logo
Лекции по информатике

1.5.2. Проектирование электронной таблицы.

Рассмотрим проектирование электронных таблиц на примере форми­рования прогноза финансовой деятельности некоторой компании за 5 лет (табл. 1.2). Доход в любом году определяется как произведение объема продаж в натуральном выражении на продажную цену. Размер прибыли при этом рассчитывается как разность между доходом и суммой расходов данного года.

Пользователем задаются исходные данные первого года. Данные всех последующих лет вычисляются электронной таблицей на основе допущений о характере их изменений в будущем. Эти данные расположены в нижнем левом углу табл. 1.2. Расходы и продажные цены определяются с учетом заданного роста цен, а объемы продаж – с учетом роста объемов продаж. При изменении данных допущений электронная таблица должна немедленно пересчитывать значения всех прогнозируемых финансовых характеристик. Для этого электронная таблица проектируется таким образом, чтобы прогнозируе­мые параметры определялись по формулам, зависящим от исходных прогнозных допущений.

Проектирование электронной таблицы, расчеты по которой мы видим в табл. 1.2, основано на использовании уже рассмотренных нами команд копирования и перемещения.

Разработка любой электронной таблицы начинается с постановки цели. Электронная таблица, проектируемая для целей финансового прогнозирования, должна всякий раз пересчитывать финансовые показатели компании при изменении принятых прогнозных допущений.

Создание электронной таблицы начинается с ввода названий столбцов и строк. Столбцами в нашей таблице являются годы, составляющие прогнозный период, а строками - прогнозируемые финансовые показатели. Кроме того, в таблицу входят прогнозные допущения.

Далее вводятся данные первого года (в нашем примере 1995), которые частично задаются как числовые данные (объем продаж, продажная цена), а частично – как формулы. Так, например, в ячейку В5 записывается формула для вычисления дохода +ВЗ*В4, а в ячейку В7 – формула для вычисления прибыли +В5-В6. Одновременно вводятся числовые данные, выражающие прогнозные допущения.

Финансовый прогноз деятельности компании

Наиболее сложный момент проектирования нашей таблицы – это ввод формул в столбец второго года (1996). Эти формулы учитывают результаты первого года и, кроме того, отражают прогнозные допущения. Так, например, объем продаж в 1996 г. определяется как объем продаж 1995 г., увеличенный с учетом процента роста, указанного в прогнозных данных (рис. 1.10).

Использование в указанной формуле относительных и абсолютных адресов позволит скопировать ее в оставшиеся колонки. Абсолютный адрес ячейки, содержащей процент роста объема продаж, используется в формулах расчета объемов продаж во все годы, начиная с 1996 г. Относительный адрес ячейки, содержащей объем продаж предыдущего года, дает возможность его подстройки при копировании формулы, поскольку сохраняется логика расчета объема продаж для последующих лет.

Использование абсолютных и относительных адресов

Пересчет остальных параметров из столбца В в столбец С выполняется аналогичным образом.

Столбцы D, Е, F заполняются простым копированием формул, содержа­щихся в столбце С. Команда копирования при этом автоматически подстроит содержащиеся в них относительные адреса ячеек.

Построенная электронная таблица дает возможность создавать финансовые прогнозы, изменяя прогнозные допущения. Вы можете, например, изменив одно или несколько прогнозных допущений, определить, что произойдет с прибылью в 1999 г. (табл. 1.3).

Полученные результаты могут быть также представлены в графическом виде.

Электронная таблица для финансового прогнозирования в режиме просмотра формул