logo search
Лекция_Представление_информации_в_компьютере1

5. Представление звуковой информации.

Звук — это волновые колебания давления в упругой среде (в воздухе, воде, металле и т. д.). Для обозначения звука часто используют термин «звуковая волна».

Основные параметры любых волн, и звуковых в том числе, — частота и амплитуда колебаний. Частоту звука измеряют в герцах (Гц, количество колебаний в секунду). Человеческое ухо способно воспринимать звук в широком диапазоне частот, примерно от 16 Гц до 20 кГц. В нетехнических областях (например, в музыке) вместо термина «частота» нередко используют термин «тон».

Амплитуду звуковых колебаний называют звуковым давлением или силой звука, эта величина характеризует воспринимаемую громкость звука. Абсолютную величину звукового давления измеряют в единицах давления — паскалях (Па). Самые слабые, едва различимые звуки имеют амплитуду около 20 мкПа (2×10-5 Па, так называемый порог слышимости). Самые сильные звуки, еще не выводящие слуховые органы из строя, могут иметь амплитуду до 200 Па (так называемый болевой порог). Из-за столь широкого диапазона значений (максимальное и минимальное значения отличаются на 6-7 порядков!) абсолютными величинами звукового давления пользоваться крайне неудобно, на практике обычно используют логарифмическую шкалу децибелов.

Относительную силу звука, или уровень звука, определяют как логарифм отношения абсолютной величины звукового давления к величине порога слышимости, умноженный на некоторый постоянный коэффициент. Уровень звука измеряют в особых единицах — децибелах (обозначаются дБ). Ниже приводится формула расчета уровня звука:

,

где L – уровень звука (в дБ), Pпс – порог слышимости(2×10-5 Па), Pзв – давление измеряемого звука (в Па).

Логарифмическая шкала децибелов на практике весьма удобна, хотя поначалу пользоваться ей непривычно:

Приведем некоторые значения уровней звука:

Порог слышимости

0 дБ

Шорох листьев, шум слабого ветра

10-20 дБ

Шепот (на задней ряду в аудитории)

20-30 дБ

Разговор средней громкости (в кабинете деканата)

50-60 дБ

Автомагистраль с интенсивным движением

80-90 дБ

Авиадвигатели

120-130 дБ

Болевой порог

около140 дБ