Информационные технологии в сфере финансов и кредита.
Понятие финансово – кредитной информации необязательно увязывать только с информацией, циркулирующей в финансово – кредитных органах. Она используется и в других звеньях народного хозяйства. В основе ее определения заложен содержательный признак, что конкретно отображает информация. Финансовая информация преобладает в финансовых органах (налоговых службах, страховых компаниях, казначействе и т.д.), кредитная – в банках.
Увеличение объема работ и количества расчетов в финансовых органах и банках, расширение круга задач, решаемых в процессе составления и исполнения финансовых планов и бюджета в целом требуют применения ЭВМ.
Применение ИТ в финансово – кредитной системе рассмотрим на примере компьютеризации банковской деятельности и налоговых служб.
Банковская сфера – одна из тех областей человеческой сферы, где применение компьютерных технологий оказывается наиболее эффективным. В компьютеризации банки видят техническое средство, которое способствует сокращению издержек и повышению качества обслуживания клиентов.
Прямая и обратная информационные связи, реализуемые в информационной системе банка (ИСБ), охватывают процессы сбора, передачи, хранения и обработки информации. В основе ИСБ лежат новые информационные технологии, реализующие совместные технологические модели обработки данных: терминальные процессы, локальные и распределенные сети, интеллектуальные терминалы, системы электронной почты и др.
Современный подход к комплексной автоматизации банковской деятельности должен предусмотреть:
- системность формирования принципов проектирования, внедрения, сопровождения и развития ИСБ;
- наметившие тенденции перехода:
а) от жестких закрытых систем к открытым системам, адаптируемым к динамическим изменениям во внешней и внутренней среде;
б) от создания банковских систем к формированию автоматизированных банковских технологий;
в) от автоматизации учета к автоматизации управления банковской деятельностью;
с) от автоматизированного фиксированного набора функций и автоматизации документооборота в банковской деятельности;
- поддержка режима реального времени при распределенной обработке банковской информации.
Особенности структуры банковской сферы и специфика банковской деятельности вызывают необходимость создания многоуровневых, иерархических систем со сложными информационными связями прямого и обратного направления. В основу новой ИТ закладывается сетевая архитектура, широкое применение ПЭВМ и формирование на их базе взаимосвязанных, специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ).
Создаются АРМы различных уровней управления – руководителей, начальников управления, работников подразделений банков, служащих и других специалистов, занятых преобразованием информации, – с последующим объединением АРМ различных уровней и назначения в вычислительную сеть.
Функциональное обеспечение АРМ отражает предметную, содержательную направленность АРМ. Для операциониста банка, например, это набор задач, связанных с обработкой платежно – расчетных документов, полученных от клиентов в процессе оформления банковских операций, работников бухгалтерии – задачи банковского учета и формирование балансов; а для руководящих работников – задачи справочно – аналитического характера для формирования управленческих решений.
Функциональные подсистемы (модули, бизнес приложения) ИСБ выделяются в соответствии с функциями управления.
Например, в АИС – Нацбанка РК можно выделить следующие функциональные модули системы:
бухгалтерский учет и отчетность, где решаются задачи совершения и учета банковских операций;
управление деятельностью филиалами;
кредитные, депозитные, валютные операции;
любые виды вкладов частных лиц и операции по ним;
фондовые операции;
расчеты с помощью пластиковых карт;
анализ, принятие решений;
менеджмент, маркетинг и др.
Предоставление банковских услуг на основе компьютерных систем можно представить в виде трех уровней:
- к первому уровню относятся различные банковские услуги, предусматривающие использование автоматов – кассиров, пластиковых карточек и систем расчетов в торговых точках, а также услуги, связанные с обработкой и хранением денежных документов;
- ко второму уровню относятся услуги по управлению денежными операциями и их контролю;
- к третьему уровню – деятельность филиалов, расчетно – кассовых отделов, межбанковских расчетных палат, клиринговых центров и др.
Современные банковские системы имеют состав аппаратных средств, в который входят:
средства вычислительной техники,
оборудование локально – вычислительных сетей,
средства телекоммуникаций и связи,
оборудование, автоматизирующее различные банковские услуги: автоматы – кассиры, терминалы торговой сети, пластиковые карты и т.д.
средства, автоматизирующие работу с денежной наличностью (подсчета, подтверждения подлинности купюр и др.).
Рост состава и объемов банковских услуг, числа филиалов, клиентов и связей заставляет банки приобретать более мощные компьютеры и развитое техническое обеспечение. Получили распространение сетевые банковские технологии. Следует отметить и ускоренное развитие средств межбанковской телекоммуникации. Режимы обслуживания пользователей в сети в основном организуются как клиент – сервер.
Множество систем «клиент – сервер», несмотря на разнообразие, функционально схожи. Все они позволяют проводить стандартный набор операций: оформление платежных поручений, получение выписок по счетам и отправку сообщений свободного формата путем электронной почты, формирование заявки на продажу – покупку валюты, оформление запросов на получение кредитов, осуществление операций с ценными бумагами, оформление аккредитивов и др. Кроме того, каждая система предлагает достаточно обширный справочный материал. Оперативность доступа к системе зависит от числа и качества каналов, доступности линий, связывающих банк и клиента.
Все большее распространение в банковской деятельности получают межбанковские сети. Применение локальных, региональных и глобальных сетей в ИСБ предъявляют повышенные требования к их надежности, а также защите и целостности данных.
Развитие рыночных отношений вовлекает все большее число банков региона в международные расчеты. Они могут быть реализованы с помощью системы SWIFT, которая является транспортной глобальной межбанковской сетью и не выполняет расчетных (клиринговых) функций.
Осуществление рыночных преобразований в РК привело к созданию налоговой службы, которая является государственным механизмом финансового воздействия на экономику через систему налогов и сборов.
Без внедрения компьютеризации и сетей невозможно качественное выполнение задач, стоящих перед налоговыми комитетами. С этой целью в организациях налоговой службы создается автоматизированная информационная система (АИС), которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.
Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии. ИТ в налоговой системе – это совокупность методов, информационных процессов и программно – технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности.
Структура АИС – Налог, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Как любая экономическая информационная система, АИС – Налог имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.
Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС – Налог свой.
Так на уровне области можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:
- ведение базы данных всех хозяйствующих субъектов предприятий, организаций и физических лиц;
- ведение базы данных нормативных документов;
- автоматизированный расчет налогов по объективным показателям деятельности хозяйствующих субъектов;
- автоматизированный контроль налоговой дисциплины для всех субъектов хозяйственной деятельности;
- автоматизация контрольной работы налоговых комитетов;
- автоматизация офисной деятельности.
В АИС – Налог налогового комитета области все входящие и исходящие документы регистрируются, сканируются и заносятся в банк данных.
АИС – Налог предоставляет автоматизированные средства для анализа статистической информации, прогнозирования будущих налоговых поступлений, осуществляет поддержку развитой коммуникации между всеми элементами системы как локальной (внутри отдельных организаций), так и на уровне глобальной информационной сети, т.е. между районными налоговыми комитетами в пределах области и между областными комитетами и налоговым комитетом РК, поддержку коммуникации с внешними информационными и коммуникационными сетями, обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа, архивирование информации.
Для уровня районных налоговых служб характерен свой состав функциональных подсистем:
учет и регистрация налогоплательщиков,
документальная проверка,
регистрация предприятия,
ведение лицевых карточек предприятия,
камеральная проверка,
анализ состояния предприятия,
обработка документов юридических лиц,
ведение нормативно – правовой документации.
В зависимости от объема информации и распределения функций между подразделениями налоговых органов автоматизированные рабочие места инспекторов могут быть объединены в одну и более локальную вычислительную сеть или многопользовательскую систему. При этом должно быть обеспечено сопряжение различных уровней между собой, а также с автоматизированными системами органов власти и управления, правоохранительных органов, налоговой полиции. Обмен информации должен осуществляться путем передачи ее по каналам связи или пересылкой магнитных носителей.
Обеспечивающая часть АИС - Налог включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечении, характерные для любой информационной системы организационного типа.
АИС - Налог строится как распределенная корпоративная информационная сеть, узлами которой являются все налоговые комитеты области. Информационный центр, состоящий из группы мощных серверов, обеспечивает хранение и управление базой данных, обслуживает запросы к БД от районных налоговых служб, организует глобальное почтовое отделение для обмена сообщениями в рамках системы, обеспечивает выход во внешние информационные сети, а также подключение к системе и обслуживание информационных систем других организаций (банков, таможенной службы и т.д.).
Использование компьютеров в налоговых службах дает возможность следить за динамикой развития предприятия, использованием им различных льгот, видеть направления для проведения документальной проверки. С помощью ПЭВМ осуществляются: контроль за поступлением платежей, формирование отчетности, экономический анализ деятельности налогового комитета и состояния обслуживаемого района (города, области), организация работы вспомогательных служб (бухгалтерия, кадры, делопроизводство и др.).
- Казпотребсоюз
- "Информационные технологии в эис"
- 1. Цель и задачи.
- 1.1. Цель преподавания дисциплины.
- 1.2. Задачи изучения дисциплины.
- 2. Тематический план дисциплины.
- 3. Содержание дисциплины.
- Тема 7. Информационное обеспечение приложений пользователя.
- Казпотребсоюз
- 1. Предисловие
- 2. Содержание дисциплины.
- Тема 7. Информационное обеспечение приложений пользователя.
- 4. Т а б л и ц а
- Выбора вопросов контрольных работ
- (Выбор осуществляется в соответствии
- С последними двумя цифрами зачетной книжки)
- 5. Перечень вопросов контрольной работы по курсу "Информационные технологии в эис
- Содержание.
- Введение.
- Тема 1. Основы создания и использования информационных технологий в эис.
- 1.2. Свойства и классификация информационных технологий
- 1.3. Жизненный цикл информационной технологии
- Резюме.
- Вопросы для самоконтроля знаний студентов.
- Тесты для самоконтроля знаний
- Тема 2. Компьютерная система как средство реализации
- 2.2. Состав пэвм. Выбор персонального компьютера.
- 2.3. Организационно-технические средства.
- Вопросы для самоконтроля и задания.
- Тесты для самоконтроля знаний.
- Тема 3. Компьютерные сети.
- 3.2. Локальные вычислительные сети.
- 3.3. Глобальные компьютерные сети.
- Тема 4. Базовые программные средства
- 4.2. Оболочки операционных систем. Утилиты. Средства технического обслуживания.
- 4.3. Системы программирования.
- Тема 5. Прикладное программное обеспечение
- 5.2. Технология обработки текстовой информации.
- 5.3. Технология обработки табличной информации.
- 5.4. Интегрированные пакеты для офисов.
- 5.5. Системы автоматизации документооборота.
- Тема 6. Информационное обеспечение
- 6.1. Информационная модель объекта.
- 6.2. Технология подготовки внемашинного информационного обес- печения.
- 6.3. Технология создания внутримашинного информационного обеспечения.
- Описание реквизитов документа
- 6.3. Технология создания внутримашинного информационного обеспечения.
- Тема 7. Информационные технологии на основе субд.
- Рис 7.4. Пример иерархической модели представления данных в бд вуза.
- Тема 8. Технология базы знаний.
- 8.2. Базы знаний. Представление знаний.
- 8.3. Инструментальные средства построения экспертных систем. Пример построения эс.
- Тесты для самоконтроля знаний.
- Тема 9. Арм – новая информационная технология.
- 9.2. Классификация арм. Компоненты арм.
- 9.3. Технология обработки данных в среде арм.
- 9.4. Офисная информационная технология.
- Тема 10. Использование информационных
- Информационные технологии в сфере финансов и кредита.
- Информационные технологии в маркетинге и менеджменте.
- Информационные технологии в управлении предприятием и фирмой.
- Информационные технологии в биржевой деятельности.
- Терминологический словарь.
- Перечень рекомендуемой литература