационных
- Информационные технологии в сфере финансов и кредита.
- Информационные технологии в маркетинге и менеджменте.
- Информационные технологии в управлении предприятием и фирмой.
- Информационные технологии в биржевой деятельности.
- Терминологический словарь.
- Перечень рекомендуемой литература