logo search
ответы ИТ

6.Автоматизированные информационные системы (понятие, структура, классификация).

Автоматизированные информационные системы (АИС) от­носятся к классу сложных систем, как правило, не столько в связи с большой физической размерностью, сколько в связи с многозначностью структурных отношений между их компонен­тами .В рамках системного анализа сложные системы изуча­ются посредством разбиения на элементы: предполагается, что сложная система есть целое, состоящее из взаимосвязанных час­тей, которые не могут быть определены априорно, а строятся или выбираются в процессе декомпозиции (физической или концептуальной) исходной системы . Поэтому, прежде чем непосредственно перейти к изучению АИС, рассмотрим основ­ные понятия и подходы к классификации информационных сис­тем (И С) вообще. В настоящее время нет единого определения ИС и нет еди­ной их классификации в связи с динамично протекающими про­цессами накопления знаний в области информационных техно­логий, поэтому приведем для сравнения наиболее существенные. Информационная система — совокупность информацион­ных, экономико-математических методов и моделей, техниче­ских, программных, технологических средств и специалистов предназначенная для сбора, хранения, обработки и выдачи ин­формации и принятия управленческих решений. информационная система есть распространенное обозначение человеческого коллектива и процедур, а также разработанного, построенного, используемого и обслуживаемого оборудования для сбора, обработки, сохранения, извлечения и отображения информации. Актуальной задачей в информационном плане на сегодняш­ний день для предприятий и корпораций всех организационных форм и видов собственности и в любой предметной области явля­ется обеспечение надежного управления всем объемом разнород­ных данных, которые порождаются, хранятся и используются в различных ИС, существующих на предприятии и связанных с ин­формационной поддержкой продукции (услуг) в течение ее жиз­ненного цикла. Разнообразие проблем, решаемых с помощью ИС, привело к появлению разнотипных систем, различающихся принципами построения и заложенными в них правилами обра­ботки информации. ИС можно классифицировать по различным признакам. В ос­нову нижеприведенной классификации [19] положен ряд сущест­венных признаков, определяющих функциональные возможности и особенности построения современных систем; также принима­лись во внимание объем решаемых задач, используемых техниче­ских средств, организации функционирования и т. д. По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чи­сел и текстов. Над такими данными можно выполнять различ­ные операции. В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществля­ется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится. Основываясь на степени автоматизации информационных про­цессов в системе управления фирмой (организацией), ИС делят­ся на ручные, автоматические и автоматизированные. Ручные ИС характеризуются отсутствием современных тех­нических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. В автоматических ИС все операции по переработке инфор­мации выполняются без участия человека. Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, при­чем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соот­ветствует современному представлению понятий «информацион­ная система» и «автоматизированная система». Автоматизированная система (АС) — это совокупность програмныхинформационных ресурсов и аапаратных средств предназначенных для решения проф задач