logo search
Лекции по информатике

Глобализация

Много написано о значении мирового рынка для таких отраслей, как металлургия, электроника, автомобилестроение и др. В данном контексте ИТ следует рассмотреть одновременно как причину и следствие глобализации. Результатом влияния ИТ является способность транснациональных корпораций успешно вести дела в мировом масштабе, новые технологии предоставляют фирмам возможность проводить операции на периферии, а также покупать и продавать более эффективно, используя при этом знания о состоянии рынка. “Я всегда вожу с собой электронный терминал и использую его”, - утверждает президент “Эм Си Ай” Билл Мак-Говей.

Параллельно с процессом ликвидации различных промежуточных звеньев, который угрожает вызвать серьезные изменения всей структуры мировых сделок, возрастают потребности деловых кругов всего мира в продукции и услугах, обеспечиваемых ИТ.

Одновременно с этим идет глобализация рынка потребительской продукции ИТ; исключения составляют отдельные информационные и развлекательные услуги, предназначенные для конкретного национального региона. Этому способствуют, с одной стороны, всеобщее стремление потребителей к развлечениям, знаниям и другим формам самоудовлетворения, а с другой стороны, желание продавцов расширить и укрепить новые торговые каналы для массового сбыта, не признающие национальных границ. Обе эти тенденции проявились, например, в сделке, подписанной Тедом Тернером с “Комсат” и “Бритиш телеком интернэшнл”, программы которых через системы космической связи передаются по всей Европе совместно с европейскими радиостанциями.

Ограничительные барьеры на пути свободной торговли продукцией ИТ рушатся перед лицом растущих требований потребителей и параллельных усилий по стандартизации продукции и служб. Регулирующим органам все сложнее сдерживать преодолевающий границы поток информационного продукта, в особенности программного обеспечения, баз данных и развлекательных программ, идущих зачастую от автора непосредственно к потребителю. Политика регулирования быстро меняется от ограничений к стимулированию заимствования ИТ. Все меньшее количество стран способно придерживаться протекционистской политики, которая ведет к отставанию в национальной экономике или задерживает рост спроса потребителей, несмотря на отдельные попытки законодательным путем упорядочить этот процесс, которые, однако, не дают желаемых результатов. Практика ясно показывает, что протекционизм в большей степени наносит вред внутренним поставщикам ИТ, чем крупным международным конкурентам.