logo search
Курс лекций КИТ

Формирование сетевой экономики

Проникновение глобальной информационной сети Интернет во все сферы народного хозяйства положило начало процессу формирования сетевой экономики. Главнейшими источниками процесса организационной трансформации являются два фактора: глоба­лизация рынков и технологические изменения, которые заставляют оборудование быстро стареть, а фирмы неус­танно обновлять информацию о процессах и продуктах.

Жители Беларуси получили доступ к Интернету в 1996 г. В 2000 г. число пользователей Интернета составляло 10—20 тыс., к 2002 г. возросло в 40 раз. На 100 человек приходит­ся 7,77 компьютеров, из них 7,39 % подключены к Интернету.

В 2002 г. принята программа "Электронная Беларусь", согласно которой в Беларуси наиболее активно должны развиваться телекоммуникационные технологии.

В 2005 г., по данным ООН, 14 % мирового населения имело выход во Всемирную паутину (в США, например, этот показа­тель достигал 62 %).

В Сети работает наиболее активная часть бизнеса — в первую очередь предприятия, применяющие высокие технологии, и торговые предприятия, использующие Интернет для продаж.

Сетевая экономика — это не просто объединение несколь­ких предприятий посредством сети. В ней кардинально меня­ются некоторые правила. Кевин Келли предложил 12 правил сетевой экономики. Наиболее, важными представляются следующие:

Конкурентное преимущество может быть достигнуто с ростом способности фирмы иметь дело с клиентами, поставщиками, изделиями замены и услугами, новыми участниками на рынке, который по очереди может изменять равновесие сил между устойчивыми и другими конкурентами в промышленности пользу фирмы.

Основной сущностью сетевой экономики становится пред­приятие, не имеющее фиксированной организационной и тер­риториальной структуры, — виртуальное предприятие. В на­стоящее время стало возможным организовать глобальную деятельность на отдельных рабочих местах. Такие информаци­онные технологии, как электронная почта, Интернет и видео­конференции, позволяют скоординировать географически рас­сеянных сотрудников в различных часовых поясах и культу­рах. Речь идет об интенсивном взаимодействии реально имею­щихся специалистов и подразделений различных предприятий в виртуальном пространстве с помощью новейших информационных и коммуникационных технологий. Это взаимодействие призвано повысить уровень кооперации и координации партне­ров, и, в конечном счете, — конкурентоспособность производимой ими продукции и, соответственно, прибыль.

Виртуальное предприятие ориентировано на заказчика, по­этому его основные характеристики — быстрота выполнения заказа и полнота удовлетворения потребностей клиента. Такое предприятие не имеет отраслевых или ведомственных барьеров. С включением заказчиков и подрядчиков в единую открытую организационную структуру границы между взаимодействующими предприятиями становятся весьма нечеткими, прозрачными и подвижными.

Создание виртуального предприятия означает интеграцию уникального опыта, производственных возможностей и передовых технологий ряда предприятий-партнеров вокруг некоторого проекта, который они не могут выполнить в отдельности. Например, можно объединить достоинства больших (мощных, но обладающих сильно инерционностью и медленно реагирующих на изменения проектов или рынка) и малых (испытывающих недостаток в ресурсах, но способных быстро реагировать на изменения и пере страиваться) предприятий.

Инновации охватывают и сферу продуктов предприятий. Виртуальный продукт может быть изготовлен и адаптирован к запросам потребителя в кратчайшее время, в любом месте и в различной форме. Для этого он должен существовать в некой предварительно идеальной форме (например, в компьютере) еще до его изготовления. Ярким примером служит использование идеи виртуального продукта в японской фирме Тойота: автомобиль производят в течение 72 часов в соответствии с заказом клиента (выбираются цветовая гамма, отделка салон мощность двигателя, коробка передач и т.п.).

Компании при реализации изделий и услуг не ограничены своим физическим расположением. Информационные системы сетевой структурой дают возможность компаниям координировать их географически распределенные подразделения как виртуальные корпорации (или виртуальные организации), иногда называемые организациями с сетевой структурой. Виртуальные организации используют сети, чтобы связать людей, имущество и идеи с поставщиками и клиентами, создать и распределить новые изделия и услуги без ограничения традиционными организационными рамками или физическим расположением. Компания может пользоваться возможностями другой компании без физического соединения с ней.

Таким образом, все указанные изменения в организации деятельности предприятия не могут быть не замечены руководством предприятия.