4.Основные этапы внедрения и развития аис
Разработка и внедрение АИС довольно сложный в организационном плане процесс, который разбивается на несколько стадий.
Предварительные переговоры. Когда руководитель принял решение об автоматизации тех или иных видов деятельности своей организации и выбрал разработчика будущей системы, он знает, что хочет иметь в итоге, но, как правило, плохо представляет какое техническое и программное обеспечение должно быть, как должен осуществляться процесс разработки и внедрения. Естественное желание - все эти заботы переложить на разработчика. Однако возникает некоторая загвоздка: разработчик в свою очередь не знает, пока, предприятия заказчика и протекающих на нем процессов. Решение вопросов создания АИС должно осуществляться в определенной последовательности. На предварительных переговорах, принимается решение о проведении экспресс исследования, оговариваются вопросы конфиденциальности и взаимодействия, обсуждается последовательность и технология работ.
Договор о конфиденциальности. Работа у заказчика предполагает получение разработчиком доступа к сведениям, содержащим коммерческую тайну. Естественно, что заказчик должен иметь гарантию неразглашения этих сведений. Несмотря на то, что ответственность сторон в этом случае определяется действующим законодательством (ст.139 ГК РФ, ст. 183 УК РФ), заказчик спокойнее чувствует себя, если оформлен Договор о конфиденциальности.
Экспресс исследование. Чтобы что-то предложить, разработчик должен ознакомиться с объектом автоматизации. Для этого проводится экспресс исследование, позволяющее собрать предварительную информацию об организации бухгалтерского, оперативного и других видов учета и т.д., выделить самые сложные места, оценить какой компьютерный парк используется и др. информацию, которая позволяет оценить сложность будущей системы, примерные трудозатраты и время разработки. Эта работа проводится в течение 3-4 дней, еще неделя уходит на подготовку отчета, в котором, как правило, предлагается несколько вариантов создания АИС.
Полученные в ходе экспресс исследования сведения призваны помочь заказчику в принятии решения на внедрение АИС.
Договор на разработку и внедрение. Далее стороны заключают договор на разработку и внедрение корпоративной информационной системы, который является основанием для начала работ.
Разработка Технического задания. Работы начинаются с формирования требований заказчика к создаваемой системе и оформления их в виде технического задания (ТЗ). ТЗ является основным документом, определяющим требования и порядок создания автоматизированной системы, в соответствии с которым проводится разработка системы и ее приемка при вводе в действие. Кроме того, на основании ТЗ производится калькуляция работ, уточняются трудозатраты.
Не следует ожидать, что разработчик сам полностью определит, как должны быть организованы на Вашем предприятии документооборот, финансовые потоки, система управления, и т.д. Конечно, исходя из своего опыта, разработчик может дать некоторые рекомендации, но лучше предоставить решение этих вопросов специалистам по управленческому консалтингу, по аудиту и т.д. или выделить наиболее опытных специалистов, хорошо разбирающихся в протекающих на предприятии бизнес процессах и способных сформировать необходимые требования. В любом случае работа по подготовке ТЗ проводится разработчиком в тесном сотрудничестве со специалистами заказчика.
Разработка Технического проекта. После разработки и утверждения ТЗ разрабатывается Технический проект внедрения информационной системы. Проект предполагает детальную проработку конфигурации будущей системы с детализацией до конкретных форм документов и отчетности. Написание проекта может занимать до 50% времени на разработку всей системы в целом. Такой длительный срок ожидания первого внедрения чаще всего не может устроить заказчика. Для решения этой проблемы в "Имплозии СОФТ" выработана методика, по которой написание проекта и разработка системы производятся практически одновременно, а внедрение разработанных фрагментов системы осуществляется поэтапно, что позволяет получать практическую отдачу от системы задолго до окончания ее полной разработки.
Разработка и внедрение АИС. Работы по разработке информационной системы могут выполняться разработчиком как на территории и компьютерах заказчика, так и в собственном офисе с использованием своей оргтехники. Последнее предпочтительнее с той точки зрения, что не отвлекает ресурсы и специалистов заказчика на все время работ и позволяет продолжать работу на старых программах, если они до этого были установлены. Внедрение, естественно, производится у заказчика.
Обучение персонала заказчика. Можно затратить большие суммы на разработку и внедрение, однако ни одна информационная система не будет эффективно работать без подготовленного персонала. Мы предлагаем осуществить двухэтапное обучение персонала заказчика. 1. Изучение работы с компьютером, операционной системы, офисных программ, общих сведений о типовых программных продуктах. Обучение должно проводиться сразу, после заключения договора на разработку и внедрение системы. Это поможет правильно сформировать требования к будущей системе и быстрее ее освоить. Как правило, это обучение в договор на разработку и внедрение не включается и осуществляется за отдельную плату. 2. Изучение разрабатываемого программного обеспечения. Это обучение предусмотрено договором и проводится бесплатно в процессе внедрения системы непосредственно на рабочих местах.
После обучения, используя описание системы и разработанное исполнителем Руководство пользователя, специалисты заказчика могут самостоятельно совершенствовать свои знания и эксплуатировать систему.
Техническая поддержка. Любое предприятие может выдержать конкурентную борьбу, лишь развиваясь и совершенствуясь. При этом должна развиваться и совершенствоваться информационная система предприятия. Поэтому после внедрения информационной системы мы предлагаем заключить договор на техническую поддержку системы. Этот договор устанавливает порядок взаимоотношений между исполнителем и заказчиком с целью выполнения работ по развитию информационной системы на основе отдельных заданий заказчика по мере необходимости. Договор не предполагает абонентской платы, осуществляется оплата только фактически выполненных работ.
- 1. Информационные ресурсы, их роль в управлении. Использование новых информационных технологий в экономике и управлении.
- 2.Автоматизированные информационные технологии, тенденции их развития.
- 3.Современные субд, основные характеристики.
- 4.Основные этапы внедрения и развития аис
- 5.Выбор комплекса технических средств, для аис предприятия.
- 6.Автоматизированные информационные системы (понятие, структура, классификация).
- 7.Поиск информации и поисковые системы в Internet.
- 8.Классификация и тенденции развития программного обеспечения аис.
- 9.Информационные технологии управления персоналом.
- 10.Системные программы. Операционные системы эвм. Сетевые операционные системы.
- 11.Функции банков данных в автоматизированных системах.
- 12.Прикладные программы в управленческой деятельности. Их классификация.
- 13.Арм менеджера по персоналу, состав решаемых задач.
- 14.Системы автоматизации кадрового учета.
- 15.Оценка качества и выбор программных средств для аис и арм, требования к программным продуктам.
- 16.Государственные, отраслевые, локальные классификаторы информации, их применение.
- 17.Постановка задачи. Входная, выходная информация. Алгоритм решения задачи.
- 18.Структура и содержание информационного обеспечения аис.
- 19.Использование экспертных систем в экономике и управлении.
- 20.Роль пользователей в создании аис и постановке задач.
- 21.Информационные технологии логистики предприятия.
- 22.Услуги сети Интернет. Электронная почта.
- 23.Состав и организация внутримашинного информационного обеспечения. База данных аис предприятия.
- 24.Топология, оборудование локальных вычислительных сетей.
- 25.Технология формирования документов. Электронный документооборот.
- 26. Стадии и этапы создания аис.
- 27. Функциональная структура аис предприятия. Обоснование и выбор состава автоматизируемых задач.
- 28. Информационные технологии управления фирмой.
- 29. Автоматизированные рабочие места специалистов. Назначение и общая характеристика арм менеджера.
- 30. Информационно-справочные системы, их использование в управлении.
- 31. Состав комплекса технических средств асу предприятия.
- 32. Компьютерная технология ведения кадрового учета.
- 33.Глобальные и локальные компьютерные сети, их возможности.
- 34.Корпоративные информационные системы.
- 35. Виды и основные возможности систем подготовки текстовых документов.
- 36.Обеспечивающие подсистемы аис.
- 37.Глобальные и локальные компьютерные сети, их возможности, использование в управлении.
- 38.Технология использования табличных процессоров в финансовых расчетах.
- 39.Информационные технологии в финансовом менеджменте.
- 40.Технология «файл-сервер» и «клиент- сервер»: особенности построения и области применения.