Недостатки метода Дельфы:
• значительный расход времени на проведение экспертизы, связанный с большим количеством последовательных повторений оценок;
• необходимость неоднократного пересмотра экспертом своих ответов, вызывающая у него отрицательную реакцию, что сказывается на результатах экспертизы.
Метод применяется обычно в прогнозировании, когда имеется большая степень неопределенности.
В 60-е гг. область практического применения метода Дельфы значительно расширилась, однако присущие ему ограничения привели к возникновению других методов, использующих экспертные оценки. Среди них особого внимания заслуживают методы QUEST, SEER, pattern.
Метод QUEST (Qualitive Utility Estimates for Sience and Technology- количественные оценки полезности науки и техники) был разработан для целей повышения эффективности решений по распределению ресурсов, выделяемых на исследования и разработки. В основу метода положена идея распределения ресурсов на основе учета возможного вклада (определяемого метода экспертной оценки) различных отраслей и научных направлений в решение какого-либо круга задач.
Метод SEER (System for Event Evalution and Review система оценок и обзора событий) предусматривает всего два тура оценки. В каждом туре привлекается различный состав экспертов. Эксперты первого тура - специалисты промышленности, эксперты второго тура - наиболее квалифицированные специалисты из органов, принимающих решения, и специалисты в области естественных и технических наук. Эксперт каждого тура не возвращается к рассмотрению своих ответов за исключением тех случаев, когда его ответ выпадает из некоторого интервала, в котором находится большинство оценок (например, интервала. в котором находится 90 % всех оценок).
Опыт использования метода Дельфы
В большинстве развитых стран для определения приоритетов научно-технического развития в процессе прогнозирования и принятия решений о финансировании крупных государственных программ применяется метод Дельфы.
Технологический прогноз, основанный на методе Дельфы, — это попытка предсказать развитие той или иной технологии на длительную перспективу (20-30 лет). Разработанная впервые в 50-х годах RAND Corp., техника метода Дельфи была использована впервые для целей национального и отраслевого технологического прогнозирования Японией (с 1970 г. выполнено уже 6 исследований), а впоследствии, и в значительной степени по японскому образцу, Германией, Францией, Великобританией, Испанией, Австрией, Южной Кореей преимущественно в течение последнего десятилетия (можно говорить о буме этого метода в 90-е годы).
Метод Дельфы заключается в оценке технологий экспертами, (их число различалось от 123 человек в Испании, до 25 тысяч на первом этапе — в Южной Корее) на основе предлагаемых схем, включающих несколько позиций, в том числе уровень научно-исследовательской активности по данному направлению, участие в создании национального богатства, повышении качества жизни и конкурентоспособности, ожидаемые сроки реализации новых достижений. Двух-четырехступенчатая процедура оценки позволяет экспертам уточнить или пересмотреть свою точку зрения с учетом мнения коллег и выработать в результате согласованную, действительно коллективную позицию по всему кругу поставленных вопросов, число которых на первом этапе, как правило, превышает тысячу.
Прогнозирование по методу Дельфы оказывается эффективным и в достижении ряда других, принципиально важных для выявления приоритетов, результатов. Это познавательный эффект, обучение и расширение кругозора экспертов — участников опроса, определение компетенций в отдельных дисциплинах, технических областях и странах, выработка консенсуса представителей различных секторов научно-технической сферы и, что не менее важно, стимулирование широкого обсуждения научной общественностью тенденций научно-технологического развития своей страны и мира.
В странах Запада опрос по методу Дельфы проводится каждые пять лет с временным диапазоном до 30 лет, постепенно охватывая все области науки и техники. Если первый опрос, прогнозировавший на период 1970-2000 гг., смог охватить 5 направлений и 644 темы, то последний, охватывающий период 1996-2025 гг., уже включал 14 направлений и 1072 темы:
материалы и их обработка;
информатика;
электроника;
науки о жизни;
здравоохранение и социальное обеспечение;
изучение и использование космического пространства;
науки о Земле и океанология;
энергетика и природные ресурсы;
экология;
сельское хозяйство, лесная промышленность и рыбоводство;
промышленное производство;
урбанизация и строительство;
связь;
транспорт.
Респондентам последнего опроса предлагалось оценить технологические темы с точки зрения их вклада в социально-экономическое развитие, улучшение качества жизни и решение экологических проблем, а также их значение в целом. Участники опроса должны были определить временной диапазон, в течение которого перечисленные технологии будут реализованы как в Японии, так и других ведущих странах, а также очертить круг мер, которые необходимо для этого предпринять государственным властным структурам.
Во Франции в начале 1994 г. при использовании метода Дельфы было проведено широкое обследование перспектив развития 15 основных научно-технических направлений (электроника, физика элементарных частиц, проблемы окружающей среды, урбанизации и т.д.). Для экспертных оценок было привлечено свыше 1 000 специалистов из различных секторов экономики — 45% представители промышленной науки, 30% государственных НИИ и 25% сотрудники университетов, что в целом отражало структуру научного сектора экономики Франции. Этому же принципу следовали при формировании групп экспертов и большинство стран, начинающих работу над прогнозами и приоритетами.
В 1991 г. Министерство исследований и технологии Германии провело сравнительный анализ оценок японских и немецких экспертов, используя японский вопросник. Результаты в целом показали сходство позиций экспертов для двух стран относительно развития перспективных технологий, хотя и выявились определенные различия, отражающие национальную, культурную и промышленную специфику этих стран.
В Великобритании с 1994 г. также началось использование метода Дельфы для выбора национальных научно-технических приоритетов. Однако, в отличие от Германии и Франции, страна не пошла по пути копирования японского опыта (например, во Франции при опросе ученых-экспертов в качестве приоритетного ставился вопрос о перспективах исследований по проблемам рисоводства, напрямую заимствованный из японской методики).
- Лекции по дисциплине «Теория систем и системный анализ
- Тема 1. Основы теории систем (4 часа)
- 1. Введение в общую теорию систем
- 2. Системы. Понятие, структура системы, свойства систем.
- 3. Понятие структуры системы.
- Типы структур
- 4. Обратная связь в системе.
- 5. Классификация систем.
- 1. В.Н. Волкова, а.А. Денисов. Основы теории систем и системного анализа: Учебник. Изд. 3-е переработанное и дополненное. СПб.: Изд-во сПбГту, 2007.-512 с. (Гриф Минобр).Литература
- Системный подход в исследовании систем управления3
- 1. Понятие и основные принципы системного подхода
- 2. Сущность системного подхода
- 3. Пример «системного» подхода к задаче управления
- Вопросы для повторения
- Тема: Методы и модели теории систем
- 1. Логические основы системного анализа
- 2. Применение системного анализа в экономике
- 3. Моделирование как метод системного анализа
- 4. Методы и модели теории систем
- 4.1. Классификация методов моделирования систем
- Литература Основная
- Дополнительная
- Основы системного анализа цель и проблема в системном анализе4
- 1. Разнообразие целей
- 2. Цель и потребность
- 3. Особенности целей
- 4. Проблема и проблематика
- Проблемы целеобразования
- 5.1. Опасность подмены целей средствами
- 5.2. Влияние ценностей на выбор цели
- 5.3. Опасность смешения целей
- 5.4. Множественность целей
- 5.5. Изменение целей со временем
- 6. "Дерево целей"
- 7. Формирование критериев
- 7.1. Критерии как модель целей
- 7.2. Многокритериальность реальных задач
- 7.3. Критерии и ограничения
- Тема: анализ систем управления
- 1. Анализ су. Понятие, цели и задачи анализа
- 2. Решение задач анализа систем управления
- Вопросы для повторения:
- Тема: синтез систем управления5
- 1. Синтез су. Понятие, цели и задачи синтеза
- 2. Решение задач синтеза систем управления
- Вопросы для повторения:
- Тема: Структурный и функциональный анализ и синтез систем управления
- 1. Структурный анализ и синтез систем управления
- 2. Функциональный анализ и синтез систем управления
- Вопросы для повторения:
- Литература
- 2. Параметрический анализ и синтез систем управления
- Вопросы для повторения:
- Тема: методология и методики системного анализа
- 1. Естественнонаучная методология системного анализа7
- 2. Подходы к анализу и проектированию систем
- 2.1. Системно-элементарный подход
- 2.2. Системно-структурный подход
- 2.3. Системно-функциональный подход
- 2.4. Системно-генетический подход
- 2.5. Системно-коммуникативный подход
- 2.6. Системно-управленческий подход
- 2.7. Системно-информационный подход
- 3. Разработка методик системного анализа
- 3.1. Классические методики системного анализа
- 3.2. Методика системного анализа предприятия
- 1. Определение границы исследуемой системы.
- 2. Определение всех надсистем, в которые входит исследуемая система в качестве части.
- 7. Определение функций активных элементов системы, их "вклада" в реализацию роли системы в целом.
- 8. Выявление причин, объединяющих отдельные части в систему, в целостность.
- 9. Определение всех возможных связей, коммуникаций системы с внешней средой.
- 10. Рассмотрение исследуемой системы в развитии.
- Заключение
- Тема: метод «дерево целей»
- I-V - уровни системы; 1-39 - элементы системы. Пример: Цели фирмы и цели автоматизации («дерево целей» и показатели деятельности компании)
- И, таким образом, «дерево целей» автоматизации становится одной из ветвей «дерева целей» компании. Дерево целей – от миссии к показателям
- 2. Предприятие как целеустремленная система
- Литература
- 1. Сущность экспертного ранжирования
- 2. Метод непосредственной оценки
- 3. Метод нормирования
- 4. Метод последовательных сравнений
- Вопросы для повторения:
- Тема: методы « мозгового штурма»
- 1. Использование возможностей подсознания
- 2. Метод прямой мозговой атаки
- 3. Метод обратной мозговой атаки
- 4. Комбинированное использование методов мозговой атаки
- Тема: Экспертные методы системного анализа Метод Дельфы
- Недостатки метода Дельфы:
- Вопросы для закрепления знаний:
- Тема: Метод «swot-анализ».
- Проведение swot-анализа.
- Определение сильных и слабых сторон Вашего предприятия.
- Определение рыночных возможностей и угроз.
- Сопоставление сильных и слабых сторон вашего предприятия с возможностями и угрозами рынка.
- Правила проведения swot-анализа
- Откуда взять информацию для проведения swot-анализа?
- Вариант с примером !!! Тема: swot-анализ в исследовании систем управления
- Введение
- Методика проведения swot – анализа
- Более подробное описание методики
- 1. Формируется исходная модель.
- 2. Создание новой версии бизнес–модели путем импорта файла исходной.
- 3. Согласование представлений ведущих менеджеров о возможностях компании (в формате swot).
- 4. Определение на основании матрицы swot-анализа приоритетов развития и объектов реформирования планируемого периода.
- 5. Формирование сценария развития и набора стратегий деятельности.
- 6. Сопоставление выбранных стратегий с факторами внешней и внутренней среды компании
- 7. Оценка реализуемости стратегий и формирование перспективной организационной структуры компании
- 8. Формирование и закрепление целей компании по каждой из стратегий.
- 9. Формирование плана мероприятий
- Идеальный случай
- Маркетинговая информационная система
- Если мис отсутствует
- Информация для анализа внутренней среды
- Анализ внешней среды
- Макросреда.
- Ближайшее окружение
- 1.3. Количественный анализ
- 2. Анализ внутренней среды
- Выбор стратегии
- Литература
- Тема: методы морфологического анализа План лекции:
- 1. Немного истории
- 2. Метод морфологического ящика
- Морфологический метод анализа в определении сущности процессов управления
- 4Качала в.В. Основы системного анализа: Учеб. Пособие. – Мурманск: Изд-во мгту, 2003. – 104 с.