logo
217 Информационные технологии в ЭИС

Информационные технологии в сфере финансов и кредита.

Понятие финансово – кредитной информации необязательно увязывать только с информацией, циркулирующей в финансово – кредитных органах. Она используется и в других звеньях народного хозяйства. В основе ее определения заложен содержательный признак, что конкретно отображает информация. Финансовая информация преобладает в финансовых органах (налоговых службах, страховых компаниях, казначействе и т.д.), кредитная – в банках.

Увеличение объема работ и количества расчетов в финансовых органах и банках, расширение круга задач, решаемых в процессе составления и исполнения финансовых планов и бюджета в целом требуют применения ЭВМ.

Применение ИТ в финансово – кредитной системе рассмотрим на примере компьютеризации банковской деятельности и налоговых служб.

Банковская сфера – одна из тех областей человеческой сферы, где применение компьютерных технологий оказывается наиболее эффективным. В компьютеризации банки видят техническое средство, которое способствует сокращению издержек и повышению качества обслуживания клиентов.

Прямая и обратная информационные связи, реализуемые в информационной системе банка (ИСБ), охватывают процессы сбора, передачи, хранения и обработки информации. В основе ИСБ лежат новые информационные технологии, реализующие совместные технологические модели обработки данных: терминальные процессы, локальные и распределенные сети, интеллектуальные терминалы, системы электронной почты и др.

Современный подход к комплексной автоматизации банковской деятельности должен предусмотреть:

- системность формирования принципов проектирования, внедрения, сопровождения и развития ИСБ;

- наметившие тенденции перехода:

а) от жестких закрытых систем к открытым системам, адаптируемым к динамическим изменениям во внешней и внутренней среде;

б) от создания банковских систем к формированию автоматизированных банковских технологий;

в) от автоматизации учета к автоматизации управления банковской деятельностью;

с) от автоматизированного фиксированного набора функций и автоматизации документооборота в банковской деятельности;

- поддержка режима реального времени при распределенной обработке банковской информации.

Особенности структуры банковской сферы и специфика банковской деятельности вызывают необходимость создания многоуровневых, иерархических систем со сложными информационными связями прямого и обратного направления. В основу новой ИТ закладывается сетевая архитектура, широкое применение ПЭВМ и формирование на их базе взаимосвязанных, специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ).

Создаются АРМы различных уровней управления – руководителей, начальников управления, работников подразделений банков, служащих и других специалистов, занятых преобразованием информации, – с последующим объединением АРМ различных уровней и назначения в вычислительную сеть.

Функциональное обеспечение АРМ отражает предметную, содержательную направленность АРМ. Для операциониста банка, например, это набор задач, связанных с обработкой платежно – расчетных документов, полученных от клиентов в процессе оформления банковских операций, работников бухгалтерии – задачи банковского учета и формирование балансов; а для руководящих работников – задачи справочно – аналитического характера для формирования управленческих решений.

Функциональные подсистемы (модули, бизнес приложения) ИСБ выделяются в соответствии с функциями управления.

Например, в АИС – Нацбанка РК можно выделить следующие функциональные модули системы:

Предоставление банковских услуг на основе компьютерных систем можно представить в виде трех уровней:

- к первому уровню относятся различные банковские услуги, предусматривающие использование автоматов – кассиров, пластиковых карточек и систем расчетов в торговых точках, а также услуги, связанные с обработкой и хранением денежных документов;

- ко второму уровню относятся услуги по управлению денежными операциями и их контролю;

- к третьему уровню – деятельность филиалов, расчетно – кассовых отделов, межбанковских расчетных палат, клиринговых центров и др.

Современные банковские системы имеют состав аппаратных средств, в который входят:

Рост состава и объемов банковских услуг, числа филиалов, клиентов и связей заставляет банки приобретать более мощные компьютеры и развитое техническое обеспечение. Получили распространение сетевые банковские технологии. Следует отметить и ускоренное развитие средств межбанковской телекоммуникации. Режимы обслуживания пользователей в сети в основном организуются как клиент – сервер.

Множество систем «клиент – сервер», несмотря на разнообразие, функционально схожи. Все они позволяют проводить стандартный набор операций: оформление платежных поручений, получение выписок по счетам и отправку сообщений свободного формата путем электронной почты, формирование заявки на продажу – покупку валюты, оформление запросов на получение кредитов, осуществление операций с ценными бумагами, оформление аккредитивов и др. Кроме того, каждая система предлагает достаточно обширный справочный материал. Оперативность доступа к системе зависит от числа и качества каналов, доступности линий, связывающих банк и клиента.

Все большее распространение в банковской деятельности получают межбанковские сети. Применение локальных, региональных и глобальных сетей в ИСБ предъявляют повышенные требования к их надежности, а также защите и целостности данных.

Развитие рыночных отношений вовлекает все большее число банков региона в международные расчеты. Они могут быть реализованы с помощью системы SWIFT, которая является транспортной глобальной межбанковской сетью и не выполняет расчетных (клиринговых) функций.

Осуществление рыночных преобразований в РК привело к созданию налоговой службы, которая является государственным механизмом финансового воздействия на экономику через систему налогов и сборов.

Без внедрения компьютеризации и сетей невозможно качественное выполнение задач, стоящих перед налоговыми комитетами. С этой целью в организациях налоговой службы создается автоматизированная информационная система (АИС), которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии. ИТ в налоговой системе – это совокупность методов, информационных процессов и программно – технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности.

Структура АИС – Налог, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Как любая экономическая информационная система, АИС – Налог имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС – Налог свой.

Так на уровне области можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:

- ведение базы данных всех хозяйствующих субъектов предприятий, организаций и физических лиц;

- ведение базы данных нормативных документов;

- автоматизированный расчет налогов по объективным показателям деятельности хозяйствующих субъектов;

- автоматизированный контроль налоговой дисциплины для всех субъектов хозяйственной деятельности;

- автоматизация контрольной работы налоговых комитетов;

- автоматизация офисной деятельности.

В АИС – Налог налогового комитета области все входящие и исходящие документы регистрируются, сканируются и заносятся в банк данных.

АИС – Налог предоставляет автоматизированные средства для анализа статистической информации, прогнозирования будущих налоговых поступлений, осуществляет поддержку развитой коммуникации между всеми элементами системы как локальной (внутри отдельных организаций), так и на уровне глобальной информационной сети, т.е. между районными налоговыми комитетами в пределах области и между областными комитетами и налоговым комитетом РК, поддержку коммуникации с внешними информационными и коммуникационными сетями, обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа, архивирование информации.

Для уровня районных налоговых служб характерен свой состав функциональных подсистем:

В зависимости от объема информации и распределения функций между подразделениями налоговых органов автоматизированные рабочие места инспекторов могут быть объединены в одну и более локальную вычислительную сеть или многопользовательскую систему. При этом должно быть обеспечено сопряжение различных уровней между собой, а также с автоматизированными системами органов власти и управления, правоохранительных органов, налоговой полиции. Обмен информации должен осуществляться путем передачи ее по каналам связи или пересылкой магнитных носителей.

Обеспечивающая часть АИС - Налог включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечении, характерные для любой информационной системы организационного типа.

АИС - Налог строится как распределенная корпоративная информационная сеть, узлами которой являются все налоговые комитеты области. Информационный центр, состоящий из группы мощных серверов, обеспечивает хранение и управление базой данных, обслуживает запросы к БД от районных налоговых служб, организует глобальное почтовое отделение для обмена сообщениями в рамках системы, обеспечивает выход во внешние информационные сети, а также подключение к системе и обслуживание информационных систем других организаций (банков, таможенной службы и т.д.).

Использование компьютеров в налоговых службах дает возможность следить за динамикой развития предприятия, использованием им различных льгот, видеть направления для проведения документальной проверки. С помощью ПЭВМ осуществляются: контроль за поступлением платежей, формирование отчетности, экономический анализ деятельности налогового комитета и состояния обслуживаемого района (города, области), организация работы вспомогательных служб (бухгалтерия, кадры, делопроизводство и др.).