logo
Лекции по информатике

7. Мониторы и видеоконтроллеры

Монитор (дисплей) представляет собой устройство для отображения информации, основанное на использовании электронно-лучевой трубки.

Монитор получает видеосигнал в готовом виде от видеоконтроллера, расположенного в системном блоке. Видеоконтроллер получает от микропроцессора компьютера команды по формированию изображения, создает его в своей служебной памяти (видеопамять) и преобразует в сигнал, подаваемый на монитор. Основой монитора является электронно-лучевая трубка. В ней формируется электронный луч, управляя перемещением и интенсивностью которого можно получить изображение на экране, в общем случае состоящее из отдельных точек или пикселей.

Мониторы классифицируются по следующим признакам:

- цветность индикатора (монохромные и цветные);

- вид отображаемой информации (алфавитно-цифровые и графические);

- способ формирования изображения (векторные и растровые);

- способ поддержания изображения (с регенерацией и с запоминанием);

- вид управления (цифровые и аналоговые).

Основной характеристикой видеосистемы, состоящей из монитора и видеоконтроллера является разрешающая способность, которая определяется количеством различимых точек на поле экрана по горизонтали и вертикали. Большинство современных мониторов имеют следующие значения разрешающей способности: 800х600, 1024х768, 1600х1200.

Важной характеристикой, определяющей четкость изображения на экране, является размер зерна (точки). Чем меньше «зернистость» экрана (минимальный размер составляет до 0,18 мм), тем выше четкость и меньше утомляемость для глаз.

Еще одной важной характеристикой является частота кадровой развертки монитора, которая измеряется количеством воспроизведений изображения за единицу времени. Мелькание экрана как один из наиболее вредных факторов устраняется при частоте кадровой развертки на уровне 70-80 Гц.

Кроме этого к важным характеристиками видеосистемы относятся число цветов или полутонов, определяющее качество воспроизведения, а также емкость видеопамяти, предназначенная для хранения воспроизводимой на экране информации и определяющая количество хранимых в памяти пикселей.